Презентация на тему "развитие познавательных интересов дошкольников". Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация Презентации на тему познавательное развитие

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. (слайд №2) Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель : (слайд №3)

  • формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • —создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
  • расширять представления детей об окружающим мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • —развивать связную речь;
  • создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
  • —создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Предусматривались следующие этапы реализации работы: (слайд№4)

Они представлены вашему вниманию на экране, четко выделены этапы, сроки, цели реализации работы.

Работу по познавательному развитию мы начали с проведения диагностики (слайд№5) по методике В.В.Гербовой и Т.И.Гризик для того, чтобы определить уровень познавательного развития, результаты вы видите на экране.

Мною была изучена (слайды№6) и подобрана методическая литература и разработан проект на три года работы по развитию познавательного интереса дошкольников. (слайды№7) В этот проект вошли 10 долгосрочных проектов и 9 краткосрочных проектов. (слайды №8).

Для реализации проекта по развитию познавательного интереса дошкольников было проведено родительское собрание по теме: (слайд№9) «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. (слайд№10) Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.

Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями была создана образовательная среда, в которую вошли (слайд№11) центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, (слайд№12) иллюстрации, схемы, алгоритмы, альбомы презентации и многое другое. Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, (слайд№13) которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы. (слайд№14)

В уголке художественно – эстетического развития собраны альбомы с различными видами народных промыслов, познакомиться с которыми могут не только дети, но и родители.

Созданные совместно с родителями и детьми мини – музеи «Весёлые матрёшки», «Изделия из дерева», «Утварь Бабушки Федоры»(слайд №15) позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере. А мини-музей коллекций, (слайд №16) созданный в группе, позволил каждому ребенку показать свою коллекцию и рассказать о ней. (слайд №17) Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в инсценировках.

После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл НОД , (слайд №18) где дети проявляли свою самостоятельную активность, выражали инициативу, высказывали умозаключения. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. (слайд №19) Например, знакомство детей с ВОВ проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята узнали о подвигах наших солдат, о страданиях взрослых и детей, прошедших войну, смотрели хроники военных лет, презентации, (слайд №20) собирали альбомы, где размещены фотографии бабушек, дедушек – участников войны, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Галерея Великой Победы», (слайд №21) создавали уголок памяти, ходили на экскурсию в музей, возлагали цветы к вечному огню, встречались с ветеранами, участвовали в празднике «Мы гордимся и помним!» (слайд №22)

Дети охотно и с увлечением участвовали во всех мероприятиях, делясь впечатлениями не только, друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.

Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе мы решили использовать метод (слайд №23) макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением (слайд №24) поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно. (слайд №25) Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с (слайд №26) макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы, гербарии. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к (слайд №27) изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, (слайд №28) пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

За три года работы нами были разработаны 19 проектов, при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Например, (слайд №29) в ходе реализации долгосрочного проекта «Злаки» на занятиях познавательного цикла «От колоска до каравая», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Хлеб войны», в нашей группе появилась коллекция злаков, (слайд №30) исследовательские альбомы «Откуда хлебушко пришёл?», «Хлеб – всему голова», «Как колосок хлебом на стол пришёл». Были изготовлены (слайд №31) дидактические игры из макарон «Сложи узор» и «Собери бусы», дидактическое пособие для рисования манкой. (слайд №32) Совместно с детьми и родителями была подготовлена выставка картин, выполненных из различных видов крупы, проведено совместное (слайд №33) с родителями занятие «Мёд – подарок полей». Были проведены (слайд №34) тематические развлечения «Хлеб – всему голова» и «Осенины – осени Именины». (слайд №35)

В процессе осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в дидактические игры, проектно-исследовательскую деятельность, метод макетирования, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли (слайд №36) повысить уровень познавательного развития наших воспитанников, о чем свидетельствуют следующие показатели диагностики по методике В.В.Гербовой и Т. И. Гризик на заключительном этапе работы, результаты вы видите на экране.

Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. (слайд №37) Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. (слайд №38)

В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы (слайд №39) познавательно — исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.

Для детей на 2016 год

Выполнила воспитатель МБДОУ комбинированного вида №117 Ленинского района Морозкина Ирина Федоровна 2013 г г. Н.Новгород «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с неживой природой». сайт

Слайд 2

Основнаяобщеобразовательная программа ДОУ разработана в соответствии с ФГТ (приказ № 655 от 23.12.2009 г).Принята на заседании педагогического совета № 2 от 25.11.2010 г.и утверждена приказом заведующего

Основная цель деятельности ДОУ: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Слайд 3

Образовательная область «Познание».Задачи воспитания и развития детей.

Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный материал: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать познавательный интерес к природе, об особенностях существовании животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы. Развивать познавательный интерес к природе, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Развитие навыков практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гумманно – ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки

Слайд 4

●Определяется требованиями общества. ● Отражение актуальности в психолого-педагогических исследованиях:Н.Н.Подьякова,А.И.Савенкова, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева, Г.И.Щукиной, О.В.Дыбиной, О.В.Афанасьевой, И.Э.Куликовской. ● Отражение актуальности проблемы из показателей диагностики по данному вопросу. ● В начале учебного года был проведен анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по разделу программы «Ребенок открывает мир природы». Результаты данного анализа показали, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов. Таким образом, по результатам диагностики, я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данная проблема для моей группы была наиболее актуальна и в связи с этим мною были определены цели и задачи, разработана система работы по данному направлению Актуальность данной проблемы

Слайд 5

Мониторинг на начало 2012 -2013 г по развитию экспериментальной деятельностипо методике Л.Н. Прохоровой, Т.И.Бабаевой(критерииоценки уровня развития)

Проведённый мною мониторинг выявил, что 16% детей (4 человека) с высоким уровнем знаний показали, что имеют достаточно хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 36% детей (9 человек) со средним уровнем знаний. 48% детей (12 человек) с низким уровнем знаний (знания недостаточны, применять их в практике затрудняются).

Слайд 6

Слайд 7

Цель работы:Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлениюЗадачи:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи), выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов. Развивать у детей умственные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Слайд 8

Основные направления в работе:

1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию. 2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов) 3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 9

Предметно –развивающая среда

Оборудован и оснащен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр экспериментирования Подбор детской художественной литературы (сказки, стихи, потешки) Иллюстрации, картинки («Песок, глина, вода", "Звук", «Магниты», "Бумага", "Свет", «Стекло", «Резина» Дидактические игры Алгоритмы рассказывание про предметы Материал подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.

Слайд 10

(перспективный план работы с детьми)

Слайд 11

Традиционные методы Наглядные (наблюдения « За деревьями в инее», иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н.А.Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов) Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты.дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-»Чем пахнет вода»,»Куда делись чернила?») Инновационные методы Использование элементов ТРИЗ Метод игрового проблемного обучения. Использование мнемотехники-мнемотаблицы коллажи. Использование компьютерные и мультимедийные средства обучения.

Слайд 12

Интеграция образовательных областей

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Основные формы работы с родителями:

    Анкетирования родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят ребенок дома?» Консультации на темы: «Как научить ребенка исследовать?» «Развиваем внимание и мышление дошкольников –учим быть любознательным» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Показ интегративной образовательной ситуации «Что я знаю о воздухе?» День открытых дверей «Эксперименты в нашей жизни»КВН с участием детей «Открой дверь в мир опытов» Мастер класс «Изготовление дидактической игры для дошкольников по экспериментированию» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» (Перспективный план с родителями) Изюминки умеют пить

    Слайд 15

    Сравнительный анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста 2012-2013уч.г.

    После проведенной системы работы выявлено, что у 28% (7детей) сформированы знания, умения и навыки наблюдать и проводить эксперименты. Появился интерес к экспериментированию. У 48% (12 человек) появился навык исследования в неживой природе. Обогатился словарный запас. 24%(6 детей) на низком уровне. Начало года Конец года

    Слайд 16

    Позитивная динамика развития детей 2012 – 2013 учебный год:

    Выводы по интегративным качествам

    Слайд 17

    Выводы:

    Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Расширился кругозор об объектах неживой природы и их свойствах. Появились навыки планирования своей деятельности, делать выводы. Сформировались качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. В процессе экспериментирования обогатилась память ребенка, активизировались его мыслительные процессы. Экспериментирование вызвало у детей интерес к исследованию неживой природы, стимулировало к получению новых знаний. Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей

    Слайд 18

    Перспективы на будущее:

    Данная проблема действительно актуальна и значима, я планирую продолжать работу по данной проблеме, совершенствуя её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Литература

    Слайд 19

    Новые педагогические технологии:

    Проект «Чудеса Кока –колы». Использование элементов ТРИЗ –»маленькие человечки»для обозначения агрегатного состояния воды Метод игрового проблемного обучения Мнемотехника –мнемотаблицы и коллажи Компьютерные и мультимедийные средства обучения Интерактивный опрос

    Слайд 20

    Формы работы с детьми.

    Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Интегрированные занятия. Образовательные ситуации. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий. Беседы по темам. Целевые прогулки и экскурсии. Проектная деятельность. Опытническо - исследовательская деятельность. Чтение художественной литературы. Игры(дидактические, словесные,подвижные, настольно-печатные, с/р, театрализованные) Создание опорных схем интеграция

    Слайд 21

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения,иллюстрации, просмотр видео презентаций Словесные (беседы, чтение художественной литературы,сообщения,использование фольклорных материалов) Практические (игры – опыты, игры – эксперименты,дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, фиксация результатов,моделирование) Трудовые поручения Метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации умение анализировать)

    Слайд 22

    Перспективный план работы с детьми старшей группы (на примере октября месяца).

    Слайд 23

    Интегративные качества

    Физически-развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный. Эмоционально-отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Любит экспериментировать Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

    Слайд 24

    Перспективный план работы с родителями по экспериментированию на 2012-2013 учебный год

    Слайд 25

    Интегративные качества детей на конец года:

    Любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, в т.ч. мире природы; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать, проявляя навыки экологической культуры в повседневной жизни. Эмоционально отзывчивый (способен эмоционально реагировать на состояние окружающей среды; может эмоционально оценить природные объекты, способен видеть и реагировать на красоту природы; способен переживать героям сказок, рассказов экологического содержания). Овладевший средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений об окружающей среде, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе. Способный решать личностные задачи адекватные возрасту; ребенок может применять самостоятельно усвоенные экологические знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и т.д. Имеющий первичные представления о мире и природе (ребенок может самостоятельно определить взаимосвязь объектов неживой природы; способен делать элементарные логические умозаключения).

    Слайд 26

    «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: дети способны выполнять индивидуальные и коллективные поручения, способны принять задачу, удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие, сосредоточенно слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Социализация»: объединяясь в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способом ролевого поведения, проявляют инициативу и предлагают новые действия, противостоят трудностям, подчиняются правилам, обогащают сюжет, могут моделировать предметно-игровую среду. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Безопасность»: соблюдают элементарные правила при проведении опытов и экспериментов «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Познание»: способны составить предмет, состоящий из нескольких частей с учетом их конструктивных свойств в соответствии с заданием педагога. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Коммуникация»: могут участвовать в беседе.

    Слайд 27

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения, просмотр видеопрезентаций, рассматривание иллюстраций и альбомов): Рассматривание -снежинки, коллекции бумаги разной фактуры, альбома «Виды ткани», иллюстраций о зиме, воде, солнце, космосе. Наблюдения за движением облаков, за дымом из трубы. Демонстрация песочных часов. Слушание мелодий -журчание воды, капель, шум дождя.Слушание П.П.Чайковский «Времена года», Е.Крылов «Три белых коня». Презентации «Красивая снежинка», «Волшебница вода», «Воздух», «Настоящая маленькая сказка»,семейный проект «Волшебница вода», «Волшебная пуговица», «Снежинки на моей руке», «Вода вокруг нас». Мультипликационный фильм «Беги ручеек». Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов): Ушинский «Проказы Зимы», «Как рубашка в поле выросла»,Чуковский «Айболит».Стихи Тютчева, Барто, Сурикова, Маршак «Двенадцать месяцев»,р.н.с. «Колобок», «Заюшкина избушка», «Дюймовочка», «Три поросенка».Экологический рассказ «Как люди речку обидели».Стихи, загадки и песни о зиме, снеге, воде, космосе. Русская народная сказка «Пузырь соломинка и лапоть», сказки «Морозко», «Мороз Иванович». Носов «незнайка на Луне». Пушкин «Сказка о царе Салтане».Усатова «Зеленая бумага».Потешки о воде. Знакомство с компасом. Беседы: «Почему люди болеют?» Практические методы (игры-опыты, Д/и (Аквариум. Освобождение бусинок из цветного плена. Хорошо – плохо. Узнай по вкусу. Как впитывается вода. Ветерок. Бумажные гонки. Узнай по запаху. Разрезные картинки.Шуршалки. Чьи следы? Доскажи словечко. У кого дальше пролетит шарик….) Изготовление атрибутов к игре «Мы капельки». Дыхательные гимнастики. Физкультминутки. Акварель с солью «Снегопад». Рисование «На далекой удивительной планете».Рисование по мокрому. Рисование мыльными пузырями. «Забавная клякса».Конструирование «Тюльпан», кораблики, султанчики.

    Слайд 28

    Интеграция по областям Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура музыка Художественное творчество Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие социализация коммуникация познание Чтение художественной литературы

    Слайд 29

    музыка Художественное творчество Физическое развитие Художественно- Эстетическое развитие Интеграция по областям Социально-личностное развитие познание Чтение Художественной литературы социализация Физическая культура музыка Художественное творчество Художественно- Эстетическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие коммуникация познание Чтение Художественной литературы социализация

    Слайд 30

    Литература

    1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом.Опыты и эксперименты для дошкольников»,2010г. 2. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,2010г. 3. Рыжова Н.В. «Игры с водой и песком»,Обруч №2,1997г. 4. Рыжова Н.В. «Опыты с песком и глиной», Обруч №2,1998г 5. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год 6. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 7. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009 8. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005 9. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

    Слайд 31

    Основные направления в работе: 1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

    Слайд 32

    Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели:

    Оценка проводилась по 3-х бальной системе: 1 б - низкий уровень 2 б- средний уровень 3 б - высокий уровень 1.проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно-экспериментальной деятельности; 2. понимание проблемы исследования, умения четко сформулировать цель(что нужно сделать); 3.способность планировать свою деятельность, выделять этапы. 4.использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности; 5.умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

    Слайд 33

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) были выделены: - место для постоянной выставки, где размещены музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); -место для приборов; -место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина»;природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупаКарточки-подсказки «Что можно, что нельзя»Личные блокноты детей для фиксации результатов опытаМини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Познавательное развитие ребенка Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает. Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

    Cлайд 5

    МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

    Cлайд 6

    ВОСПРИЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В возрасте от трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

    Cлайд 7

    ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

    Cлайд 8

    ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА Память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы.

    Cлайд 9

    Развитие ребенка - невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка. Презентацию подготовила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «Чайка» Воложанина Юлия Павловна г. Лобня

    Психологи утверждают, что дошкольный возраст сензитивен для познавательного развития. После семи лет мы сколько угодно будем развивать мышление ребёнка, но это будет лишь его тренировка, накопление знаний, так как основные умственные операции уже заложены и развиты. Поэтому познавательное развитие по ФГОС в ДОУ занимает приоритетное место.

    Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы познавательного развития дошкольников.

    Традиционно наш народ с огромным вниманием относился к здоровью, воспитанию и обучению детей. От того, какое образование получат дети, зависит мощь и процветание любого государства. Непрерывность и взаимосвязь всей цепи образования от дошкольного звена до высшего учебного заведения – залог успешного будущего. Важно, чтобы дети, поступающие в первый класс, имели хорошие базовые знания. Получить их они могут в детском саду. Желательно, чтобы все будущие первоклассники прошли детсадовскую подготовку и получили равный старт для школьной жизни.

    С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. Он решает множественные задачи обучения и воспитания. Одна из них – познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С вопросов «Что такое» и «Кто такой?» - берет начало познание мира.

    Важную роль в познавательном развитии дошкольников играет овладение ими систематизированными знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребёнка, влияют на развитие способов его познавательной деятельности.

    Ребёнок – это маленький исследователь и экспериментатор. Основные черты детского поведения – это получение новых, интересных для него знаний, любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

    Цели и задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ включает такие задачи:

    • знакомство с окружающим миром. Это космос, Вселенная, живая и неживая природа;
    • воспитание любви к своей Родине. Дети должны знать гимн, герб, флаг и их значение. Иметь представление об истории Отечества, гордиться малой родиной;
    • расширение знаний о себе, о строении тела;
    • воспитание культуры отношений, толерантности .

    Методические приемы в обучении

    При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме - легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.

    Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:

    • настольные и дидактические игры;
    • чтение сказок и рассказов;
    • наблюдения;
    • трудовые поручения;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • строительные игры;
    • индивидуальная работа;

    От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

    В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.

    Познавательное развитие в средней группе

    К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. С 3 до 5 лет ребенок развивается во многих аспектах: физически, эмоционально, социально. Однако более всего заметно когнитивное развитие, так как в мозгу ребенка постоянно образуются новые логические связи, а также укрепляются старые. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками».

    Основные познавательные навыки – умение группировать предметы по определенному признаку, наблюдать, предугадывать ход событий, понимать причину и следствие – закладываются именно в этом возрасте, и необходимы для дальнейшего развития. Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

    В соответствии с ФГОС ДО, детей продолжают знакомить с окружающим миром:

    • Закрепляются знания об овощах и фруктах . Детей учат выделять признаки, форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.
    • Знакомят с трудом сельских жителей на полях и фермах.
    • Закрепляют знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.
    • В процессе экспериментирования знакомят со свойствами воды, глины, песка, воздуха, ветра, растений.
    • Начинают знакомить с некоторыми профессиями.
    • Учат выделять признаки времен года .
    • Знакомят с жизнью растений .
    • Дети учат правила дорожного движения .
    • Знакомятся с видами транспорта.

    Познавательное развитие в старшей группе

    Познавательное развитие дошкольников по ФГОС на этом этапе предполагает закрепление и расширение знаний:

    • о разных предметах;
    • о временах года , их красоте и неповторимости;
    • о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;
    • о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;
    • о безопасном обращении с бытовой техникой;
    • о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

    Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель – вызвать желание придумывать у ребенка. Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

    Познавательное развитие в подготовительной группе

    Дети подготовительной группы, выпускники – гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется.

    К окончанию детского сада у детей должно появиться желание учиться в школе и уважение к родному языку:

    • привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;
    • дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи;
    • знать народные традиции , игры, обряды, кухню;
    • гордиться своей Родиной.

    Познавательное развитие дошкольника в рамках ФГОС ДО

    Интересные познавательные области по ФГОС в ДОУ

    Явления неживой природы

    Большое внимание для познавательного развития в детском саду необходимо уделять осознанному развитию представлений о явлениях в неживой природе, позволяющие выяснять закономерности и взаимосвязи разнообразных явлений. Не нужно использовать сложные, наукообразные фразы, следует рассказывать на понятном и доступном детям языке.

    • В воде тонет тяжёлый или легкий предметы?
    • Почему магнит магнитит?
    • Что такое и откуда берутся снег и лёд?
    • Что случится, если принести в дом снег, а если унести обратно на улицу?
    • Если земля круглая и вертится, почему мы не падаем и не валимся с неё?

    Эти знания дают возможность сформировать самые элементарные знания детей о составе веществ, о состояниях, в которых они находятся: твёрдый, мягкий, сыпучий, вязкий, плавучий, растворимый, хрупкий. В старшем дошкольном возрасте дети должны получать первоначальные знания о явлениях, происходящих в космосе, о Солнечной системе и о Луне.

    Группирование предметов

    Умение разделять и группировать предметы по определенному признаку – одно из самых важных базовых когнитивных умений. Чтобы научить детей этому, можно использовать разнообразные предметы – игрушки, кухонную утварь, еду – и попросить малышей объяснить, чем они отличаются, а в чем похожи.

    Например, они могут сказать, что и яблоко, и апельсин – фрукты, но яблоко красное, а апельсин – нет. Затем предложите другие признаки для группировки – цвет, размер, назначение.

    Если нет возможности использовать реальные предметы – возьмите изображения, например, специальные карточки или вырежьте картинки из журналов.

    Причинно-следственные связи

    Дети любят игры с водой, но мало кто из них сам замечает, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Младшим воспитанникам обязательно понравится угадывать, какие игрушки и предметы будут держаться на поверхности, а какие утонут.

    Используйте предметы разного размера и веса – зубочистку, камешек, пластиковый стаканчик, кусок бумаги. Обязательно объясняйте детям, почему одни предметы удержались на воде, а другие нет, но прежде позвольте им догадаться о причинах самостоятельно.

    Дети более старшего возраста оценят немного другую игру: покажите, как из глины или фольги (которые обычно тонут) сделать кораблик, который будет держаться на воде. Таким образом они научатся связывать причину и следствие, а этот навык очень пригодится им в дальнейшем.

    Явления живой природы

    Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеет знакомство с явлениями живой природы. В процессе ознакомления дошкольников с явлениями живой природы лежат действия ребёнка с настоящими предметами и явлениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношения, ребёнок постоянно взаимодействует с ними. Таким образом, знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретённый в процессе поисков и размышлений. Изучаемые явления должны не только наблюдаться со стороны, но и подвергаться воздействиям со стороны ребёнка. Ребёнок должен видеть, слышать и видоизменять эти явления, выявляя в них новые свойства и отношения.

    Хорошо, прочно и надолго ребёнок усваивает новые знания, когда он слышит, всё сам видит и сам взаимодействует с изучаемым предметом.

    Следует познакомить детей с лупой, пинцетом и другими инструментами, которые помогут им в наблюдениях за живой природой. В ходе тематических занятий можно обратить их внимание на строение цветов, неоднородную структуру камней, прожилки на листве деревьев . Пусть они попытаются догадаться, для чего предназначены те или иные части растения или части тела насекомых, как они образуются . Удивительно, какие оригинальные предположения они порой сделают.

    Проектно-исследовательская деятельность

    Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду .

    Исследовательский метод – путь к знаниям через самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

    Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

    Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

    По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

    Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

    Вебинар "О реализации принципов ФГОС дошкольного образования" - видео

    Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет

    Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
    Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
    Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
    Образовательная область: Познавательное развитие
    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
    Тип: интегрированное
    Возраст детей: старший дошкольный возраст
    Формы занятия (НОД): решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
    Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
    Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
    Раздаточный материал: цветные полоски разной длины, счетный материал.
    Цель:
    Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
    Задачи:
    1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
    2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
    3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
    4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
    5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
    6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
    7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
    Ход занятия
    - Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
    - На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
    Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
    (Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)

    - Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
    СЛАЙД 1
    Вот неделька, в ней семь дней
    Поскорей знакомься с ней
    Первый день по всем неделькам
    Назовется..(дети отвечают)понедельник!
    СЛАЙД
    - А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
    - Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
    - А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
    - Какие они по счету? (2 и 4)
    - Каким по счету едет синий вагон? (5)
    - А где же первый вагон? (фиолетовый)


    - Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
    Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
    Физминутка
    Раз - подняться, потянуться.
    Два - согнуться, разогнуться.
    Три - в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире.
    Пять - руками помахать.
    Шесть - за парту тихо сесть.
    - Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
    - Конечно среда.
    СЛАЙД
    - Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
    - Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
    - Сколько получилось морковок всего? (7).
    - Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
    - А самая маленькая? (4)
    - Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
    (На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
    - Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
    СЛАЙД
    (дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
    - Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
    - Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
    - А сколько их? (2)
    - Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
    - Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
    - Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
    - Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
    - Чтоб четвертый день прошел быстрей
    Поиграем мы скорей.
    А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
    - Ребята, игра называется «Верно-неверно»


    Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
    - утром солнышко встает;
    - зимой жарко;
    - по утрам нужно делать зарядку;
    - осенью опадают листья;
    - нельзя умываться по утрам;
    - днем ярко светит луна;
    - утром дети идут в детский сад;
    - ночью люди обедают;
    - в неделе 7 дней;
    - за понедельником следует четверг;
    - всего 5 времен года
    В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
    - А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
    - Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
    - У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
    (Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
    - Посмотрите, что получилось у меня.
    (воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
    - Молодцы, справились.
    Вся закончена работа
    День шестой у нас суббота
    День седьмой – его мы знаем
    Воскресенье – отдыхаем

    Рефлексия

    - Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
    - Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
    (воспитатель и дети делают руками бинокль)
    - Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
    (раздается стук)
    - Ой, кто там.
    (воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)


    - Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
    - Это же открытка. И тут что-то написано:
    Каждый просто молодец!
    Путешествию конец.
    С математикой дружите
    Знания свои копите.
    Пусть помогут вам старания,
    Память, логика, внимание!

    Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
    В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
    Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
    3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
    В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
    На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.

    Презентация на тему: Веселая неделька