Релаксационные упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Релаксационная гимнастика до и после дневного сна Релаксация для дошкольников упражнения для воды

Валентина Юрьевна Иванцова
Способы релаксации с детьми в детском саду

Упражнения на дыхательную релаксацию.

Упражнения помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.

Дыхательное упражнение

Вдохните, медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.

Задержите дыхание на четыре секунды.

Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

Повторите это 6 раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимые.

Упражнение «Задуй свечу»

Сделайте глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

Резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».Повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Упражнения на мышечное расслабление.

При регулярных занятиях снимается и не накапливается напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность. Детям подходят упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Упражнения повторяются 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувст-вуйте, как напряжена правая рука.

Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ-ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей

Вы, снежинка, летящая над заснеженным лесом.

Упражнения на мышечную релаксацию

(с использованием зрительных образов).

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются, становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение «Раздувающийся шар»

Представьте, что у вас туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Упражнения с мыслеобразами.

Любимое место.

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании, дышите спокойно и ровно, по-старайтесь отключиться от внешнего мира. Представьте себе место, где вы чувствовали себя спокойно и комфортно (полянка в летнем лесу, пляж, любимая комната). Постарайтесь увидеть его в деталях. Постепенно попробуйте сделать картинку ярче, ближе, больше и наблюдайте за изменениями в своих ощущениях, стараясь добиться максимального расслабления и внутреннего комфорта. Запомните этот образ. С каждым разом вам будет все легче его вызывать, таким образом вы сможете быстро входить в состояние релаксации.

Встреча с солнцем.

Представьте, что вы находитесь на берегу океана. Совсем недавно здесь бушевал шторм, но теперь ветер стих, океан успокоился, и только легкая зыбь на его поверхности напоминает о происходившем. С каждым мгновением водная гладь становится все спокойнее. Облака растворяются, и проявляется чистое и спокойное синее небо. Вы видите, как из-за горизонта выглядывает край оранжевого шара - это солнце. Затем этот шар поднимается все выше и выше. Он озаряет своими лучами всю природу, всех живых существ - людей, животных, растения. Даже самые маленькие существа, невидимые нашему глазу, озарены солнечным светом. Солнце освещает миллионы людей, и каждому посылает свой луч. Вы чувствуете, как солнечные лучи проникают прямо в вашу грудь, в ваше сердце - центр вашего живого «Я». Солнце светит ярче, и вы буквально купаетесь в его золотом сиянии. Зрительно представьте себе, как его сила пронизывает и наполняет каждую клетку вашего организма, обновляя и укрепляя его и даря вам здоровье и спокойствие. Пред-ставьте себе, что вы будете полностью насыщены золотой солнечной энергией. Солнце поднимается все выше в небе. Представьте себе, как с величием и силой расходятся его лучи, чтобы одарить своим светом и теплом все человечество, все живое, и вас в том числе. Когда солнечный свет станет очень ярким, защитите ваши глаза, слегка зажмурив их. Представьте, как люди буквально купаются в солнечном свете, наполняясь гармонией и счастьем.

Полет белой птицы.

Представьте, что вы лежите на теплом желтом песке, над вами спокойное, чистое, синее небо. В небе плавно летит белая птица. Вы поднимаетесь и летите рядом с ней. Вы сами - белая птица. Вы летите в синем небе, под вами – спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Вы подлетаете, опускаетесь на теплый желтый песок, снова превращаетесь в человека и ложитесь на спину. Вы лежите на теплом желтом песке, надо вами спокойное синее небо, вы расслаблены, отдыхаете. Ступней ваших ног коснулась приятная прохлада, она заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Вам легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые. Три глубоких вздоха, вы открываете глаза и встаете. Вы отдохнули!”

Янтарный замок.

Сегодня мы увидим янтарный замок. С этой мыслью мы спешим к синему морю. Уже издалека видим золотую рыбку. Она, выпрыгивая из воды, светится на солнышке. Золотая рыбка предлагает нам опуститься на морское дно. Именно этого мы больше всего хотели сегодня. Мы делаем глубокий вдох- медленно выдыхаем. Вдох- выдох, вдох-выдох. Несколько мгновений- мы уже в морском царстве, и не где-нибудь, а на морском дне. Нам интересно все, что окружает нас. Под нами белый-белый песок. Он, скорее всего, похож на мел. Рыбка объясняет нам, что песок становится белым в честь самых почтенных гостей, и понимаем, что она имеет в виду нас, и расплываемся в улыбке. Улыбка не только на наших губах, но и все внутри нас улыбается. Наше тело расслабляется, а мы переполняемся необыкновенным чувством тепла и любви. Дышится легко, ровно глубоко…Нас окружают невиданные розовые и сиреневые растения: стебли и листья их настолько гибкие, что шевелятся от малейшего движения воды. Коралловые белые и бирюзовые рифы расположены слева от нас. Это своеобразные морские горы, такой причудливой конфигурации, что трудно оторвать от них глаз. Мы проплываем над ними, разглядываем их сверху. Впереди нас ярко освещенное пространство. Это и есть янтарный замок. Он светится как тысячи маленьких солнышек. А смотреть на него одно удовольствие. Это свечение обращено к нам. Таинственные лучи нежно проникают в нас и заполняют светом. И мы становимся маленькими солнышками. Дышится легко, ровно, глубоко. Мы возвращаемся из замка и дарим тепло маленького солнышка окружающим людям, цветам…

Сотвори в себе солнце.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Волшебный цветок добра.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза.. Посмотрите по сторонам… Пошлите друг другу добрые мысли… Всего вам доброго!

Путешествие на облаке.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет нас сейчас в такое место, где мы будем счастливы. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет всех назад. На твое место в группе детского сада. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо всех покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что чадо после активной игры не может успокоиться, а расслабляющий массаж сделать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.

Мышечная

Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон. Разработанная им методика достаточно проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

Упражнения на мышечную релаксацию задействуют мышцы рук, ног, пресса, груди и спины. На 10-15 минут ребенку предлагается сжать кулачки или напрячь живот, а затем «отпустить» это состояние и прочувствовать его. По возможности ребенок должен находиться в удобной полулежащей позе, но при необходимости небольшое занятие можно провести в любой обстановке.

Дыхательная

Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться.

Для применения техники дыхательной релаксации не обязательно выбирать конкретное время или место. Естественно, пешеходная дорожка вдоль оживленной трассы не подойдет для выполнения упражнений, но аллеи городского парка будет достаточно. Дома можно принять удобную позу на диване или в мягком кресле и максимально расслабиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.

Звуковая

Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.

Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:

  1. дождь;
  2. шум леса с птичьими трелями;
  3. морской прибой.

Аутотренинг

Основа методики аутотренинга - самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.

Основное условие успешности аутотренинга для дошколят - использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.

Арт-терапия

Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.

Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

Упражнения для релаксации

Выбор методики релаксации для конкретного возраста должен учитывать возможности ребенка и его склонности.

От рождения до года

Акустическая релаксация рекомендована мамочкам еще до рождения малыша. Те же приемы можно использовать и для грудничков. Мелодии детских песенок в акустическом переложении и звуки природы помогут уснуть и привлекут внимание раскапризничавшегося карапуза.

Цветовая гамма детской должна успокаивать, пастельные тона и голубо-зеленая гамма влияют умиротворяюще. Перед отходом ко сну у ребенка аккуратно изымаются яркие и громкие игрушки.

Мышечный тонус помогут снять упражнения с большим мячом. Имитация плавания и прыжков вызовет необходимые для последующей релаксации сокращения мышц. Массаж стоп и кистей позволит быстрее расслабиться.

От 1 до 5 лет

Эта возрастная группа способна воспринимать любые методы релаксации. Их симбиоз усилит эффект процедуры. Рисование под музыку или аутотренинг под звуки прибоя помогут быстрее избавиться от стресса, как и чередование физических упражнений с дыхательными. Блок занятий на релаксацию может выглядеть таким образом:

  • Ребенку предлагается представить ссору и напугать соперника страшной позой: оскал, сжатые кулаки и напряженные ноги. Через минуту необходимо «простить» соперника и с улыбкой помахать ему рукой. Повторяется 3-4 раза.
  • После драки надо отдохнуть. Ребенок должен представить поход с костром и шашлыками. В положении лежа с закрытыми глазами он глубоко дышит носом, представляя ароматы хвои, реки или вкусной пищи. Перед обедом это упражнение будет особенно актуально.

Старший дошкольный возраст

Научить ребенка контролировать свое психоэмоциональное состояние необходимо до поступления в школу. К первому классу он уже должен уметь успокоиться после перемены самостоятельно. Наиболее актуальны дыхательные упражнения и аутотренинг.

Сосредоточиться и переключиться на мыслительный процесс помогут глубокий медленный вдох через нос и выдох через рот. Переключиться с двигательной активности поможет мысленный спуск на парашюте. Необходимо представить прыжок, зависание и медленное приближение к земле. В момент мысленного касания земли ребенок практически готов к занятиям.

В заключение

  1. Умение расслабляться - важное условие полноценного развития ребенка. Не стоит рассчитывать, что этот навык появится быстро, разовое упражнение действия практически не окажет. Залог успешности занятий на релаксацию в повседневной работе;
  2. Выделяя несколько раз в день по 10-15 минут для упражнений с дошкольником, можно исключить многие свойственные этому возрасту проблемы.

Релаксация в системе кинезиологии для детей раннего и младшего возраста в ДОУ

Релаксация относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Кинезиологические упражнения можно использовать, как на самих коррекционно - развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперактивности.
Данная разработка может послужить практическим пособием для воспитателей, использоваться как картотека.
Упражнения на релаксацию для детей младшего возраста
1. Тропинка.
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.

2. Морковка
Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!
Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» - вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.

3. Дождик
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.

4. Грибок
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем!
Вот он маленький какой,
Скоро вырастет большой!
Дети ходят по группе, сопровождая слова движениями, садятся на корточки, на последних словах выпрямляются, встают на носочки и поднимают руки вверх. Выполняют 2-3 раза.

5. Котик
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Мягкая, пушистая,
Беленькая, чистая.
Дети рассматривают мишку, водят хоровод с ним, затем передают друг другу и гладят его меховую шубку.

6. Ручки-ножки
Хлоп-хлоп, где наши ручки?
Топ-топ, где наши ножки?
Хлоп-хлоп, вот наши ручки!
Топ-топ, вот наши ножки!
Дети встают в круг, выполняют движения, в конце упражнения уронить ручки вниз
и похлопать по коленочкам.

7. Кукла
Уложу я куклу спать,
Стану песню напевать.
Баю-бай, баю бай!
Кукла, глазки закрывай!
Дети берут кукол, ходят с ними по комнате, поют и укладывают кукол спать.

8. Киска
Киска, киска, вот твоя миска!
Киска, не влезай на стол,
Миску ставлю я под стол!
Дети стоят в кругу, встают на носочки, вытягивают ручки, поджимая с напряжением пальчики, как киска коготочки, конце упражнения расслабляют руки и опускают вниз.

9. Птички
Прилетели птички,
Птички-невелички!
Будем с птичками летать
И на ветке будем спать!
Движения выполняются под музыку. Дети бегают и, подражая птицам, машут ручками, потом садятся на стульчики, удерживая ножки на весу, стараясь не касаться пола.

10. Снежинки.
Мы белые снежинки,
Как легкие пушинки,
Мы кружимся, летаем,
Мы радуем и таем…
Дети танцуют под музыку, в конце упражнения медленно опускаются на ковер, с закрытыми глазами продолжают слушать музыку 2-3 минуты.

11. Лошадки
Мы – веселые лошадки,
Скачут с нами все ребятки,
А теперь домой идем
И немножко отдохнем.
Дети бегают, подражают лошадкам, затем переходят на спокойную ходьбу и садятся на ковер или на стульчики. Воспитатель гладит «послушную лошадку».

12. Зайка
Зайка скачет под кустом,
Вымок, бедный, под дождём.
Посмотри, как ты промок!
Прячься, зайка, под пенёк!
Дети скачут, как зайки, затем приседают, закрывают голову руками. Напряжение сменяется расслаблением.

13. Хоровод
Наш веселый хоровод
Собирает весь народ.
Бегай, с нами, не зевай,
Прыгай, хлопай, приседай!
Упражнение выполняется под музыку. Дети ходят по кругу, бег на месте, прыжки, хлопки, завершается упр-е приседаниями, затем дети слушают музыку, сидя на ковре.

14. Санки
Вот зима. Кругом бело,
Много снега намело.
Во дворе у нас гора,
Все катаются с утра.
Покатили санки вниз!
Кто на горке, берегись!
Дети бегут друг за другом по кругу. На последних строчках дети убегают и садятся на стульчики. Выполняется 2-3 раза.

15. Тук-тук
Тук-тук, ток-ток,
Бей покрепче молоток.
Детки строят новый дом,
Чтобы куклы жили в нем.
Дети ритмично стучат кулачками, затем все берутся за руки и поднимают руки вверх. Повторяется 2-3 раза.

16. Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Упражнение выполняется на ковре, руки в стороны, напряжение сменятся расслаблением.

17. Машина каша
Кушай, Маша, вкусную кашу,
Чтобы ножки топали,
Чтобы ручки хлопали.
Чтобы весело гулять,
Чтобы крепче Маше спать!
Слова сопровождаются движениями. В конце упр-я дети садятся на стульчики, складывают ладошки по щечку, успокаиваются.

18. Облако
Полечу я выше тучи
Над землёй, над землёй.
Я увижу с неба домик,
Садик свой, садик свой.
Упражнение проводится на ковре. Дети лежат с закрытыми глазами, слушают воспитателя. Продолжают слушать тихую спокойную музыку 3-5 мин.

19. Что болит?
Надо Мишу полечить,
Зайчика и Петю.
Очень добрые врачи
Приезжают к детям!
Воспитатель исполняет роль врача, спрашивает: Что болит? Детки показывают ручки или ножки, воспитатель гладит их и всё проходит.

20. Салют
Детки песенки поют,
Играют и танцуют.
А для папочки салют
Сегодня нарисуют!
Дети при слове «салют» машут цветными лентами, упражнение воспитывает внимание, координацию, амплитуду движений. Проводится перед началом занятия.

21. Солнышко
Смотрит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку!
Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках, вытягивают руки вперед с разведенными пальчиками, затем хлопают в ладошки, улыбаются и гладят щёчки.

22. Мячик
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Прыг-скок, прыг-скок!
Лопнул-хлопнул и молчок!
Дети прыгают, затем останавливаются, приседают или садятся на стульчики.

23. Рыбки
В банке – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
Дети подражают движениям плавников рыб, двигаются по комнате плавно, тихо. 2-3 мин.

24. Петушок
Петушок, петушок, золотой гребешок!
Масляна головушка, шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
Дети гладят свою голову, грудь, повторяют слова за воспитателем.

25. Мишка
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поёт.
Дети подражают движениям медведя, чередуют ходьбу с наклонами, повторяют слова.

26. Тепло – холодно.
Как на тоненький снежок
Выпал беленький снежок.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Движения выполняются попеременно: дети потирают ладошки и топают ножками.

27. Прогулка
Мишка по лесу гулял
И цветочки собирал.
Долго Мишенька гулял,
Сел Мишутка, задремал.
Дети ходят по комнате, затем садятся на стульчики, успокаиваются и закрывают глазки.

28. Цветочек
Вот цветочек вырастает,
Подрастает, расцветает,
Лепесточки раскрывает,
Утром солнышко встречает!
Дети имитируют раскрывающийся цветок, в конце упражнения ладошки открыты навстречу солнышку.

29. Семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – это я,
Это всё моя семья!
Пальчики одной руки сжаты в кулачок. Кулачок разжимается постепенно. В конце упражнения ладошки открыты и расслаблены.

30. Водичка
Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!
Слова сопровождаются движениями: дети выполняют поглаживающие движения, в конце упражнения все улыбаются, мышцы расслабляются.

31. Комарик
Прилетел комарик
На воздушный шарик.
Улетай, комарик,
Чтоб не лопнул шарик!
Дети «ловят» комарика, прогоняют его, машут ручками и показывают, какой большой у нас шарик. Повторяется 2-3 раза.

32. Бабочка
На зелёном на лужку
Бабочки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
Дети бегают, помахивая руками, как крылышками. Периодически приседают, потом снова продолжают упражнение.

Статья. Релаксация для детей в детском саду


Дети в детский сад приходят и трудятся наравне со взрослым целый день. Образовательная деятельность и большой детский коллектив часто приводит к тому, что организм ребенка начинает уставать и появляется потребность ребенка в расслаблении, снятии напряжения.
Самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя - это расслабиться. Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Ведь систематические перенапряжения, утомления, раздражения очень сильно влияют на нервную систему, психологическое состояние ребенка и его здоровье в целом.
Для релаксации в детском саду целесообразно применять игры и упражнения на расслабление как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка.
Очень хорошо расслабляют игры с песком и крупами. Когда ребенок берет в руки песок и медленно его выпускает сквозь пальчики или осторожно рисует пальчиком по сыпучей поверхности, то происходит воздействие мелких частиц песка на поверхность ладоней. А как известно на коже человека имеется большое количество точек отвечающих за нервное и психологическое состояние организма. Тем самым происходит расслабление и передача сигнала в головной мозг о том, что все хорошо и ребенок отвлекается, усталость и раздражительность снижается.
Еще один из способов релаксации приемлемый в использовании для детей дошкольного возраста - это музыкотерапия. Звуки природы, нежные мотивы мелодии вводят нас в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой на релаксацию желательно применять тогда, когда ребенок занял удобное для него положение и нет отвлекающих факторов. Очень хорошо подойдет применение этого упражнения при подготовке ко сну. Ребенок устроившись в своей кроватке прикрывает глаза и переносится со звуками музыки на берег озера, где щебечут птички и гуляет легкий ветерок, солнце нежно обнимает за плечи и становится так хорошо...что ребенок непроизвольно погружается в сон во время которого организм закрепит начатое оздоровление.
В настоящее время очень широко стали использовать в группах "Уголок уединения". Это ограниченное пространство, куда ребенок может прийти посидеть с любимой игрушкой и отдохнуть от суеты, полистать любимую книгу или фотоальбом семей воспитанников или группы. В этом уголочке ребенок чувствует себя защищенным от внешнего мира, там происходит релаксация.
Помимо перечисленного еще хочется выделить игры с водой и воздухом. В воде происходит смыв негативной энергии и заряд новой. Ребенок при зрительном контакте с водой, ее струями, брызгами заряжается положительными эмоциями, что в несколько раз сильнее негативных проявлений.
С воздухом можно играть в любом месте - дома, в кровати, на улице... Для этого всего лишь надо немного пофантазировать. Дети любят необычные эффекты, такие например как запуск в небо воздушных шаров, путешествия на ковре самолете и другое. И при этом ребенка стоит лишь направить на правильный ритм дыхания. Дышать надо плавно, неторопясь, поток воздуха выдыхать длительно можно на предметы, вдыхать исключительно носом. При правильном дыхании происходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, организм расслабляется.
Дети тоже устают и им хочется отдыха, проблема лишь в том, что они не знают как действовать в таком состоянии. Задача взрослого - оказать посильную помощь в релаксации ребенка.
Здоровье наших детей - это в первую очередь здоровье нашей нации. Давайте не будем пренебрегать им и сделаем все возможно и невозможное для укрепления здоровья детей.