Этические беседы в начальной школе. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников Примеры бесед в начальной школе

Иванченко Ашхен Арменовна
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

1. Зачем говорят «здравствуй»

Задачи : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте» ?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

А ещё какие вы знаете вежливые слова?

2. Праздник вежливости

Задачи : Формировать доброжелательные отношения между детьми. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств; воспитывать понимание , что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Ребята посмотрите к нам пришли медвежонок Том и мышонок Тим, у них болят животики, они объелись яблок.

Вопросы : Как зовут медвежонка? А как зовут мышонка? Почему они плачут? Что нужно сделать чтоб медвежонок и мышонок не плакали? Как вас жалеет мама? Какие ласковые слова говорит? Давайте пожалеем Тома и Тима. Как вы будите жалеть Тома и Тима? Какие слова можно сказать?

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова : «здравствуй» , «до свидания» , «спасибо» .

3. «Ежели вы вежливы.» Задачи :: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора, воспитывать уважение к старшим .

Чтение стихотворение :

То в разговоре с тётей

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

С. Маршак.

Как надо разговаривать со взрослыми?

Какие вежливые слова вы говорите дедушке?

А бабушке?

4. Беседа о волшебных словах .

Задачи : воспитывать у детей навыки культурного поведения, приучать детей к вежливости : на приветствие отвечать : «Здравствуйте!» . Прощаясь говорить «До свидания» .

Чтение стихотворения Л. Кудлачева «Важные слова»

Слова : «До свидания!» , «Спасибо» , «Простите!»

«Пожалуйста» , «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусах, в парке, в детсадике, дома!

Слова эти важны. Они человеку

Как воздух нужны. Без них невозможно

На свете прожить. Слова эти надо

С улыбкой дарить!

Про какие «важные слова» идет речь в этом стихотворении?

Когда нужно говорить эти слова?

Когда мы говорим «здравствуйте» ?

Когда «Списибо» , «Пожалуйста» , «Простите» ?

5.«В мире добрых слов»

Задачи : учить детей

При встречи воспитанные люди всегда здороваются. Как же здороваемся мы друг с другом?

Кому мы говорим «Здравствуйте» ?

Кому мы говорим «Привет» ?

Можно ли сказать «привет» взрослому человеку? Почему?

Приходя утром в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте» , а кому «привет» ?

6. «Пока и до свидания»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «До свидания» ?

Когда мы говорим «Пока» ?

Кому скажем «До свидания» , а кому «пока» ?

Когда ты уходишь из детского сада домой, что ты скажешь воспитателю , а что друзьям?

7 «Спасибо и пожалуйста»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Слова «спасибо» и «будьте добры» очень важны. Они, как волшебные ключики, открывают любые двери, и люди с удовольствием исполняют твои просьбы.

Расскажите, когда нужно говорить «пожалуйста» ?

Когда нужно говорить «Спасибо» ?

За что мы говорим «спасибо» ?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

А. Н. Кондратьев

8. «Простите»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

А если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «простите» ?

Если ты обидел друга, что нужно сказать?

9. Итоговая беседа о вежливых словах

Задачи. Закрепить знания об этикете. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Какие вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы :

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» , больше ведь мы

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее,

счастливее.

Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание :

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш.

Как ты попросишь карандаш?

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем

воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им

разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так : мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

10. Беседа о вежливости

Задачи : Продолжая обучать детей вежливости ,.

Сказка «Добрая Фея» :

. «Маленькая девочка Дюймовочка увидела домик, из трубы которого шел дым. Там топилась печка. Дюймовочка обрадовалась и постучала в дверь.

– Пожалуйста, пустите меня обогреться.

В домике жила добрая Фея. Она открыла дверь и увидела дрожащую от холода девочку.

– Бедная малютка, скорее иди к печке, грейся! Дюймовочка вошла в теплый дом и поздоровалась : „Здравствуйте“. Фея ей ответила : „Здравствуй, сейчас я напою тебя горячем сладким чаем“. „Спасибо“, – сказала Дюймовочка. Вдруг с шумом и криком в дверь влетели два гнома. „Эй, – потребовали они. – Мы хотим пить“. „Уходите, – сказала Фея. – Я всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Но вы ведете себя плохо , вы не умеете вежливо себя вести“».

Какие вежливые слова сказала Дюймовочка?

Почему добрая Фея прогнала гномов?

Как надо было им поступить, чтобы о них позаботились?

11.«Что такое доброта»

Задачи : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах Воспитывать

Чтение стихотворения :

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» – кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю всех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение? Какие добрые слова встречаются в стихотворении?

12. Беседа о добрых поступках .

Задачи : формировать представления о добрых поступках.

Воспитатель обращает внимание детей , на то, что кукла Катя плачет.

Кукла Катя плачет. Что ты сделаешь?

Что ты ей скажешь?

Как ее пожалеешь?

Когда еще можно пожалеть?

13. Беседа о добрых поступках .

Задачи : Учить детей быть добрыми , отзывчивыми, внимательными к взрослым и сверстникам.

Чтение стихотворения

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей :

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки

–Любимая была.

И всё –таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

Вопросы к детям :

Кто пришел в гости?

Какая игрушка приглянулась т. е. понравилась подружке ?

Как поступила девочка? Отдала лягушку?

Как вы считаете девочка совершила добрый поступок?

14. Беседа о добре .

Задачи : Закреплять представления детей о добрых делах , понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» –я кричу.

«Добрый день» –кричу я в след всем идущим на обед.

«Добрый вечер» –так встречаювсех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение?

Назовите добрые слова?

Когда мы говорим «С добрым утром» , «Добрый день» , «Добрый вечер» ?

15. Бееседа о добрых словах и добрых поступках

Чтение стихотворения М. Лисянского «О доброте»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что важней добрые слова или добрые поступки?

Какие добрые слова вы знаете?

А добрые поступки?

Пожалеть друга- добрый поступок?

Отобрать игрушку- добрый поступок?

16. Беседао капризах .

Задачи : приучать детей общаться спокойно , без криков.

Чтение :

Что стряслось?

Что стряслось?

На белом свете?

Что за топот?

Что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Л,Яковлев

Почему Петя кричит и топает ногами?

Кто-нибудь хочет походить на Петю?

Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?

А у нас в группе есть дети- капризули?

17. Беседа о хороших поступках Задачи : Учить детей совершать добрые поступки, понимать, что добрые поступки помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Чтение стихотворения :

Где лежало «Спасибо» ?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле–еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?

Самого себя спрошу.

Это бабушка –соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал.

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин.

Вопросы к детям. Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо» ?

За что вам взрослые могут сказать

«спасибо» ?

Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты

должна сказать?

Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол

ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?

Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать

ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как

они должны поступать?Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель

18. Беседа о грубости

Сказка про грубое слово «Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит :

Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?

Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.

Обиделся Мышонок и убежал.

Заплакала Маша :

Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.

Обиделась Маша и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу :

И ты уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.

Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.

Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.

Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.

Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.

Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.

Ой, кто это? - испугалась Ойка.

А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.

Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!

Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!

Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.

Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.

Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.

Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.

С. Прокофьева

Почему обиделся мышонок? Маша? Солнышко?

Правильно ли поступила Ойка, говоря всем грубое слово «уходи» ?

Когда солнышко вышло на небо?

19. Беседа о культуре поведения.

Задачи : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на

пыльную дорогу.

Надя, подними! –приказала Таня младшей сестрёнке .

Вот ещё, -ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай

Но ведь ты тоже с ней играла!

Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на

палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам :

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

Как дедушка назвал девочек?

Кто помог девочкам? А вы так поступаете?

20. Беседа о заботливости Задачи : Учить заботиться о взрослых. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Скажет бабушка :

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Как по-другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала : «Молодец» . Как ещё можно хвалить

21. Беседа «Моя мама»

Задачи : уважение и любовь к родным и близким людям

Чтение стихотворения

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Даю названье «МАМА» .

Моя мама.

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама- солнышко мое.

А вы любите свою маму?

Как ласково вы называете маму?

Вы помогаете маме?

22. Беседа «Мама отдыхает»

Задачи : формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Все ли умеют вести себя тихо, когда мама, бабушка или бабушка отдыхают, спят?

Чтение стихотворения.

"Мама спит, она устала. "

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу…

И мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Е. Благининой

Почему девочка не стала играть игрушками?

Послушайте другую историю, как ведет себя другая девочка, когда мама отдыхает.

«Мама спит, она нездорова. Катя играет. Она хочет налить кукле чай, но не может достать до крана. «Мама!» -кричит Катя. Мама проснулась : «Что случилось?- испуганно спрашивает она. Мама помогла Кате налить воды.

Мама опять легла. Катя одевает куклу на прогулку. Она никак не может надеть на нее пальто. «Мама!» - снова кричит Катя…»

-Понравилась ли вам девочка Катя ?

Правильно ли она поступало, когда будила маму?

Вы жалеете своих мам?

23. Беседа о жадности

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, умение делиться с товарищем.

Чтение стихотворения.

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Кошка-Мяушка,

Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Курочка.

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал.

И сказал :

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего.

Эмма Мошковская

Пес правильно поступил, что никому не дал булочку?

Скажите, Пес жадина?

Быть жадиной –хорошо?

Как вы думаете у жадины много друзей?

А вы поделились бы булочкой?

24. Беседа о дружбе .

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Дружная сказка

Вот домашние зверята -

Полюбуйтесь-ка, ребята.

Вот щенок,

а вот котенок,

Вот козленок

и цыпленок.

С ними Катенька играет,

Всех их любит, уважает.

Раз поспорили зверята,

Кого сильнее любит Катя,

Стали дразниться, толкаться,

друг на друга обзываться.

Вместе больше не гуляют

В одиночестве играют…

Стал кусать щенок цыпленка,

Козлик забодал котенка…

Смотрит Катя на зверят -

Не узнает их никак….

Я - красивей,

Я – сильней!

Я послушней!

– Я – умней!

Что же делать, как тут быть?

Как зверят опять сдружить?

Их Катюша собрала,

Всем гостинцы раздала

и сказала : «Неужели,

мы друг другу надоели?.»

Тут зверятам стало стыдно,

Стало всем до слез обидно.

Катя любит всех зверят -

Щенят, котят, козлят, цыплят…

Кате все они важны,

Хочет, чтоб были дружны.

Сказку новую узнали,

Ее зверята рассказали.

Мы ее не позабудем

И дружить все вместе будем!

А у вас, ребята есть друзья?

Иметь много друзей- хорошо. Скажите, друзья толкаются, дразнятся, обзываются?

Настоящие друзья не толкаются, не дразнятся, не обзываются, а поддерживают друг друга.

Хорошо иметь много друзей?

25. Беседа «Как можно назвать человека по имени»

Задачи : воспитывать культуру общения , доброжелательное отношение друг кт другу.

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится , когда ее зовут ласково : Катенька, Катюша.

Вам нравиться , когда вас называют ласково? Как?

Будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

26.«Как можно пожалеть» .

Дети, вам всегда бывает весело?

Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись?

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Алёна Макейкина
Беседа для младших школьников «Твой внешний вид»

Цели :

Прививать детям стремление одеваться соответственно требованиям; познакомить с историей костюма, изготовление одежды;

Развивать эстетический вкус;

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.

Оборудование :

У детей - куклы с различными моделями одежды, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь : «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжелую работу в доме : она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и ее дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она забивалась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой».

Кто эта девочка?

Почему ее так звали?

- «И все же Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».

Ребята, существует даже поговорка : «По одежке встречают, по уму провожают» .

Как бы вы объяснили эту поговорку?

П. Объявление темы мероприятия

Сегодня мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то , что вы воспитаны, красивы, аккуратны. Ведь вспомните, именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей. «Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань».

III. Беседа об истории платья

А теперь я приглашаю вас послушать информацию, из которой вы узнаете немного об истории костюма.

*** с давних пор одежде уделялось большое внимание. Но раньше общество было ярко разделено на бедных и богатых. Бедные люди не могли себе позволить иметь множество платьев и костюмов.

*** зато богатое общество блистало красотой тканей и фасонов. Роскошь и безделье позволяло носить такую одежду. В праздники, на балы надевались всевозможные украшения : кольца, браслеты, колье из драгоценных камней. Сами платья также были расшиты. Ведь яркий свет позволял переливаться всеми цветами этим камням - это только подчеркивало фасон платья. А платье шилось специально по единственному заказу. Да и ткани привозились из-за границы, чтобы такого платья больше ни у кого не было. Детей также одевали пышно и нарядно.

*** и только поступив в гимназию, дети должны были носить форму - все одинаковую. Это дисциплинировало, заставляло думать ученика, что он такой же как все вокруг.

*** а в школах для детей рабочих и крестьян дети были одеты в то, во что могли их одеть родители, и чаще всего это была одна вещь в семье для нескольких детей.

*** в советской школе также существовала единая школьная форма .

Сейчас мы живем с вами в демократическом обществе и имеем возможность даже в одежде проявить себя как личность. Ведь какой ты человек, говорит твой внешний вид .

IV. Игра «Характер»

Поиграем в игру «Характер» : я показываю рисунок, а вы по внешнему виду пробуете определить и рассказать о характере этого человека.

V. Назначение одежды

Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть, шапка,

пальто, сапоги?

Одежда имеет назначение удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей - они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот - это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию и человек заболеет.

В доме ты должен иметь различную одежду. А еще одежда должна быть удобной, легкой и чистой. Будничная одежда должна отличаться от праздничной, одежда для прогулок - от той, в которой вы ходите в школу . Я хочу услышать от вас, что вы знаете о моде и о том, как надо одеваться? {Ответы детей)

VI. Игра «Одень куклу» и работа по карточкам

А теперь задание для девочек. Оденьте свою куклу так, чтобы она пошла :

В театр;

В школу ;

В туристический поход;

Поиграть с подружками на улице;

На день рождения к подружке;

Могла помочь маме на кухне.

Задание для мальчиков : выполните задание на карточках, выберите из предложенных видов одежды ту, которая подходит для предложенного места.

Пример карточки : «Школа » - спортивный костюм, джинсы, открытое платье, блузка, сарафан, костюм, шорты, грязная футболка, бальное платье, юбка.

VII. Беседа «Откуда приходят вещи»

Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шьют из тканей -хлопчатобумажных, шерстяных или синтетических. На ткацких станках делают эту ткань. Ткань поступает к закройщику. От закройщика - к швее.

Обувь тоже шьют из кожи искусственных материалов. Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас - с одежды для кукол.

VIII. Чтение художественного текста

А теперь поговорим о том, кто и одевается правильно и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Давайте прочитаем стихотворение «Маша-растеряша» , и попробуем ответить на вопрос : почему люди выглядят неряшливо.

Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.

Такая же работа проводится по тексту стихотворения Дифшица «Неряха» .

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит

Сполз ремень на левый бок

Из штанины вырван клок

Мне, признаться, непонятно

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил.

Почему на брюках глина,

Почему фуражка блином,

И расстегнут воротник.

Кто он - этот ученик?

Как вы считаете, всегда ли красивая одежда всегда помогает выглядеть.

Сможете ли вы мне теперь ответить, что и как вы должны носить, чтобы ваш внешний вид мог рассказать о том, какой

вы человек, чтобы вы стали интересны и приятны для окружающих.

Данная разработка посвящена Дню героев Отечества. Беседа о героях- детях нашего времени, которые ценой своей жизни спасали жизни других. Разработка воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм детей. Разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей ГПД.

В настоящее время в современной школе большое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию школьников, так как материальные ценности у них доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задача учителя - сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление. Данное мероприятие посвящено Дню героев Отечества. Задачи беседы: сформировать представление о Дне Героя Отечества, его истории; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны. В ходе беседы названы имена героев России, вошедшие в историю. Мероприятие призывает помнить и чтить бессмертный подвиг тех, кто не жалея своей жизни выступал в защиту Родины.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Целевая аудитория: для 5 класса

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!