Театрализованное представление крепкая семья сильная держава. Классный час "Крепка семья — крепка Держава". Семья с гражданской позицией

Сценарий литературно-музыкальной постановки

«Крепка семья – крепка Держава»

Сапрыкина Елена Константиновна

Явление 1

На экране кадры из фильма о древней Руси (Александр Невский и др.)

Звонят колокола (негромко). За сценой голос ведущего:

Великая, прекрасная, живая,

Раскинулась среди морей и рек.

Святая Русь, земля моя родная,

Родная мать для стольких человек!

Ты из глубокой древности былинной

Рвалась, шагала, иногда ползла,

И из безверья, полутьмы старинной

Какой народ ты к свету подняла!

Великие традиции несла ты,

Из века в век ступая по камням.

Твоих богатырей стальные латы

Покой оберегали тут и там.

И теплился очаг любовью женской,

И детский смех сливался с пеньем птиц.

И супостатов, с жадностью их мерзкой,

Мы отгоняли от своих границ.

Ты не стояла, молча, на коленях,

А гордо голову свою несла.

И к светлому Христову обновленью

Ты свой народ великий привела.

Колокола звонят громче, постепенно включается музыка, на сцене танец Танцующие остаются на сцене, постепенно сцена заполняется людьми в русских костюмах, появляется князь Владимир

Владимир Красно Солнышко:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!»

Владимир разворачивает свиток и читает молитву :

Христос Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога…Утверди в них правильну и непорочну веру. Охрани этих новых людей, сердце которых ты обратил к истине познать тебя.

Музыка торжественная, Владимир уходит под звон колоколов.

Ведущий:

Храм твой, Господи в небесах,

Но земля тоже твой приют.
Расцветают липы в лесах,

И на липах птицы поют.

Точно благовест Твой, весна

По весёлым идёт полям,

А весною на крыльях сна

Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял твою…

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)

Явление 2

На сцене Владимир Мономах (он с пером, свитком пергамента, думает, записывает)

Звучит русская народная песня, желательно, колыбельная (лучше, если её поют на сцене) под музыку появляется молодая девушка с ребёнком на руках, она подходит к князю и обращается к нему за советом:

А скажи мне, княже, слово веское,

Помоги-ка молодой мне матери.

Расскажи, как воспитать мне сокола,

Чтобы стал опорой земле - матушке,

Чтобы сердцу моему было радостно,

Чтобы стыд позорный да не сжёг его,

Чтобы стар и млад видел силу в нём,

Силу сильную, силу добрую.

Речь Владимира Мономаха:

Я, Владимир Мономах, многострадальный и печальный! Не хочу я зла, но добра хочу братии и русской земле. Чем сильна земля моя? Не просторами, не богатствами, не пушным зверьём, не сребром - золотом, а сильна земля духом праведным, силой доброю, знай - семейною.

Слушай же слово моё, не посмейся над ним, но прими его в сердце своё.

Учи дитя своё не лениться, не лгать, пьянства остерегаться, от этого душа прогибает и тело.

Не позволяй сильным погубить дитя твоё и ему не позволь обидеть слабого.

Научи его клятв не нарушать.

Пускай больных навещает, покойного проводит.

Пусть любит жену свою.

Чему научите хорошему, пусть не забывает, а чего не умеет, тому научится, как отцы ваши и деды учились.

А более всего пусть дорожит семьёй своей, любит её и защищает, ведь от неё идет сила главная.

Помнит пусть все традиции, сохраняет память предков своих, а коль сможет, пусть и преумножит их.

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)

Мономах поднимается и уводит женщину со сцены, а на сцену выбегают дети

Явление 3

Звучит колядка. После колядок девочка читает стихотворение маленьким детям. (звучит музыка)

К. Фофанов

Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века. И Он, распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…

Внезапная грозная музыка, дети разбегаются

(здесь желательны кадры боёв или из сказок, где есть сражения («Финист- ясный сокол»), а на сцене танец, имитирующий танец с саблями).

А меч предательский точил не только Ирод:

Орды татар нас рвали на куски,
И крестоносцев вражеские силы

Смыкали кровожадные полки.

И шведы, гордые своею хищной целью,

Идут и тешутся в людской крови.

Но вот встаёт сам Александр Невский

И головы летят с врагов Руси.

Явление 4

Выходит Александр Невский с мечом, «вражьи силы» разбегаются.

На сцене ещё пара воинов, можно одного принести «раненого», к нему наклонилась женщина, вытирает лоб, успокаивает.

Речь Невского (на фоне кадров из фильма):

Пусть запомнят враги наши: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

(обращается к воинам)

Много потрудился я за землю Русскую, сражался и за Новгород, и за Псков, да за всё великое, что есть в доме нашем. Не жалел я живота своего ни за наш народ, ни за веру православную. А стоять за правду лишь тогда хорошо, если знаешь, что есть у тебя товарищ, воин, брат. Так храните же, други – воины, вручённый вам Богом великий удел – Отечество наше. Воспитайте в себе воина – защитника, опору земли Русской. А жёнам вашим велите быть опорою вам во всём и хранить верность, как храните вы верность Родине.

Выходит старец с клюкой, увидев его, Невский подходит к нему. Со сцены постепенно уходят бойцы, а Невский проходит со стариком по сцене, спрашивает:

Скажи, отец, как воспитать мужчину,

Чтоб чист и светел был своей душой,

Чтоб отстоять он смог свою Отчизну,

В великий час земли своей родной?

Старец:

Всё дело, князь, в одной несложной вещи.
Ты только мне поверь да рассуди.

Для этого не обязательно быть вещим,

А только сердце быть должно в груди.

Пойми, семья всему всегда начало.

И тот, кто в детстве главное постиг,

Не станет хвастаться ни кулаком удалым,

Ни мощью плеч ничуть и ни на миг.

Кого родители растили в благонравье,

Кто знал законы, доброту и труд,

Того лишь люди в трудный час печальный

Защитником их доли назовут.

Невский:

Да, как нельзя расти без корня древу,

Так нам не вырасти без матери своей.

И не набраться силы нам до веку,

Когда отец не воспитает сыновей.

Князь и старик выходят

Ведущий:

Жизнь человека коротка,

Но он к бессмертию стремится.

Уж вера русская крепка;

Страна к эпохе новой мчится.

Душе, истерзанной в веках,

Нашла она успокоенье.

Настал черёд людским умам –

Они дрожат от нетерпенья.

Талантам дай, страна, полёт;

Пусть крылья гений наш расправит.

И вновь в веках тебя прославит

России славный патриот.

2-й ведущий:

А матери опять прибавилось забот:

Она в любви своей не позабудет,

Что должен вырасти сей славный патриот -

Она его согреет, приголубит,

Накажет, коли в этом есть нужда,

Но защитит от строгости отцовской.

Такой вот ты была, семья, всегда:

Любимой, справедливой, но не жёсткой.

Явление 5

Входит хор с детьми, подростками.

Здесь должна прозвучать песня патриотическая, народная, можно хоровая, где и взрослые и подростки поют вместе, выходят матери с детьми, в движении происходит пение, как беседа.

Допев, взрослые уходят, дети остаются. Играют в какую-нибудь весёлую игру. Разыгрались, бегают. Выходит одна из мамаш, начинает поучать детей:

Мамаша:

Ах вы, лодыри да бездельники,

Разыгралися до ночной поры.

Всё бы вам скакать, всё бы тешиться.

А какой тут прок от такой игры?

Вы бы грамоте научилися.

Да училися, не ленилися.

Может, выйдет толк из кого-нибудь.

Хоть бы был в том прок, каждый день молюсь.

Выходит папаша:

Да, что и говорить. Детушки – переростушки. А ну, недоросли, подошли ко мне!

Дети с почтением подбегают к нему и слушают.

Папаша:

Али кто не слышал, какие времена пришли, али кто не знает, какие реформы царь наш Пётр в стране затеял? Говори! (обращается к мальчику)

Мальчик:

Знаем, знаем, флот строится, иностранцы понаехали, наукам учат.

Папаша:

Вот и дело то, что иностранцы. А что у нас умов своих нет? Или русский народ оскудел талантами? А, может, прилежности вам, недорослям, не хватает? Вот я вам сейчас прилежности то пропишу, пропишу.

Берёт за ухо одного, уводит, приговаривая:

Науки сейчас важней всего! России державой великой надо становиться, похлеще Европы. А кто будет корабли строить? Вы, неслухи? Вот и бегом арифметику учить, и запомните: делу время - потехе час.

Уходят все, кроме одного мальчика. Это Ломоносов. (Звучит торжественная музыка, девушки выносят мантию и парик, надевают, он теперь учёный муж, ему вручается символ учёности и т.д.)

Ведущий:

Нам всем известно, как мужик поморский

С обозом рыбным шёл в Москву пешком.

Перекусив в дороге коркой чёрствой,

Добрался и остался молодцом.

Ему под силу все науки сразу.

Он уступать незнанью не привык.

Поэт, художник и учёный разом

Он подарил нам поэтический язык.

Ломоносов читает «Оду». Звучит музыка (классическая).

Выходит официальный представитель императрицы, читает указ о создании университета:

Указ её величества императрицы Елизаветы Петровны!

Мы, императрица государства Российского. Наши всемилостивейшим узаконением, с особливым удовольствием, за благо усмотрели и повелеваем: составить сие заведение учебное, Московский университет, из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оный таковыми же желающими, кои нужные знания и способности иметь будут. Сей университет приемлем под покровительство своё.

Звучит гимн «Гаудеамус ибитур»

Ведущий:

Проходят годы, месяцы - эпоха.

Приемлет власть традиции сии.

Ученье – свет, быть неучёным – плохо.

Растут, Земля, учёные твои.

Явление 6

На сцене парты, дети, (шёпот: «Императрица…») Выходит Екатерина, обращается к учащимся:

Слышала я, смена учёным мужам русским растёт. Прославили Отечество наше Ломоносов и Виноградов, ….Теперь и вам послужить России позволено.

Соизволяем всем и каждому даётся воля учить науки, дабы пользу приносить государству Российскому, приумножать его богатство и славу великую. Разрешено по желанию и по способностям изучать науки в странах зарубежных, далее знания сии распространять науки русские развивать.

звучит песня «По французской стороне..»

Поющий уходит, другой «студент» читает:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк под окном

Теплит матери старой грусть.

Золотой лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

(С.Есенин)

Чтец уходит, ведущий под музыку продолжает:

Стережёт наш родимый край

Добрый дух избяных печей,

Но опять уже в тихий рай

Рвётся звон ненасытных мечей.

Не татарин, не басурман –

Светит крест с золотых погон.

Ишь, подставил жадный карман

Власти жаждущий Наполеон.

Явление 7

Здесь провожает мать казака на войну, благословляет (молча), ведущий продолжает:

Но не жди, не склоним головы.
Нам в подмогу Земля поднялась:

От мороза до вешней травы -

Всё твою не приемлет власть.

Снова сына мать соберёт,

Покрестит и утрёт слезу.

И отправит в дальний поход

На войну, на беду, на грозу.

Выходит казачий хор, поют песню «Не для меня», солистка читает о том, что судьба казачества сложна и т.д. Но оно возродилось…

Казаки уходят, а сцена заполняется людьми для театрализации начала войны, ведущий читает:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

(С.Есенин )

Явление 8

Идет театрализация начала войны.

Ведущий:

Каких не видела ты, Родина, врагов:

Татар, французов, шведов помнить будешь,

Но этот чёрный кожаный сапог

Я знаю, никогда уж не забудешь.

А как забыть сынов и дочерей,

Что в зев войны ты, молча, отдавала,

И сотни дней несчастных и ночей

Ты всё считала, и считала, и считала.

Уходят дети, возвращаясь в снах,

И с неба ангельскими ликами сияя.

Нет больше сил, а только этот страх.

Как это всё стерпеть, моя родная!

Песня из киноильма «Офицеры»

Кадры из «Офицеров» сменяются кадрами из «9-й роты»

Ведущий:

Нам с кровью к Родине любовь передаётся,

Нам в сердце навсегда маяк вживлён.

В наследство нам от дедов достаётся

Семейный дух, заботой окрылён.

И воспитать всегда семья готова

Поэта, воина, учёного, врача…

А беды и проблемы снова, снова…

И вот опять планета горяча.

Звучит стихотворение об Афганистане.

Кадры Чернобыля, девочки танцуют танец

Ведущий:

И даже мирный атом не удержишь:

И вновь беда, и вновь земля в дыму.

Но выдержит и это наша вера

В людское завтра, в счастье и в страну.

Не победят лихие испытанья

Народ, что силу черпает в любви,

Не в той, что отразилась на экране,

А в той, что навсегда у нас в крови.

(На экране кадры семейных фотографий.)

В любви к земле, любви к родному дому,

К семье, к братишке, что гудит в свисток,

Сестрёнке, тётке, деду пожилому,

Который так порой бывает строг.

И к бабушке, которая в работе

День ото дня милее и милей.

А их любовь, взаимная забота

Крепчает лишь от этих долгих дней.

Звучит «Эхо любви». Дети дарят открытки и цветы семейным парам.

Явление 9

На сцену выходит девушка в народном костюме со свитком, в котором пожелание молодым супругам:

Провели мы вас по волнам седым, по волнам седым нашей памяти. Повидали вы, гости милые, всё, как есть у нас на земле родной. Вы увидели, вы и поняли, что не будет ввек у нас счастия, коли каждый из вас не поймёт того, чего в древности было ведомо: (потихоньку выходят все участники представления)

Не то счастие, что богатство есть,

Не то счастие, что и сила есть

Да не то, что и власть твоя.

А то счастие, что любовь живёт, любовь к Родине, да к семье родной.

Будет мир в семье – (говорят все) будет доброе,

Будет вера в семье – (говорят все) будет доброе,

А любовь в семье – (говорят все) будет силушка, сила вечная, нерушимая.

Выбегают дети, выводят молодые пары на сцену, читают им поздравление и пожелания, артисты собираются на сцене, поют «Мы желаем счастья вам».

Классный час

«Крепка семья - крепка Держава»

9 класс

Цели:

  1. Расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;
  2. Показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи

На доске:

Семья - это микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Причём человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А вот каким он придёт в общество, определяет семья.

Слово классного руководителя:

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала - в родительской, потом - в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значениями слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает такая возможность, откладываем часто разговор на потом.

Ребята, вы все являетесь членами семьи. Немного позже я вас познакомлю с «идеальной моделью» семьи, а сейчас хотелось бы послушать вас:

  1. Ваша роль в семье.
  2. Ваши права и обязанности.
  3. Что бы вы хотели изменить в вашей семье?
  4. Понимают ли вас в вашей семье?
  5. Вы равноправный член семьи?
  6. Прислушиваются ли к вашему мнению?
  7. Считаются ли с вашим мнением?

К чему стремиться? "Идеальная модель"

семьи

1. Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.

2. Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить.

3 Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети могут критиковать родителей - "все мы можем ошибиться".

4. Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются с ребенком

5. Члены семьи не дают негативных оценок друг другу, а только вы слушивают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам лучше понял что-то. Не обобщают прошлое, малоприятное, опираются на принцип "здесь и теперь".

6. Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих
затруднениях, своей личной жизни.

7. Хвалят - за хорошие дела и поступки.

8. В семье царит доверие, уважение, терпеливая любовь, внимание к миру
переживаний другого, происходят душевные разговоры на любую тему.

Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться о своей семье. Очень опасен нейтральный тип семьи, который сейчас распространён, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное» воспитание (дети предоставлены сами себе; каждый за себя; свои проблемы решай сам). В обществе признак воспитания - это моральный уровень человека (ответственность человека перед семьёй, школой, обществом, государством). А если этого нет, то начинаются поиски виноватых, называются причины трудностей.

Родители называют 7 трудностей в следующем порядке их значимости:

1. Недостатки материальных средств.

2. Недостатки времени.

3. Недостаток педагогического опыта.

4. Плохие жилищные условия.

5. Влияние неформальных групп.

6. Отсутствие помощи со стороны школы.

7. И лишь в последнюю очередь - неблагоприятная ситуация в семье.

Очень многие семьи пытаются в своих бедах обвинить политику, экономику, школу, государство... Кого угодно, но не себя. Мне хочется привести слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если та хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

Государство

Провинция

Район

Город

Улица

Семья

Поэтому, если крепка семья – крепка Держава. Родина берёт начало с отчего дома. «Семья» и «Родина» - два понятия едины. Если мы любим семью, мы любим Родину. Всё начинается с каждого из нас.

Семья – мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!


Цели:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной,
  • вывести взаимосвязь понятий “семья” и “держава”.

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.

В.Маяковский

План:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Что такое семья? Зачем нужна семья?
  3. Какие бывают семьи?
  4. Викторина по теме.

Оформление:

  • запись песни “С чего начинается Родина?”;
  • на доске пословицы (в виде листочков на дереве):

Зять на двор – пироги на стол.
Добрая кума прибавит ума.
У кого есть дед, у того есть обед.
На что и клад, коли в семье лад.
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь пуще каменной стены.
Русский человек без семьи не живет.

  • выставка книг, стенгазет по теме “Моя семья”;
  • на доске эпиграф - слова Маяковского В.В.

Ход классного часа

(музыка песни “С чего начинается Родина”, на фоне музыки читаются слова 1 куплета)

С чего начинается Родина? – ответы ребят.

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Из кого состоит семья? Бывают ли семьи, организованные иначе? (ответы детей)

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

(Досказать до конца)

  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не красна изба углами… а красна пирогами.
  • Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
  • Каково на дому… таково и самому.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.

(На доске Древо Знаний)

Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл.

(последние три подвести к мысли, что родные люди держатся вместе, им не страшно и на медведя, и на врага ходить; отсюда можем провести параллель – крепка семья, крепки отношения между родственниками, значит и державе, то бишь стране ничего не угрожает, не страшны враги)

100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

(стр.94 Дорев.мар. семья и ее быт)

Такой же уклад можно было увидеть и на территории нашего родного марийского края.

Марийская сельская семья в XIX в. представляла довольно сложно организованный коллектив крестьян, объединенный кровным родством и тесными хозяйственными связями. Семьи были большие (неразделенные) и малые. Большие чаще состояли из 16-24 человек. Туда входили тети, дяди, двоюродные или отец и сыновья с их семьями.

Малые семьи, как правило, были трехпоколенные: родители, один женатый сын с детьми.

Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимался своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния, старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли. Специфически женским был труд по выращиванию и обработке конопли.(показ фотографий)

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.”

Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать в пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

(рассказывают ребята о своих родственниках)

Т.о., семья – это сложный организм, не даром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

А в ваших семьях кто вы?

Делимся на две команды.

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

  1. свекровь (мать мужа).
  2. свекор (отец мужа).
  3. теща (мать жены).
  4. тесть (отец жены).
  5. зять (муж дочери).
  6. сноха (жена сына).
  7. золовка (сестра мужа, жена брата).
  8. деверь (брат мужа).
  9. шурин (брат жены).
  10. свояченица (сестра жены).
  11. свояки (женатые на родных сестрах).
  12. мачеха (неродная мать).
  13. отчим (неродной отец).
  14. падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

Воистину, крепка семья – крепка Держава!

Вывод. Заключение.

Используемая литература:

  1. Археология и этнография Марийского края. Вып.20. Межэтнические связи населения Марийского края / Йошкар-Ола, 1991.
  2. Фотоальбомы “Марий Эл”.
  3. ж. “Воспитание школьника”
Проект «Крепка семья-сильна держава» направлен на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в обществе, профилактику домашнего насилия и преодоление семейного неблагополучия. Проект ориентирован, в первую очередь, на молодое поколение, которое в эпоху кризиса семейных ценностей, не имея собственного опыта укрепления семейных отношений, характеризуется наличием слабой ориентации на создание семьи, недостаточно готова к семейной жизни.Проект «Крепка семья-сильна держава» отличает от других аналогичных проектов присутствие сразу двух факторов – популяризации семейных ценностей в молодежной среде и выработки разномасштабных механизмов работы с молодым поколением, позволяющим не только приобщать молодых людей к семейной жизни, но определять реальные направления, системные проекты, программы и мероприятия по укреплению и защите института семьи как фундаментальной основы российского общества. Проектом предусматривается организация 3-х круглых столов по обсуждению и решению вопросов профилактики домашнего насилия, восстановлению духовно-нравственных традиций российской семьи, формированию позитивного образа многодетных семей. Планируются 2 публичных дискуссии, посвященные повышению уровня информированности молодежи по вопросам построения семейно-брачных отношений. Предполагается проведение 3-х семинаров, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи, повышению социального престижа семьи как ведущего инструмента консолидации общества, социализации личности, поддержке и распространению лучших региональных практик по работе с молодежью. В ходе проведения данных мероприятий в них примет непосредственное участие не менее 450 человек – представителей исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций, экспертного сообщества, лидеров религиозных конфессий, студентов ВУЗов и колледжей. Мероприятия проекта будут проведены в ряде регионов страны: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ярославль и Тюмень. Проект предполагает создание информационной площадки на портале www.союзженскихсил.рф для обмена мнениями, консультаций, рекомендаций, связанных с семейной проблематикой и воспитанием молодого поколения. С результатами работ по проекту будут ознакомлены органы федеральной (ГД, СФ, ОП) и региональной власти (ОП).

Цели

  1. Популяризация важности семьи в обществе и для молодого поколения, приобщение его к семейным ценностям через разработку необходимых государственных и общественных механизмов влияния на молодое поколение с применением современных средств общественного внимания и разработки коллективных решений – круглых столов, дискуссионных площадок, конструктивных, практико-ориентированных семинаров

Задачи

  1. Организационная подготовка мероприятий проекта
  2. Проведение цикла мероприятий проекта – круглых столов, дискуссий, семинаров
  3. Подготовка и печать информационной брошюры о проекте
  4. Информационное сопровождение проекта

Обоснование социальной значимости

В настоящее время современная семья переживает кризис, чему способствуют глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации. Эти и многие другие факторы обуславливают ослабление семьи и изменение ее места в ценностных ориентациях – теряются традиционные устои, ослабевают семейные коммуникации, снижается значимость родственных отношений. Распространенными явлениями стали рост числа разводов, сожительство без регистрации барка и, соответственно, рост детей, рожденных вне брака, возросли масштабы социального сиротства. Поэтому в современной ситуации преодоление сложившихся негативных тенденций требует от государства и всего общества новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Важное место занимает государственная семейная политика - важный инструмент консолидации общества, координации деятельности социальных институтов в интересах семьи во всех сферах ее функционирования. Проект «Крепка семья-сильна держава» работает в ключе полного соответствия реализуемой в Российской Федерации официальной семейной политики, закрепленной серьезным законодательным фундаментом: Конституцией РФ (ст.7), Трудовым законодательством РФ,ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,Семейным кодексом РФ, другими документами. В 2007 г. были разработаны Концепция государственной политики в отношении молодой семьи,План первоочередных мер по ее реализации, утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Однако, как отмечают эксперты, принимаемые в социальной практике меры зачастую носят краткосрочный характер, не учитывая, что изменение в области семейных отношений достаточно инерционно, требует долговременного, системного воздействия.Имеет место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи. Сегодняшняя семейная политика в регионах ориентирована, в основном, на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, в зоне социального риска. Семья, выполняющая функции воспроизводства и социализации, оказалась вне поля зрения государства и органов местного самоуправления.Проект «Крепка семья-сильна держава» направлен на восполнение дефицита внимания и поддержки семьи как концептуального ресурса страны, механизма социализации молодежи, ее серьезной подготовки к будущей семейной жизни, предоставляя возможность регионам ознакомиться с лучшим опытом данного плана.

Глубокий смысл этой пословицы понимают как народ, так и государство. Недаром уже десять лет подряд 8 июля наша страна отмечает День семьи, любви и верности. Праздник учрежден по инициативе жителей города Мурома в память о святых Петре и Февронии, почитаемых в России как покровители семьи и брака. В этот день повсеместно в российских городах проводятся концерты и торжественные мероприятия, посвященные награждению наиболее достойных семей почетными знаками, грамотами и медалями « За любовь и верность». Медаль официально учреждена решением организационного комитета по проведению Дня семьи, любви и верности в РФ. Она является общественной наградой, в нашем Пряжинском районе уже 30 семей имеют такую медаль. В этом году по инициативе и ходатайству руководителей Пряжинского, Эссойльского, Матросского и Крошнозерского поселений медалью «За любовь и верность» награждены три семьи, и еще две семейные пары — Назаровы из п.Матросы и Царицины из Пряжи — получили почетные грамоты за крепость семейных устоев.

30 лет, как один день

Награждение проходило в очень торжественной и доброжелательной обстановке на территории Пряжинского храма Покрова Пресвятой Богородицы. К полудню на площадке перед крыльцом храма собрались зрители, представители общественности, руководители поселений, работники ЗАГСа, Этнокультурного центра, участники самодеятельности, и конечно, сами виновники торжества — супружеские пары. Открывала праздник заместитель главы Пряжинского района Татьяна Сеппянен. Она напомнила о том, что любовь, верность и семья — ценности, о сохранении и укреплении которых человек обязан заботиться ежедневно, и пожелала всем семьям прирастать новыми поколениями, внуками и правнуками. Затем ведущая праздника Ирина Пулкачева подробно рассказала о первой в списке награжденных семье Назаровых из п. Матросы. Валерий и Вера Назаровы живут в браке больше 30 лет. Имеют двух взрослых дочерей, избравших своей профессией медицину. Глава семьи, Валерий Станиславович — депутат Совета Матросского сельского поселения, в настоящее время работает в ООО «Рубин», ранее — больше двадцати лет трудился слесарем в психиатрической больнице (РПБ). Его жена Вера Михайловна после окончания торгово-кулинарного училища работала в магазинах и торговых предприятиях п. Матросы, а затем — около десяти лет на должности санитарки в РПБ. Среди односельчан Назаровы пользуются заслуженным авторитетом, участвуют во всех общественных мероприятиях родного поселка, ведут активный образ жизни.

Любящие и активные

У второй награжденной грамотой и ценными подарками пары — супругов Царициных, Марата и Ольги, семейный стаж составляет более 25 лет. Ольга Сергеевна — медсестра, сейчас она работает в Республиканской больнице им. В.А. Баранова, а Марат Викторович имеет все категории водительских прав, несколько лет ему довелось поработать водителем грузовых машин в ЗАО «ВАД». В настоящее время он трудится оператором котельной. Супруги вырастили сына Романа, гордость семьи, сейчас ему уже исполнилось 25 лет. Роман закончил юридический факультет Петрозаводского университета и работает в органах прокуратуры Олонецкого района. Марат Викторович увлекается хоккеем и рыбалкой. Каждую неделю он ездит на тренировки в Петрозаводск. В свободное от работы время супруги занимаются обустройством дома, по выходным выбираются иногда в карельскую столицу, чтобы сходить в театр или кино, летом уезжают на отдых в Белоруссию. Крепкие супружеские отношения четы Царициных могут служить хорошим примером для подражания молодым семьям.

Обе семьи услышали немало теплых слов от глав поселений, а также получили букеты ромашек (символ праздника) и ценные подарки.

62 года рука об руку

Затем по сценарию торжества состоялось награждение памятными медалями трех избранных супружеских пар (из Пряжи, Эссойлы и Крошнозера). Церемонией награждения руководили работники ЗАГСа Наталья Тямкова и Ольга Ливенская. И снова ведущая Ирина Пулкачева рассказывала о дружбе, любви и крепости брачных уз — теперь уже в семье Леонтьевых из Эссойлы. Более шестидесяти двух лет эти скромные люди идут по жизни рука об руку. Воспитали сына и дочь, имеют четырех внуков, у всех — высшее образование. Дочь работает в Кондопоге врачом-терапевтом, сын живет в Петербурге, получил профессию инженера, несколько лет назад работал за границей. Глава семьи Иван Васильевич тридцать четыре года трудился водителем скорой помощи в Эссойльской участковой больнице. За многолетний добросовестный труд награжден медалью «За трудовую доблесть» и Почетной грамотой Верховного Совета КАССР. Его жена Евгения Григорьевна — талантливая женщина, педагог с большим стажем, получила в молодости высшее педагогическое образование в Карельском пединституте, больше сорока лет проработала в Эссойльской школе преподавателем русского языка и литературы. Награждена орденом Дружбы народов и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР.

Семья с гражданской позицией

Наградили в этот воскресный день и пряжинскую семейную пару Кивильша. Эмма Александровна и Антон Антонович заключили свой брак в далеком 1966 году и с тех пор не расставались. Золотой свадебный юбилей они отметили еще два года назад. Эта дружная семья достойна отдельных слов похвалы за активную гражданскую позицию и благотворительность. Супруги Кивильша опекают несколько семей, требующих особого внимания, организуют посещения на дому одиноких и маломобильных пенсионеров. О многогранной трудовой биографии главы семейства знают многие пряжинцы, однако некоторые факты нелишне напомнить. Несколько лет, вплоть до 1966 года, Антон Антонович работал в Чалне секретарем комитета комсомола Шуйско-Виданского леспромхоза, затем после женитьбы переехал в Пряжу и был назначен инструктором Пряжинского РК КПСС. Вскоре был рекомендован для работы в Пряжинском РОВД, где на протяжении нескольких десятков лет занимал должность заместителя начальника Пряжинского РОВД по кадрам. Начиная с 2003 года по настоящее время, Антон Антонович работает в должности начальника ГО и ЧС в Пряжинской ЦРБ. В течение ряда лет Кивильша возглавлял Пряжинский совет ветеранов органов внутренних лет. Он явился также инициатором создания в Пряже кабинета-музея истории ОВД Пряжинского района, который расположен отдельно, но относится к фондам Этнокультурного центра.

Его жена Эмма Александровна проработала как педиатр высшей квалификации 46 лет в районной детской поликлинике (до выхода на заслуженный отдых). Эмма Александровна всю свою сознательную жизнь посвятила служению медицине, лечению детей, выполняя большой объем работы и никогда не считаясь с личным временем. Как районный педиатр Эмма Александровна передавала свои знания и опыт молодым коллегам, была наставником для специалистов среднего медицинского звена. Это врач по призванию, она олицетворяет собой пример бескорыстного служения, глубины знания и неиссякаемого трудолюбия. Государство высоко оценило заслуги Эммы Александровны — ей присвоено звание «Заслуженный врач Карельской КАССР». В 2009 году она стала лауреатом года Республики Карелия, а в 2016 году награждена медалью «За заслуги перед Пряжинским национальным районом».

45 лет в мире и согласиии

Третья семья, награжденная в этот день, из Крошнозера, отметит 46-летний юбилей супружеской жизни в августе нынешнего года. Супруги Саволайнен много лет живут в мире и согласии, воспитали троих детей — двух сыновей и дочь. Всем детям помогли получить высшее образование. Через долгие годы они смогли пронести уважительное и бережное отношение друг к другу. Галина Анатольевна — педагог, Виктор Тойвович — водитель с многолетним стажем, оба они не раз отмечены за свою трудовую деятельность почетными грамотами и благодарственными письмами. Семья Саволайнен любит заниматься приусадебным хозяйством, на территории их участка всегда чисто и опрятно. На двадцати сотках хватает места и для установки современных теплиц, и для выращивания плодовых культур, овощей и ягодных кустарников. В их хозяйстве есть куры и даже, в качестве эксперимента, перепела. Как и многие другие настоящие мужчины, Виктор Тойвович увлекается рыбалкой и охотой, собирает грибы.

Приведем небольшую выдержку из характеристики этой семьи, предложенной для награждения главой Крошнозерского поселения Любовью Пономаревой: «Прожив большую совместную жизнь, супруги Саволайнен по-прежнему остаются бодрыми и жизнерадостными людьми, сохранившими теплоту и нежность во взаимоотношениях. Семья Саволайнен — дружная и сплоченная, с хорошей культурой быта, ее можно отнести к сельской интеллигенции. Саволайнены пользуются заслуженным почетом и уважением среди односельчан. Чуткие и верные взаимоотношения супругов являются прекрасным примером для окружающих и молодого поколения».

Вслед за главами поселений всех участников награждения от души поздравили специалист Этнокультурного центра Ольга Ломуева и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Константин. Они преподнесли на память верным супругам сувениры и духовную литературу. А в завершение праздника выступили участники самодеятельности: лиричную песню «Обручальных колец золото» спела Елена Игнатенкова, веселую сценку из спектакля «Кукольная свадебка» подарили всем присутствовавшим дети, артисты детской фольклорной студии Pilli (руководитель — Юлия Толмачева). Сотрудники Пряжинской городской библиотеки прочитали стихи о семейном счастье, а вокальная группа при храме Покрова закончила концертную программу духовным стихом, прекрасным возвышенным пением.

Праздник доставил массу положительных эмоций всем, кто в нем принял участие, и это самое главное. Значит, не зря волновались, не зря готовились и репетировали, выбирали лучших из лучших.

Ирина КРАВЦОВА