Что значит воспитатель. «Что значит быть воспитателем детского сада. Получение профессии воспитателя детского дошкольного учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Квтокский детский сад «Теремок»

«Что значит быть

Воспитателем? »

(Эссе)

Подготовил воспитатель

II квалификационной категории

Дегтярёва Л.В.

Р.п. Квиток

Сколько нужно ласки и заботы

Каждого помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа –

Ежедневно маму заменять.

Перед каждым человеком на пороге жизни встаёт вопрос о выборе профессии. Есть такая замечательная и очень важная, на мой взгляд, профессия воспитатель. Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Она на виду у детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен красиво и правильно говорить, быть интересным и правильным собеседником. Воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей. Умение делиться игрушками, уступать, прощать; сеять добро, милосердие, любовь ко всему живому. Воспитатель немыслим без любви к детям. Ещё М.Горький говорил, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения».

Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, весёлое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый и каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания.

Со школьной скамьи я хотела стать учителем, но обстоятельства жизни сложились так, что судьба привела меня в детский сад, и я стала воспитателем и нисколько об этом не жалею. Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по – разному они относятся друг другу, животным, игрушкам.

Работая, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ними ползать, прыгать, рисовать, быть папой и мамой. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого – то надо приласкать и пожалеть, а кого – то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.

Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и я должна дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, как образуется снег. Сколько сразу вопросов! Где взять ответ? Воспитатель детского сада порой должен знать не меньше, чем преподаватель в школе.

На мой взгляд, это очень интересная профессия: тебя любят дети и ждут от тебя чего – то нового, а ты живёшь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам.

Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. Надо любить свою работу так, чтобы идти на неё с хорошим настроением и желанием нести детям новое, и непременно позитивное.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, что именно я закладываю ростки будущих характеров, поддерживаю их своей любовью, отдаю тепло своего сердца.

Я не перестаю удивляться насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной.

Горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, который воспитывает детей, любит их, и поэтому они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой всё и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.

Для меня воспитатель – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня – это жизнь! Я считаю то, что заложено в детстве, остаётся на всю жизнь. Поэтому мы должны помнить слова В.А.Сухомлинского: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».

«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель

Когда я размышляю о смысле и значении профессии — воспитатель, я вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Что значит быть воспитателем?

Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.

ВОСПИТАТЕЛЬ! Я пишу это слово с большой буквы потому, что за семь лет работы в детском саду судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были прекрасными педагогами. Я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. И я поняла, что быть воспитателем огромная ответственность. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. В современной детском саду остались пожалуй, лишь самые преданные своему делу педагоги. Ведь не секрет, что материальная сторона работы воспитателя, не самая перспективная. У каждого работающего в детском саду должна быть душа. Душа воспитателя!

Как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом. Я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней. Я считаю, что воспитатель, который занимается воспитанием детей, должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям.

Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».

Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

Кто я сегодня?

Я — родник, бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.

Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием — это на века.

Вы спросите, для чего мне это нужно? Я отвечу просто – чтобы быть счастливой!

Словарь антонимов русского языка

Воспитатель

Тезаурус русской деловой лексики

Воспитатель

Syn: наставник (кн.), учитель

Словарь Ефремовой

Воспитатель

  1. м.
    1. Тот, кто занимается воспитанием кого-л.
    2. Работник детского учреждения.

Словарь Ушакова

Воспитатель

воспита тель , воспитателя, муж. Лицо, воспитывающее кого-нибудь. Моим воспитателем был дядя.

| Занимающийся воспитанием, педагог. Воспитатель в детском доме.

Словарь Ожегова

ВОСПИТА ТЕЛЬ, я, м.

1. Человек, к-рый воспитывает или воспитал когон.

2. Специалист, занимающийся воспитательной работой. В. детского сада. В. в интернате.

| ж. воспитательница, ы.

| прил. воспитательский, ая, ое.

Педагогический терминологический словарь

Воспитатель

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.

Профессия В. известна со времён античности. В средневековых учебных заведениях воспитательными функциями наделялись особые лица - классные дамы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних В. - гувернёров, бонн и пр. В современных воспитательных учреждениях предусмотрены специальные должности В.

В силу особой связи обучения и воспитания функции В. реально осуществляют все педагоги образовательных учреждений (В. детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, преподаватели профессиональных учебных заведений, техникумов, вузов и т.п., сотрудники учреждений дополнительного образования детей - руководители кружков, спортивных секций, любительских объединений по месту жительства и пр.). В. для своих детей выступают родители, родственники, а также лица, которые осуществляют опеку над детьми, лишёнными родительского попечения и пр.

Деятельность В. побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определённых качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). В. также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле).

Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определённых исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли В. как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания В. и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия.

В. призван обеспечить каждому ребёнку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры. От В. требуется владение определёнными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, совершенствованием педагогического мастерства и т.д. В. также должен быть высоко нравственной личностью с чётко выраженной гражданской позицией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 43)

педагог, организующий и направляющий работу детей в образовательном учреждении.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан.В. "Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития." - Кемерово, 2002. С. 98)

педагогический работник, к профессиональной компетенции которого относится:

1. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка;

2. внесение необходимых корректив в систему его воспитания;

3. создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе;

4. помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями.

Воспитатель помогает детям в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное, техническое творчество, в занятия спортом.

воспитатель

воспитателя, м. Лицо, воспитывающее кого-н. Моим воспитателем был дядя.

Занимающийся воспитанием, педагог. Воспитатель в детском доме.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

воспитатель

    Человек, к-рый воспитывает или воспитал кого-н.

    Специалист, занимающийся воспитательной работой. В. детского сада.В. в интернате.

    ж. воспитательница,-ы

    прил. воспитательский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

воспитатель

    Тот, кто занимается воспитанием кого-л.

    Работник детского учреждения.

Воспитатель

в широком смысле ≈ человек, осуществляющий воспитание , в более узком значении ≈ должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

В учебных заведениях дореволюционной России воспитательные функции наряду с учителями выполняли классные наставники (в мужских гимназиях) и классные дамы (в женских гимназиях), офицеры-В. (в кадетских корпусах), классные надзиратели. В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались домашние В.-гувернёры, гувернантки, бонны.

В СССР в дошкольных учреждениях, детских домах школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, учебных заведениях Государственного комитета по професиионально-техническому образованию Совета Министров СССР, суворовских и нахимовских училищах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей учреждены штатные должности В., права и обязанности которых определяются специальными положениями. В. отвечает за воспитание и обучение, за здоровье и физическое развитие своих воспитанников, организует их быт и досуг, проводит с ними разнообразную политико- и культурно-массовую работу, организует помощь отстающим в учёбе и т д. В своей работе В. опирается на пионерскую и комсомольскую организации, на детский коллектив и органы детского самоуправления.

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях воспитательные функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитательной работы в 4≈10-х классах школы, а также в средних специальных учебных заведениях назначаются классные руководители.

В. для дошкольных учреждений готовят дошкольные педагогические училища, а для учебно-воспитательных учреждений ≈ педагогические вузы.

Википедия

Примеры употребления слова воспитатель в литературе.

Аббат Бойер, воспитатель дофина и могущественный служитель церкви, очень злобно воспринял анаграмму, превратившую его в Рейоба.

С глубоким уважением вспоминает Павел Петрович Бажов о своих первых воспитателях - заводских стариках.

Любознательный Бируни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя .

Четырнадцати- и тринадцатилетние ребята, собранные с улицы, скоро спаялись и начали бузить, совершенно не замечая воспитателей .

Бывает, воспитатель удивляется: почему подросток в ответ на доброе слово грубит, почему он не понимает ласки?

Подошедший жал руку воспитателю , вешал прямоугольник на шею и спускался в зал под сдержанный гул галереи, везунчик и второй хлопали его по плечу.

Сверкая зубами и глазами, озаренный неверным пламенем костра, плясал доктор математики воспитатель Нури, плясал знаток, мимики и жеста вольный охотник Олле, плясали и прыгали через костер венты, черным дьяволом метался среди них Гром, сотрясая рыком окрестности, и гремел в ночи барабан, и дико вскрикивал, ударяя себя кулаками в волосатую грудь, ученый палеоантрополог и волхв Евгений Петрович.

Молодежь, воспитывавшаяся в этих учебных заведениях, вводится воспитателями в круг идей вольтерьянства и масонства.

Чем объяснить это, если не тем, что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей , вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.

Его дед поселился когда-то в Петербурге, отец был воспитателем и преподавателем английского языка в Училище Правоведения, сам Гревс учился в этом училище и, так как оно было под ведением Ольденбургского, оттуда, вскоре после того, как открыл свою нотариальную контору, он и попал в орбиту Ведомств, тоже бывших под началом у принца А.

Коменский, основоположник дидактики, наставлял педагогов и воспитателей : на уроках при передаче знаний касаться нужно первоначально не столько чувств, что, впрочем, тоже обогащает учащихся, а обращаться к мышлению, к корням сознания и, питая их, возбуждать чувства, что вместе с мышлением укрепит знания в памяти.

Меня приветливо встретили юные краеведы школы, директор Петр Петрович Нестеров, бывший солдат, прошедший с боями длинный путь от Сталинграда до Берлина, воспитатели - руководитель кружка юных краеведов Павел Никифорович Кузьменков и Василий Тимофеевич Жигунов, тоже ветераны Великой Отечественной войны.

На занятия по истории живописи и философского кружка приходили старшеклассники из других отрядов, и дежурные воспитатели , устав ругать, за долгие сидения после отбоя, махнули на нас рукой.

Что Камаз бандит, ему было плевать, - Калягин сам полтора года после увольнения из органов не в детском саду воспитателем работал.

Вслед за прусским послом Мардефельдом, который был дру-гом и советником герцогини Иоганны и самой Екатерины, Россию вынуждены были покинуть господин Бредаль, обер-егермейстер вели-кого князя, его бывший воспитатель Брюммер, Люлешинкер, камер-динер великого князя, мадемуазель Кардель, воспитатель ница Ека-терины.

Нуриева Загира Сагдиахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Нижние Лемезы
Населённый пункт: муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: "Что значит быть воспитателем?"
Дата публикации: 13.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?

«Умение воспитывать - это все таки искусство, такое же

искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо

писать картины».

А. С. Макаренко .

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который

встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди,

которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не

пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить

детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в

фантазии.

осознаёшь

значимость

профессии

воспитателя,

распахнутые

навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой

взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти

детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая

вселенная,

закладываешь

характеров,

поддерживаешь

своего сердца.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании.

Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель

внимательно

относится

воспитательному

процессу,

постоянно

педагогика стала главной причиной отчуждения воспитанников от

воспитателей. Лишь на возрождении простых человеческих чувств

– любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания.

Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по

биографа,

самозабвения».

воспитания,

Песталоцци,

развитие

способностей человека в соответствии с законами природы, т. е.

когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». Манеру

настоящего

педагога

отличает

простота

внутренней

разборчивое

отношение

средствам

воспитания,

сочетание

методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем,

отношений

способствовала

развитию

задатков

способностей

творческих,

созидательных

коллективе.

Воспитательная

деликатной,

незаметной,

возможно

во спитанника.

Воспитательный

искусством,

в ы раж ает ся

сво еоб раз и е

ли ч н о сти

во сп и т ателя,

индивидуальности,

характера,

отношения

воспитанникам.

Существует

подлинным

мастером-учителем

стать лишь талантливый человек, педагог от рождения. Почти все

люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача

состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу.

Актуальность : ребёнок отличается от взрослого не просто

количественными

показателями

возрастными,

психическими,

индивидуальными

особенностями.

Воспитателю

необходимо

особенности

возраст а.

Сотрудничество семьи, детского сада - один из ведущих принципов

воспитания подрастающего поколения. При отсутствии единства –

нарушается весь воспитательный процесс. В современное время,

когда дети получают гораздо больше информации из всевозможных

источников, учитывать особенности всех детей необходимо, иначе

произойдёт полное непонимание, агрессия, потеря интереса друг к

Проблема : для правильного управления развитием личности,

воспитатели

классификации

периодов

человеческой

Периодизация

основывалась на выделении психолого-возрастных особенностей

Психолого-возрастными

особенностями

называются

характерные

определённого

физиологиче ские

психиче ские

каче ства.

П о с кол ь ку

биологическое и духовное развитие человека тесно связано между

соответствующие

возрасту

изменения

наступают

психической

педагогики

учреждений

наибольший

представляет

периодизация,

охватывающая

жизнь и развитие ребёнка дошкольного возраста. В наше время

взрослеют,

понимание, вот одна из главных задач воспитателя и всех педагогов,

которые работают с детьми.

Методы, формы, приёмы работы с детьми.

Основными

методами

изучения

психолого-возрастных

особенностей

детей

являются :

наблюдения,

Основной путь - это изучение или получение информации о семье

семейной

обстановке.

изучения

воспитатель должен выяснить его психологические особенности,

родителям

разобраться

действиях

трудности,

возникают.

Распространённой

воспитателя является то, что он начинает поучать, давать советы, а

не помогает выяснить причину. Неумение разобраться в возрастных

особенностях детей, влечёт к назойливым нотациям, нравоучениям,

наказаниям, что отдаляет воспитателя от воспитанников, родителей

от ребёнка и полному непониманию друг друга.

Совет начинающему воспитателю :

Беседа с родителями должна быть продумана, определена цель,

воспитатель должен знать психолого-возрастные особенности детей

данного возраста. Нельзя начинать разговор с родителями с жалоб и

необходимо

выдержанной,

терпеливой

доброжелательной.

показать

постепенно перейти к вопросу, который вас интересует и вместе

выработать

определённую

Анкетирование

помогает

получить

интересующий воспитателя материал. Так можно узнать о многих

важных вещах, которые воспитатель должен знать о ребёнке. Самое

главное, чтобы эта информация не вышла за определённые рамки.

Через правильно составленные вопросы в анкеты для родителей, вы

можете получить много информации для работы. Учитывая возраст

ребят, каждый воспитатель должен разрабатывать индивидуальные

планы работы с определёнными группами детей или отдельно с

характер

указаний,

тщательно продумываться для категорий разновозрастных детей, не

оскорблять

личность (т. е. самого ребёнка или его семью)

Дети, переступившие порог детского сада, часто изменяются.

изменениями

деятельности,

отношениях с другими ребятами.

Поэтому в это время важно проводить много бесед с детьми,

игр, игровых моментов. Во время бесед, игр возникает тесный

воспитателем

ребёнком,

воспитатель

замечать только хорошее в ребёнке, он должен тактично, учитывая

маленького

воспитанника,

начинайте

послушной, исполнительной и т. д.

Не кричите, и не требуйте, чтобы ребёнок сделал так, как Вы

хотите, может он на многие вещи смотрит своими глазами, дайте

ему высказаться.

Ознакомьтесь ещё раз с возрастными особенностями тех детей, с

которыми Вы работаете, и не входите в группу с одним и тем же

настроением.

Поговорите с ребёнком, который у Вас вызывает беспокойство один

на один, дайте ему высказаться.

Помогите самой себе разобраться, что Вы хотите и постепенно,

шаг за шагом стремитесь к этой цели.

Подойдя к детскому учреждению, помните, что все дети-личности,

их надо любить и понимать.