Лежало на пути бревно подобрать пословицу. Правильное воспитание ребенка, детей, подростков в семье и школе. Воспитательная работа. Добрые, полезные стихи, стишки детям. Кто разбил большую вазу

Уроки воспитания стихами

Бревно

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо! -

Сказал

И знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был

И хил и мал.

Он молча

Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал. (С. Баруздин)

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я ещё поколебался

С полминуты - и признался.

(А. Кушнер)

Доброе утро

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.

(О. Бундур)

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой - лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Всем подарочек найдется

Чуть утро загорается,

как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается,

подарочки найду.

Для Аленки – сказка,

Собачонке – ласка.

Шутка – солнышку-дружку.

Прибаутка – ветерку.

Гришке – полковрижки.

Крошки – воробьишке.

Ленточка – рябинке.

Песенка – Маринке.

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет!

(С. Погореловский)

Мир добрых сердец

В нашей семье все друг к другу с добром,

мы душа в душу живём всемером.

Бабушка – кладезь земной доброты,

целыми днями стоит у плиты.

Блюда готовит к столу от души,

кушанья все у неё хороши.

Бабушке дед наш – покорный слуга,

пара они – будто бы два сапога.

Бабушку нежно «голубкой» зовёт,

всё, что ей нужно, с базара несёт.

Наши родители служат в больнице,

там им приходится много трудиться.

Сутками мы их не видим порой,

только приходят с дежурства домой,

мы им стараемся дать отдохнуть,

чтобы все силы и бодрость вернуть.

Наша обязанность в доме простая –

жить, своим близким во всём помогая.

Не огорчать их, здоровыми быть

и на прогулку с собакой ходить.

Дочка – как мама, сын – как отец,

наше семейство – мир добрых сердец.

(Н. Анишина)

Совет

Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке,

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно?

Очень

Опасно.

(Р. Сеф)

Кто сильнее?

Тот храбрее,

Кто добрее.

Тот сильнее,

Кто умнее.

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками

(Ю. Мориц)

Петушок

Отправляла мама - квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: - Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

(В. Орлов)

Упрямый козлик

Надвигается гроза;

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой:

- Ну, пойдём,

Пойдём, сыночек!

Тут грозою нас убьёт,

Тут нас дождиком замочит... -

Но козлёнок не идёт:

Бодается, брыкается,

Ногами упирается…

Горя много терпят мамы,

Если дети их упрямы!

(Г. Ладонщиков)

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка

- Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой! Лопатка, лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть!

Во дворе грустит скамейка.

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка…

И стоит один Егорка! (Г. Лагздынь)

Почему с Серёжей не дружат?

Не хотят дружить с Серёжей.

В чем причина? Кто поможет?

Начал он играть с Иринкой,

Но сломал ее машинку.

За мячом бежал со Славой

И толкнул его в канаву.

К шуткам наш Сергей привык -

Коле показал язык.

Крикнул громко малышам:

- Эй, малявки, можно к вам?

Никому Сергей не нужен...

Почему же с ним не дружат? (С. Волосевич)

Улитка и Жук

Повстречал улитку жук:

– Ты не бойся, я твой друг!

Что нацелила рога

На меня, как на врага?

Коль друзей встречать рогами,

Станут все они врагами.

(В. Орлов)

Ой, ребята!

Ой, ребята, -

Верь, не верь, -

От меня сбежала дверь.

- Прощай, - сказала, - дорогой,

Ты открывал меня ногой!

(В. Приходько)

У пенька

Зайчиха, сидя у пенька,

Учила шустрого сынка:

- Будь смел,

Не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече

Волчьих лап!

Не обижай того, кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Ещё запомни сын:

Неловко

Дарить мышонку мышеловку,

Лисе - капкан,

Ершу - крючок,

А поросёнку - пятачок!

(Г. Ладонщиков)

Вежливый хвост

Воспитанный хвостик

У кошки моей:

Он всюду почтительно

Ходит за ней.

И в двери он прежде неё

Не войдёт –

Он вежливо кошку

Пропустит вперёд.

(В. Орлов)

Секрет

- Ты, дедушка, прожил

На свете сто лет!

Скажи нам, пожалуйста,

В чём тут секрет?

- Тут нету секрета, -

Ответил нам дед,

- Я слушался взрослых

До старости лет!

(В. Орлов)

Алёшка ехал в детский сад

Алёшу папа в санках вёз,

А он сидел, закутав нос.

Отец, как маленький, бежал,

А сын, как старенький, дрожал.

На санки глядя, постовой,

Сказал, качая головой:

- Беда с ленивым пареньком:

Замёрз, а не идёт пешком.

(Г. Ладонщиков)

На кухне

Как много у мамы на кухне работы,

Готовит она и борщи, и компоты!

Здесь тёрка морковке царапает нос,

Умчался бы чайник, да нету колёс!

Танцуют без устали звонкие ложки,

А ножик с картошки снимает одёжки!

И кружится сито, и скачет дуршлаг:

Вода в нём не держится просто никак!

Над мясом рычит мясорубка-тигрица,

Толкушке на полке опять не сидится:

Готова всё время толочь и толочь…

Одна с ними мама, ей надо помочь!

Когда я на кухне вожусь вместе с ней,

Обед получается вдвое вкусней!

(М. Тахистова)

Папу с мамой берегу

Папа жалуется:

– Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

– Устаю,

На ногах едва стою….

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, –

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

(О. Бундур)

Как я стал мужчиной...

Дед вчера доверил мне

Длинный гвоздь забить в стене:

– Ты по пальцу не ударь,

Мы повесим календарь.

Я с размаху гвоздь забил –

Деда с папой удивил,

Даже мама мне сказала,

Что она не ожидала.

Говорит: не без причин

Я – любимый из мужчин!

И теперь обедать мне

Можно с папой наравне!

(С. Фомин)

Кто не умывается

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(П. Синявский)

Ладошки

Не пойму, как по ладошке

Мама обо всём узнала:

По царапине – что кошку

Я вчера за хвост таскала,

По пятну от шоколадки –

И взяла себе украдкой

Десять маленьких конфет.

Даже то, что понарошку

Губы красила с утра,

Рассказали ей ладошки.

Может, их помыть пора?

(И. Ищук)

Сам я встал сегодня рано.

Чистить зубы сам пошел.

Сам умылся из-под крана

И расческу сам нашел.

Перед зеркалом стою –

Сам себя не узнаю.

Посмотрите на меня:

Неужели это я?

(В. Степанов)

Сами и само

Ничто никогда

Не выходит

Само.

Само

Не приходит

К нам на дом

Письмо.

Само

Не способно смолоться

Зерно.

Само

Стать костюмом

Не может

Сукно.

Само

Не умеет свариться

Варенье.

Само

Не напишется

Стихотворенье.

Мы делать всё это

Обязаны

Сами –

Своей головой

И своими руками.

(В. Левин)

Кто с кем дружит?

Дружит солнце с небом ясным,
С ветром дружат облака,
И, конечно, не напрасно
С родником дружна река.
Дружит дерево с землею,
Дружит с солнцем и теплом.
Дружат снег и лед зимою,
Летом – молния и гром.
Ну, а если листьев стаи
Начинают хоровод,
Это осень золотая
В крепкой дружбе с урожаем
Рука об руку идет.
Как дорого на свете много!
Не пройдешь по ним пешком!
Дружит колесо с дорогой,
А дорога – с колесом.
Дружат улицы с домами,
В доме дружат этажи,
Дружат лампы с проводами,
По которым ток бежит.
Как слова в стихотворенье,
Дружат люди и станки,
Что приводятся в движенье
По волшебным мановеньям
Человеческой руки.
Все на свете людям служит:
И земля, и солнца свет…
Человек с работой дружит!
Этой дружбы лучше нет!

Снежинки

Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как буд-то звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.

Помощник

Наша мама на работе,
На работе старший брат.
- Сколько у тебя заботы, -
Мне соседи говорят.

Я решил за дело взяться.
Если мамы долго нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.

Пусть она у нас не тужит -
Принесу побольше дров
И обед сварю не хуже
Настоящих поваров.

Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Все тетрадки и игрушки
Я на место уберу.

Мама с братом скажут: «Знаем,
Не парнишка – просто клад.
В этом доме есть хозяин,
Хоть и ростом маловат»

Мамин трyд я берегy…

Мамин трyд я берегy,
Помогаю, чем могy.
Нынче мама на обед
Наготовила котлет
И сказала: «Слyшай,
Вырyчи, покyшай!»
Я поел немного,
Разве не подмога?

о человеке и его часах

Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.

И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»

Мой дедушка

У меня есть дедушка,

Как зима, седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Маленькие ласточки,

Песнями звеня,

Будят вместе с дедушкой

На заре меня.

Мы берёмся за руки

С дедушкой моим,

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним.

Кто ни повстречается

На дороге нам,

Кланяется дедушке,

Говорит: - Салам!

Много знает дедушка

Былей-небылиц:

Про луну и солнышко

Про зверей и птиц.

Я вопросы разные

Задаю ему:

А скоро ли?

Сколько?

Мне на всё мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.

Один сказал: -Нехорошо!
Сказал - и знай себе, пошёл!

Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Шаг за шагом

Человеку - ровно год,

Он по комнате идёт.

Первый шаг - не пустяк,

Трудно сделать первый шаг.

Что ни половица -

Человек садится.

Плохо получается -

Очень пол качается!

Может, стоит зареветь?

Человек решил терпеть.

Он слезу зажал в кулак,

Сделал шаг и снова шаг.

Не качается пол -

Человек всерьёз пошёл.

Есть в ногах силёнка

У малого ребёнка!

За окном растаял снег,

Подрастает человек.

Он идёт не спеша

Со второго этажа.

Пусть круты ступени -

Не дрожат колени.

Человек шагает сам -

Хорошо, что он упрям!

Человек живёт, растёт,

По своей земле идёт.

Ну, а если это так,

Человеку нужен флаг.

Не любой, а, ясно,

Самый лучший - красный.

Красный флаг отец принёс.

Он сам под красным флагом рос!

Майским днём, хорошим днём

Человек идёт с флажком.

Сам не больше флажка,

Каждый шаг - полвершка,

А идёт, как знаменосец

С красным знаменем полка.

Рядом с ним ручей журчащий

Ускоряет к речке бег…

Человеком настоящим

Будет этот человек!

Про Галю

Галя просыпается

Хорошо поспать сейчас,
Да не тут-то было!
Открыла Галя левый глаз,
Правый глаз открыла,

Увидала потолок,
Сладко потянулась
И, зевнув еще разок,
В тапочки нырнула.

Галя за ночь подросла -
Время быстро мчится.
Спать дошкольницей легла,
А встала ученицей!

Встала - прямо не узнать!
До пояса умылась,
Убрала свою кровать
И даже косы расчесать
Сама не поленилась.

Завтракать ее зовут -
Она уже одета.
Не прошло и трех минут -
Съедена котлета.

Бабушка удивлена,
Говорит, вздыхая:
- Видно, правда, что она
Выросла большая!

О портфеле и жуке

Галин портфель
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и пенал,
Две тонких тетрадки,
В линейку и в клетку,
Азбука, тапочки,
Завтрак в салфетке,
Платок носовой,
Пластилин и альбом...

Галя портфель
Закрывает с трудом.

Но дома у Гали
Не знают пока,
Что место в портфеле
Нашлось для жука.

У Гали жука
Отобрать не успели.
Он в класс отправляется
В школьном портфеле!

Как начинается утро

Попрощалась Галя с мамой
Возле дома у ворот.
Ей - налево, маме - прямо,
Мама едет на завод.

В класс учительница входит.
Начинается урок.
В это время на заводе
Встала мама за станок.

А на улице Петровке
По умытой мостовой
Галин папа к остановке
Подает троллейбус свой.

Галя в книгу посмотрела,
Галя пробует читать...
Ей пора заняться делом,
Мы не будем ей мешать.

Две тетрадки

Есть у нашей Гали
Две тетрадки разные.
Галя любит синюю
И не любит красную.

В синей тетрадке,
В линейку косую,
Точки и палочки
Галя рисует.

А в красной тетрадке
На первой странице
Учится Галя
Писать единицу.

За единицей
Она по порядку
Двойки и тройки
Напишет в тетрадке.

Гале не нравится
Эта тетрадь -
Ей хочется сразу
Пятерки писать!

А что же мама делает?

Если б не было колес,
Не поехал паровоз
И автобус пассажиров
К зоопарку не повез.

Есть колеса у вагонов,
У машин и у телег.
Только сани едут сами,
Если есть под ними снег.

Ну, а снег не за горами,
Скоро вьюги засвистят...
Поручили нашей маме
Делать санки для ребят!

Галя с папою в субботу
В магазин должны пойти.
Санки маминой работы
Надо им приобрести.

В буфете

Школьники пришли в буфет
Во время переменки:
- Мне, пожалуйста, конфет!
- И мне, пожалуйста, конфет!

А кому же винегрет
И молоко без пенки?

Галя в очередь встает,
Галя рубль достает,
Покупает горсть ирисок -
Набивает ими рот.

Закрывается буфет
После переменки,
Но конфет в буфете нет,
А остался винегрет
И молоко без пенки.

Весь кондитерский запас
Перебрался в первый класс.

После перемены

Тридцать первоклассников
Сидят на партах чинно.
Перемена кончилась,
Но - странная картина:

Тридцать первоклассников
Как будто потолстели,
Словно целый месяц
Без перерыва ели.

Никто не улыбается -
Ни девочки, ни мальчики.
Только щеки движутся,
Круглые, как мячики.

Учительница смотрит
Строгими глазами:
- Ну и первоклассники!
Что мне делать с вами?

Пришлось на дверь буфета
К последней перемене
Повесить о конфетах
Такое объявление:

"Есть конфеты разрешаем
По одной, и только с чаем!"

Мама тоже учится

Как только вечер настает,
Гудит гудок упрямо.
Из заводских больших ворот
Идет с портфелем мама.

Ей очень некогда сейчас:
Ведь мама ученица,
По вечерам в десятый класс
Идет она учиться.

Ей скоро будет тридцать лет,
Она в вечерней школе.
У них там физкультуры нет,
А пения тем более.

Они не лепят, не поют,
Им рисовать не надо,
Хотя им тоже задают
Учить уроки на дом.

У них уроки посложней,
Чем пение и чтение.
И учиться им трудней -
Не хватает времени.

По вечерам приходит в класс
Молодой учитель:
- Что прошли мы в прошлый раз?
Ну-ка, повторите!

Отвечают у доски
Без подсказок, сами,
Взрослые ученики,
Школьники с усами.

Они, как в школьные года,
Учатся серьезно,
Ведь учиться никогда
Никому не поздно!

Четверка

Галя в комнату вошла
В хорошем настроении.
- Ну-ка, внучка, как дела?
Как идет учение?

Галя бабушке в ответ
Заявляет бойко:
- Двоек нет и троек нет,
Есть четверка только.

Я четверку получила!
- А за что?
- А я забыла...

Мы пришли сначала в класс,
Было чтение у нас.
После чтения мы сами
Рассказали про рассказ.

А потом в спортивном зале
Нам играли на рояле.
Мы все вместе песню пели
И немного танцевали.

Мы вернулись в класс опять,
Стали азбуку писать.
После этого считали,
Сколько будет пять и пять.

Не успела я ответить
И прибавить пять к пяти,
Нам сказали:
"Хватит, дети!
Вам домой пора идти!"

Я четверку получила,
А за что - совсем забыла!

Трудная задача

"Десять ребят играли в футбол
После занятий в школе.
Один ушел, и второй ушел, -
Сколько осталось на поле?"

"Один ушел, и второй ушел... "
Сколько же вычесть Гале?
"Уж лучше б они не играли в футбол
Или все вместе играли!"

Прямо хоть плачь от таких задач!
Галя к окну подходит.
Видит - на поле футбольный мяч
Десять мальчишек водят.

Десять ребят играют в футбол...
И вдруг, совсем как в задаче,
Юдин ушел, и второй ушел.
"Восемь осталось, значит!"

Довольная Галя стоит у окна:
Вот и задача ее решена!

Как Галя ворон считала

Галя плачет горько,
У Гали огорчение:
Ей в журнале двойку
Поставили за чтение.

Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил, что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то грязному, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

Вот сегодня мы продолжим разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.

(Чтение темы и отрывка из стихотворения Р. Гамзатова учеником на доске)

Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды те или другие понятия о добре и зле. Многие нецивилизованные дики племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит, каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

(Записать на доске)

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

Послушайте притчу.

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую сртарость можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”

Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия, работать над собой ежедневно)

Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении (Читает ученик) .

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания, необходимы человеку?

I. Большое чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала на прошлом классном часе и попросила ответить письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

Одна девочка сказала, что совесть – это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступаешь нехорошо, а мальчик объяснил, что этот голос внутри, который говорит: “Нет!”, когда вы хотите сделать что-нибудь плохое.

Мучение совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть – незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это – ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

Совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующее над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем. Наш личный опыт убеждает нас в том, что совесть (внутренний голос) находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо (Привести примеры) . И писанный закон и внутренний закон совести говорят об одном: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. В повседневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем установленным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь. Поэтому нормальные, добрые взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Обежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощания цветы.

Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

  1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил неприятности. (как в стихотворении)
  2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.
  3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

А что значит простить?

Простить – это значит:

  • не таить обиду;
  • перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);
  • перестать упрекать человека за нанесенную обиду;
  • не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии

  1. Есть слезы – есть и совесть.
  2. Упавшего не считай за пропавшего.
  3. Кайся, да опять за старой не принимайся.
  4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

(Ребята приводят примеры из жизни)

IV. Чтобы быть добрым надо еще любить.

Любовь бывает разная:

  • эгоистичная (низшая ступень проявления любви);
  • дружеская, братская – для нее характерны взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая ступень проявления любви);
  • жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жзнь (самая высокая ступень проявления любви).

Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери самая высокая)

Любовь – это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: “Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить си сабля, ни стрела”. (Разбор ее смысла)

Вывод: не было бы вражды – не было бы войн.

(Читает ученик)

Верь в великую силу любви,
Той любви всепобеждающей
Свет ее, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви.

Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой, напечатать на компьютере, сбережениями угостить и т.д.)

Хочу обратить внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добр в молчании творит”. Как вы ее понимаете?

(Чтение стихотворения)

Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою
За те нежданные радости
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку и радуйся,
Награды не нужно большей.

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Это может быть:

  • говорить “пожалуйста”;
  • не перечить родителям;
  • замечать в людях хорошее;
  • не сквернословить;
  • относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
  • не смеяться над товарищами из-за ошибки и т.д.

СТИХОВОСПИТАНИЕ: СТИХИ ДЕТЯМ

Воспитание чувств

Кто что оставляет

Оставляет
Ветка плод,
Оставляет
Пчёлка мёд.
Нивы -
Золото зерна,
Золотой янтарь -
Сосна,
Овцы -
Тонкое руно,
Лозы -
Пряное питьё,
Оставляет человек
Имя доброе своё.

(О. Дриз)

Бревно

Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.

Один сказал:
- Нехорошо! -
Сказал
И знай себе пошёл.

Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал.

(С. Баруздин)

Сила воли

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь -
Я говорю себе: "Лежи!
Глаза закрытыми держи!"

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не исключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!
(С. Михалков)

На перемене

Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтоб у соседа кусочек
Пончика не попросить.

Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтобы не дать соседу
Пончика откусить.
(О. Бундур )

Что трудней всего?

Не трудно глубоко нырять,
Не трудно тяжести таскать.

И темноты я не боюсь,
Один в лесу не заблужусь.

Задачи я могу решать,
Друзей привык я защищать.

И над обрывом смог пройти…
Трудней всего сказать "прости"!

(Л. Слуцкая )

Мне папа сказал

Мне папа сказал,
Что мужчины не плачут,
Что им не к лицу унывать.
Что слёзы свои
Далеко они прячут
И их никому не видать.

Мне папа сказал:
- Настоящий мужчина
Всегда держит слово своё.
Ни пропасть ему
Не страшна, ни лавина,
Сильней его нет никого!

Что, если мужчина
За дело берётся,
Доводит его до конца.
Мужчина мужчиной
Всегда остаётся,
В нём сила и воля борца.

И если ему
Одному вечерами
Без мамы, порой, не легко,
Скупую слезинку
Он вытрет руками,
Чтоб это не видел никто.

(Н. Анишина )

Один кричит: "Я молодец!
С горы скатился наконец!"
Другой ворчит: "Какой герой -
Он горочку назвал горой!"

Один кричит: "Я просто гений,
Я прочитал большой рассказ!"
Другой ворчит: "По части лени
Ты точно гений, в самый раз!"

Они кричат наперебой,
Они всё время ссорятся.
Один - хвастун,
Ну а другой, наверно,
Голос совести…

(Е. Григорьева)

Свидетель

Я скажу вам правду, дети:
Есть внутри у нас свидетель!
Как ни прячься от него –
Ты не скроешь ничего!

Он все видит, он все знает,
Все на свете понимает.
Сделай самый хитрый вид –
А свидетель говорит:

– Это кто повсюду лазил
Нашалил и напроказил?
Кто боится темноты?
Я ведь знаю: это ты!

Ты ему сердито скажешь:
Помолчи, ну помолчи!
Ничего ты не докажешь –
Хоть кричи, хоть не кричи!

Ты хитрить с другими станешь –
А его ты не обманешь!
Он у нас внутри сидит,
Он нам правду говорит.

Может ты кого обидел?
Твой свидетель это видел!
Понял я такой закон:
Все решает только он!

Он спокоен – я спокоен,
Он доволен – я доволен.
Если дружим он и я –
С нами дружит и семья.
Ну, а если я с ним в ссоре,
Вот уж горе, так уж горе!

Стоит показать свой нрав,
А свидетель:
– Ты не прав!
Догадались, кто он, дети?
Наша совесть – наш свидетель!

(Сан-Торас )

Отзывчивая Настя

Если свалится несчастье,
Приходите к нашей Насте!
Всем полезные советы
Настя с толком раздаёт.
На все случаи ответы
Обязательно найдёт.

Если зуб болит у вас,
Настя вам таблетку даст.
Потерялась где-то кошка
И взгрустнулось вдруг немножко,
Не печальтесь, в тот же час
Успокоит Настя вас.

Отнесётся к вам с вниманьем,
С ней разыщете кота,
И от прежнего страданья
Не останется следа.

Отчего так загрустили?
Тройку в школе получили?
К нашей Насте поспешите,
Неудачу разрешите.
Объясняет с толком всем,
Избавляет от проблем.

Много дел умеет Настя,
Не страшны совсем несчастья.
Может стряпать, петь и шить
И со всеми в дружбе жить.

Если кто-то «раскисает»,
Настя делом помогает.
Наша Настя – просто клад,
Все её благодарят.
И отзывчивая Настя
Просто светится от счастья!

(Н. Анишина )

Попробуй-ка сам!

Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!

На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он…
О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.

О чём же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом
Сестрёнка
Помчалась на нём!

Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».

И ты совершаешь
Весёлое чудо –
Пол засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это – как в сказке!..
Волшебник ты мой!
(С. Погореловский)

Поломанное крыло

Как-то ночью к телефону
Цапля вызвала Ворону:
Срочно вышлите врача
Для залетного Грача!

Кр-ра! ответила Ворона.
Грач не нашего района.
Обратитесь в тот район,
Где сейчас прописан он.

Повторяю: он залетный!
Мимолетный! Перелетный!
Поломал себе крыло!
Нужен врач!.. Алло!.. Алло!..

Отошла от телефона
Равнодушная Ворона:
"Чей-то Грач сломал крыло?
Очень жаль. Не повезло!"

(С. Михалков)

Драчунам и упрямцам

Совет

Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно?
Это
Очень
Опасно.

(Р. Сеф)

Кто сильнее?


Тот храбрее,
Кто добрее.
Тот сильнее,
Кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками
(Ю. Мориц)

Петушок

Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: - Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!

(В. Орлов)

Два кота

Жили-были
Два кота -

Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?

(С. Маршак)

Выдумщики

Выдумали девочки
Каблуки.
Выдумали мальчики
Кулаки.

Ходят гордо девочки –
Ах, на каблуках!
Ходят гордо мальчики –
Ой, да в синяках!
(О. Бундур)

Ссора

Раз мы строили у моря
С братом замок из песка.
Вдруг нечаянно рукою
Брат задел меня слегка.

От обиды я панамой
Запустил в него. И – в глаз!
Он же мне ногою прямо
По коленке стукнул раз.

Бросил я в него очками,
Он в меня – своим совком,
На него я – с кулаками,
Он в ответ – в лицо песком!

В общем, вышла с братом драка,
Мы дрались до синяков.
Только жалко, что от замка
Не осталось и следов…

Разве будет строиться
Замок, если ссориться?

(Л. Громова)

Упрямый козлик

Надвигается гроза;
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой:
- Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит... -
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается…
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!

(Г. Ладонщиков)


Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

(С. Михалков)

Фома

В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.

На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
Наденьте галоши,
Ему говорят.

Неправда,
Не верит Фома,

Это ложь...

И прямо по лужам
Идет без галош.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
Наступила зима.
В трусах
На прогулку выходит Фома.

Идёт в зоопарке
С экскурсией он,
Смотрите, ему говорят,
Это слон.

И снова не верит Фома:
Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.

Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто
Шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печёт,
Река, под названием Конго,
Течёт.

Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:
Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма.
Неправда!
Друзьям отвечает
Фома.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывёт
По опасной реке.

Близка
Аллигатора хищная пасть.
Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!

Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!

Уже крокодил
У Фомы за спиной.
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой:
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
Непра...
Я не ве...

Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зелёную воду нырнул.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывёт
По опасной реке.

Проснулся Фома,
Ничего не поймёт...
Трусы и рубашку
Со стула берёт.

Фома удивлён,
Фома возмущён:
Неправда, товарищи,
Это не сон!

Ребята,
Найдите такого Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.

(С. Михалков)

Умей дружить

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка
- Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!
(Г. Лагздынь)

Настоящие друзья

Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие, просто, ясно
Он не может говорить,
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «к»,
Но ребята не смеются –
Дружба мальчиков крепка.
– Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери,
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А второго не видать,
Но товарищи готовы,
Если надо, подождать.

(С. Михалков)

Пожелания

Будь счастлив, малыш,
Когда побежишь
Вприпрыжку по жизни своей!
И в жизненный путь
Ты взять не забудь
Хороших и верных друзей!
(З. Серашова)

Друг

Радость хлопает в ладоши,
Поднимает тарарам,
Потому что друг хороший
Вдруг приходит в гости к нам!

Уж не ходишь, а летаешь,
Если друг к тебе пришёл!
До чего же,
До чего же,
До чего же
ХОРОШО!
(Н. Пикулева)

Про Артема


Вот привычка у Артёма:
Никогда не ест он дома,
Но зато гулять Артём
Отправляется с ломтём,
Как выходит на прогулку,
Так берет с собою булку
Или сладкий леденец,
Иль соленый огурец.
Все играют - он в сторонке.
Дразнят бедного девчонки.
Он вздыхает и опять
Принимается жевать.
Весь он в крошках и в повидло,
В креме с головы до ног
Так умаслен, что не видно:
Мальчик он или пирог?
(А. Барто)

Почему с Серёжей не дружат?


Не хотят дружить с Серёжей.
В чем причина? Кто поможет?

Начал он играть с Иринкой,
Но сломал ее машинку.

За мячом бежал со Славой
И толкнул его в канаву.

К шуткам наш Сергей привык -
Коле показал язык.

Крикнул громко малышам:
- Эй, малявки, можно к вам?

Никому Сергей не нужен...
Почему же с ним не дружат?
(С. Волосевич)

Вредный вопрос

Нет вопроса
Хуже и вредней,
Чем вопрос:
«А кто из нас главней?»
Если задаёшь такой вопрос,
Значит, ты до дружбы
Не дорос.
Потому, что
Если мы друзья,
Должен понимать,
Что главный – я!

(М. Шварц)

Улитка и Жук

Повстречал улитку жук:
– Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.
(В. Орлов)

Про Обиду

Я поссорилась с подружкой,
И Обида на душе
Мне нашёптывает в ушко,
Мной командует уже.
Говорит:" С занудой этой,
Ивановой, не дружи!
Ты Алёнкины секреты
Всем девчонкам расскажи!"
Очень скучно без подружки.
Есть решение одно:
Я Обиду по макушке!
А с Алёнкою
в кино!
(Татьяна Гетте)

Растить обиды – плохой сад

Разругалась я с подругой –
Глупо очень, просто так.
Мысли бегают по кругу:
Без подруги – мне никак!

На прогулке одиноко,
Даже в цирке я грущу.
Ссора вышла мне уроком,
Все обиды – отпущу.

И скажу: «Прости, подружка!
Да, была я не права…
Знаю, ссориться не нужно:
Ссоры – сорная трава!»
(Натали Самоний)

Воздушный шарик

Воздушный шарик мальчик нёс в руке,
Как будто вёл щенка на поводке.
Но вдруг сорвался шарик с поводка
И вырвался из рук у паренька.

Ликуя, устремился шарик вверх,
Летел и свысока глядел на всех.
А ветер щекотал ему бока
И уносил всё выше в облака.

Восторг прошёл,
И шарик вспомнил вдруг,
Что без него внизу скучает друг,
И надо возвращаться, если ждут,
Пусть даже ты уже немного сдут.
(Н. Радченко)

Пословица


Рыл яму злодей на дороге лесной,
Чтоб ночью свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
- Постой!
Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
- Годится!

(Е. Ефимовский)

Ой, ребята!


Ой, ребята, -
Верь, не верь, -
От меня сбежала дверь.
- Прощай, - сказала, - дорогой,
Ты открывал меня ногой!
(В. Приходько)

Уроки вежливости и уважения

У пенька


Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе - капкан,
Ершу - крючок,
А поросёнку - пятачок!
(Г. Ладонщиков)

Вежливый бычок

Доброе утро, домашний бычок!
Утром бычку говорил хомячок.
- Доброе утро, лесной хомячок.
С доброй улыбкой ответил бычок.
Всё замечательно, если с утра
Все мы друг другу желаем добра!

Мимо белого бычка
Шли четыре пятачка.
Пятачки - хвосты крючком -
Поздоровались с бычком.
- Добрый день! - сказал бычок.
Рад был каждый пятачок!

Бычок не глядит в синеву:
Он щиплет и щиплет траву.
Шепнула ему ракита:
- Приятного аппетита!
А рядом жужжали два братца жучка:
- Хороший, жу-жу, аппетит у бычка!

Наклонился наш бычок:
- Добрый вечер, светлячок!
Засветился светлячок:
- Добрый вечер, друг бычок!

Ночь намного дня короче.
Спи, бычок, спокойной ночи!
Спать ложатся все: бычок,
Хомячок и светлячок.

Спать уходят пятачки,
Прячут хвостики-крючки.
И не жалко добрых слов:
Всем желать приятный снов!

(С. Еремеев)

Одна рифма

Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.

На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела –
Место занято другим.

Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.

(С. Михалков)

Случай в трамвае

Мальчик сидел
У окошка трамвая,
По сторонам
Из окошка зевая.
Рядом стоял,
Возвращаясь домой,
С папкой в руках
Гражданин молодой.
Мальчик, заметив
Такую картину,
Место своё
Уступил гражданину.
Долго не стал
Гражданин возражать -
Старших положено
Всем уважать.
Было в трамвае
И людно, и тесно,
И гражданин
Уступил своё место:
Он усадил
Пожилого мужчину,
Сунул под лавку
Его же корзину.
Только недолго
Сидел и мужчина,
Важной была
И на это причина:
Как не уважить
Почтенного старца,
Мог ли мужчина
На месте остаться?
Старец, довольный,
В окошко глядит,
Мимо него
Новый город летит.
Всё изменилось -
В погоде,
В природе,
А уваженье
Осталось в народе...
(П. Мумин, пер. с узбекского Ю. Кушак)

Слова и дела

Ехали из школы
Лучшие друзья.
Разговор в трамвае
Слышала их я.

Сидя у окошка,
Рассказать спешил
Друг, каким хорошим
Стать вчера решил:

– Место теперь старшим
Буду уступать,
Девочек не стану
Больше обижать.

Маме я по дому
Буду помогать,–
Вымою посуду,
Застелю кровать…

Но пока Серёжа
Это всё сулил,
Бабушке Алёша
Место уступил.

(Л. Фирсова-Сапронова )

Плохой табель – зато хорошие манеры

– Твой табель плох! – сказал отец –
Он очень плох, сынок!
– О, не брани меня, отец,
Я сделал всё, что смог.

– Но ты – последний ученик,
Ты кончил хуже всех!
– Я пропускал других вперёд,
А вежливость – не грех…
(Спайк Миллиган, пер. Г. Кружков)

Вежливый слон

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо –
Очень –
Сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!

(В. Лунин)

Извинение

Ты за что побила Вову?
Он толкнул меня, как слон,
И сказал плохое слово.
И какое же?
Пардон.

(И. Коньков )

Вежливый хвост

Воспитанный хвостик
У кошки моей:
Он всюду почтительно
Ходит за ней.
И в двери он прежде неё
Не войдёт –
Он вежливо кошку
Пропустит вперёд.
(В. Орлов)

Непослушным и капризным

Секрет


- Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чём тут секрет?
- Тут нету секрета, -
Ответил нам дед,

- Я слушался взрослых
До старости лет!

(В. Орлов)

Если не будете слушаться


Если не будете слушаться маму,
Выйдя из дома, провалитесь в яму.
Мамы и папы за вами пойдут,
В эту же яму они упадут.
Но только вас не найдут все равно,
Яма глубокая, в яме темно.

Если не будете слушаться папу,
Черные кошки вас будут царапать.
Как же спасти непослушных детей
От кровожадных кошачьих когтей?
Надо сказать:"Не царапайся, кошка,
Завтра я буду послушней, немножко."

(А. Барто)

Папу надо слушать

Скачет Дождик-сорванец
Босиком по лужам.
Рассердился Гром-отец:
- Мне помощник нужен!
Помогали мне всю ночь
Дружно братья-Ливни.
Ты же погулять не прочь!
Накажу! Смотри мне!

И вздыхает Туча-мать,
Пожурив ребёнка:
- Нужно грядки поливать,
Ты полил котёнка.
Не хотят с тобой играть
Молнии-сестрички.
Заставлял ты их сверкать,
Дёргая косички.

Гром сердито рокотал
На лесной опушке:
- Он опять весь день считал
У ребят веснушки! -
Жалко малого сынка,
Плачет мама-Туча:
- Ну, прости его пока,
Не ругай, не мучай!

Ты, жена, мне не перечь! -
Гром вовсю шарахнул!
Даже старший братец Смерч
От испуга ахнул.
Грозен в гневе Гром-отец:
- Быстро марш на грядки! -
Припустился сорванец,
Засверкали... пятки.

Чтоб от грохота у вас
Не болели уши,
ДЕТИ, ПОМНИТЕ НАКАЗ -
ПАПУ НАДО СЛУШАТЬ!

(З. Серашова )

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!

(Э. Мошковская)

Мамины глаза

День с капризов начинаю:
Суп невкусный, ранец жмёт.
Мама сердится, я знаю:
У неё глаза, как лёд.

Я опять дразню братишку:
– Твой рисунок не хорош!
Маме грустно, даже слишком,
И глаза, как небо в дождь.

Больше вредничать не буду,
Съем овсянку я до дна,
Перемою всю посуду
И полью цветы сама.

Улыбнётся мама, скажет:
– Ты – моя трудяжка-птах!
Ярким лучиком запляшет
Радость в маминых глазах!
(Л. Шмидт)

Чистоплотность

Полосатые стихи

Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.

Есть полоски у Енота,
И у Зебры их без счёта.

Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.

У шлагбаума – полоски,
И полоски на берёзке.

Есть красивые полоски
У рассвета и заката.

Но встречаются ребята –
Все от грязи полосаты…

Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)

Кто не умывается


Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.

А кто не умывается,
Никак не называется.
(П. Синявский)

Ладошки

Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора?
(И. Ищук)

Воспиталкина книжка


Крокодилиха учила крокодишек:
– Не ходите по квартире без штанишек.
Бегемотиха учила бегемошек:
– Прекратите превращаться в поросёшек.
Попугаиха учила попугашек:
– Не дразните комаров и таракашек.

Крокодишки научились одеваться,
Бегемошки научились умываться,
Попугашки перестали обзываться –
И теперь мы можем ими любоваться.

(П. Синявский )

Аккуратная девочка

Быть неряхой неприглядной –
Это стыдно, это срам.
Надо быть мне аккуратней,
Надо пыль смахнуть мне с рам.
Надо вымыть мне посуду,
Надо пол мне протереть,
Аккуратной быть не трудно,
Надо только захотеть.
(Фаина Фанни)

Чистюля

Затеял чистюля-енот постирушку.
Воды натаскал из речушки в кадушку,
Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска,

Корыто пушистая пена накрыла.
Енот не жалел ни усилий, ни мыла,
И тщательно тёр о стиральную доску
Рубашку, носки и штанишки в полоску.

Синил незабудкой, душил медуницей,
Потом полоскал родниковой водицей,
И вешал на кустик сушиться к овражку
Штанишки в полоску, носки и рубашку.

А рядом с енотом, в грязи по колена,
Жила-поживала грязнуля-гиена.
Неряха вещей не стирала упрямо,
И пахла она, как помойная яма.

Енот не водился с грязнулей-гиеной,
Поскольку она не дружна с гигиеной.
А тот, кто не хочет прослыть замарашкой,
Стирает носки и штанишки с рубашкой.
(А. Ерошин )

Я прилежный человек

Завершаю я игру,
Все игрушки приберу,
Наведу порядок я,
Будет рада вся семья.
Куклам ласково скажу:
– Вас в постельку положу.
Пусть приснится сладкий сон,
Сказку вам расскажет он.
Инструментам не уснуть,
Дам им просто отдохнуть.
Поживут пока в тиши
Инструменты-малыши.
Я старательно зверей –
Всех игрушечных друзей –
Посажу у стенки в ряд,
Пусть и звери сладко спят.
Оглянусь потом кругом.
– Ах, какой чудесный дом!
Мне по нраву чистота,
В доме свет и красота.
Человек прилежный я,
Есть характер у меня.
(Г. Даньшова )

Я по улице иду

Я по улице иду.
Я читаю на ходу.
Вывески, афиши
От земли
До крыши.

А на заборе прямо
Написано «ДИНАМО».
Болельщик! Стыдно это.
Забор - не стенгазета.

Навстречу мне рекламы
Спешат как телеграммы.
Машин поток,
Людей поток,
Автобус пятый номер.
Вдруг вижу:
«СЕВА МОЛОТОК!» -
Написано на доме.
Написано старательно,
Но думается мне:
Писать не обязательно
Об этом на стене.


Вот улица САДОВАЯ.
Весенним тёплым днём
Она блестит как новая,
Умытая дождём.

Вокруг листвой весёлой
Шумит лесной народ.
Простое слово «ШКОЛА»
Читаю у ворот.

Шумит на улице листва,
Но тихо в школьном доме.
Здесь пишут на доске слова,
В тетрадке
И альбоме.

Обязан каждый школьник знать:
О ЧЁМ ПИСАТЬ
И ГДЕ ПИСАТЬ!
(В. Степанов)

Лифт и карандаш

В новом лифте ехал Саша
На тринадцатый этаж.
Вместе с ним на том же лифте
Ехал синий Карандаш.

Поднимается кабина
На тринадцатый этаж,
А на стенке той кабины
Что-то пишет Карандаш.

Пообедал дома Саша,
Вызвал лифт - спускаться вниз.
Лифт в пути остановился
И над шахтою повис.

Мальчик Саша в новом лифте
Оказался взаперти -
Лифт стоит, и он не хочет
Дальше мальчика везти.

Нажимал на кнопки Саша,
«Помогите-e!» - голосил,
Проходящих мимо лифта
Вызвать мастера просил.

Наконец лифтёр явился
(Он обедать уходил),
Из кабины, как из плена,
Сашу он освободил.

Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.

К сожаленью, есть немало
Всяких Шуриков и Саш,
У которых не по делу
Пишет синий Карандаш!
(С. Михалков)