Проект «Трудные звуки»
Название проекта: Трудные звуки.
Руководитель проекта: Тимошенкова Надежда Георгиевна
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: учитель-логопед, ученики начальных классов, родители.
Актуальность:
Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Проблема:
нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.
Цель:
коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.
Этапы проекта
Подготовительный:
изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
провести диагностику детей, анкетирование с родителями.
Основной этап:
развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках
осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал
приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)
оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков
Заключительный этап:
диагностика детей.
анкетирование родителей.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).
Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:
словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);
наглядные (демонстрационный материал);
практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).
Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.
Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.
Календарный план реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения мероприятия
Наименование мероприятия
Сентябрь
Диагностика
Октябрь
Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»
Ноябрь
Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»
Декабрь
Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков
Январь
Консультации для родителей и педагогов
Февраль
Открытые занятия для родителей
Март
Участие детей в праздничном концерте для мам
Апрель
Неделя правильной речи
Май
Итоговые занятия
Предполагаемый результат:
повысится интерес детей к учебной деятельности;
улучшится качество звукопроизношения;
повысится уровень развития психических процессов.
Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.
Оценка эффективности реализации проекта:
Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:
звукопроизношения;
психических процессов;
коммуникативных функций речи.
Дальнейшее развитие проекта:
публикация проекта;
проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагается использование данного проекта:
в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
обмен опытом с коллегами.
Светлана Филиппова
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.
В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».
Цель проекта-
развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.
Задачи проекта
1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;
3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;
Обогащение опыта родителей в воспитании детей.
В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:
Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»
изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.
Перчаточный Мишутка-язычок
Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)
Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш
получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.
Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш
Ша-ша-ша- наша змейка хороша
Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо
Трудолюбивая пчелка Жужа,
которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,
Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;
Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат
Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу
Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
изготовили Мананников Алеша со своей мамой
Оразова Жасмин изготовили с мамой
пальчиковый театр по сказке» Репка»
Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.
Публикации по теме:
Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.
Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.
Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта:
- разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- обогащать словарный запас и развивать речь;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Ценность проекта:
- создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
- оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
- реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
- речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
- являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
- помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды: |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: |
Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка. |
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
- КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
- Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
- Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Изучить опыт по данной проблеме.
- Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план-график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Продолжительность проекта – 8 месяцев.
Направления |
Действия по реализации задач |
Ожидаемые результаты |
Участники реализации |
||
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года |
|||||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня |
Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС |
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ |
Учитель-логопед |
||
II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г. |
|||||
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги работающие с детьми |
|||
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ |
|
Комплекс коррекционных занятий |
|||
Программно-методическое обеспечение |
|
Пакет документов по каждому направлению: Индивидуальный образовательный маршрут. Перспективно-календарное планирование Методическое обеспечение Диагностические материалы |
|||
Создание условий для реализации проекта |
Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН |
Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям. |
|||
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г. |
|||||
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы» |
Учитель-логопед, |
|||
Речь и речевое развитие |
Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву». |
||||
Художественная литература |
Чтение
: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». |
||||
Изобразительная деятельность |
Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку», |
||||
Учебная деятельность |
Познавательные занятия.
|
||||
Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная). |
|||||
Взаимодействие с родителями |
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе» |
||||
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года |
|||||
Промежуточный мониторинг |
|
Учитель-логопед |
Формы работы:
- занятия: подготовка к обучению грамоте
- экскурсии (библиотека, школа)
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
- речевые праздники.
- презентация мини-музея «Моя любимая буква»
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
- Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
- Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
- Публикации опыта работы.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном. дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной. струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Достигнутые результаты за последний год:
1. дети научились правильно дышать;
2. научились различать ротовое и носовое дыхание;
3. научились использовать речевой выдох экономично, что позволило им правильно произносить звуки, слоги, слова и предложения на выдохе и плавно;
4. научились рассказывать по картине, серии сюжетных картин и самостоятельно без нарушения слого-ритмического рисунка текста;
5. приобретенный навык правильного речевого выдоха, дети научились использовать в самостоятельной речи, при общении между собой, при общении со взрослыми.
Практический результат проекта:
1. Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
2. Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;
3. Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и вовремя непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми,
4. Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
5. Оборудованы папки с консультациями для родителей;
6. Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества
7. Оформление выставки «Послушный ветерок».
8. Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Социальная значимость проекта:
Развитие речевого дыхания очень важно для развития речи:
1. Умение ребенка правильно дышать – это умение говорить плавно.
2. Умение ребенка ощущать разницу в направлении воздушной струи (дифференциация носового и ротового дыхания) – это умение говорить без назализованного (носового) оттенка
3. Умение ребенка говорить на выдохе (регулирование ритма, силы и правильного направления воздушной струи) – это умение говорить без пропусков звуков, слогов и слов или задержки в их произношении.
4. Развитие четкой работы органов дыхания и артикуляции, что помогает правильному функционированию голосовых связок, а это позволяет говорить звонко и соблюдать темп и ритм речи.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Составление плана - схемы проекта.
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров».
Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Работа с родителями:
1. Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» (1 неделя проекта).
2. Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.
3. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» (2 неделя проекта).
4. Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования.
5. Анкетирование о результатах проекта.
Работа с педагогами ДОУ:
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
Итоговый Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики
Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск
Проект по теме:
« Логопедическая кладовая »
Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О
Черногорск 2017
Введение
:
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»
В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.
При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.
Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.
Уникальность проекта
Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.
Вид проекта : долгосрочный.
Продолжительность : 5 месяца
Сроки реализации : январь – май 2017г.
Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.
Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,
Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа
Актуальность проекта .
В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .
Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.
Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .
Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.
*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.
Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .
Задачи проекта:
1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;
2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;
3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;
4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;
5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .
Задачи:
1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .
3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.
II. Основной этап (практический) :
Реализация содержания проекта .
1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».
2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».
3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.
4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.
5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .
6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .
7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.
III. Заключительный этап :
Ожидаемые результаты :
1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;
2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;
3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;
5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;
6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .
речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.
Продукт проекта:
1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).
2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.
4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.
Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.
5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):
схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.
6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)
7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.
8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.
9. В центре методического сопровождения представлена:
справочная литература по логопедии и детской психологии;
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения;
методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.
10. Информационный центр, где размещаются:
график работы логопеда
результаты обследования;
материал по лексической теме и звукопроизношению;
индивидуальные тетради;
игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.
11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.
переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.