Ученики не хотят учиться. «Опять эта школа!» Что делать, если ребёнок не хочет учиться. Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева , – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации . «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова , мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора , считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности .

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника .

Наталья Малыхина

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его за­ниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капшитар В. А.

педагог-психолог

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

Одно из фундаментальных положений психологии гласит, что все функции и способности ребенка и, вообще, человека развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его заниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Если принимать во внимание основную массу детей со средними способностями и умеренно одаренных детей, то основными факторами, определяющими их развитие, окажутся деятельность и общение.

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется и внимание, и воображение, и произвольное управление своим поведением. Если ребенка 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, пусть даже посильную, это приведет к задержке развития, либо к какому-либо искажению. Внутри этой деятельности не может происходить нормальное развитие дошкольника. Ее элементы обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но заменять игру она не должна.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Разумеется, это не означает, что она должна быть единственной. Ребята младших классов с удовольствием играют, старшеклассники включаются в труд. Эти виды деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один является ведущим – учеба. Именно она формирует и определяет его психическое развитие. Играми можно заниматься сколько угодно и с удовольствием, но игры уже не так развивают его функции и способности, как было раньше. Элементы же трудовой деятельности могут быть полезны как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашнего дня, но решающую роль в развитии памяти, мышления, внимания, владения поведением еще не играют. Необходимость смены ведущего типа деятельности не укладывается жестко в возрастные границы. К одним она приходит раньше, к другим – позже. У взрослых людей трудовая деятельность тоже не является единственной. В свободное время у взрослых могут быть свои игры, а учеба, особенно, в смысле повышения квалификации, у многих из нас с некоторыми перерывами продолжается всю сознательную жизнь. Но развитие личности происходит в процессе трудовой деятельности, в ходе отношений с другими людьми.

Откуда же происходит нежелание учиться?

При поступлении ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против этой смены. У особо трудных ребят этот процесс растягивается на годы. Нормально воспитанный ребенок еще в дошкольном возрасте знает много ограничений, имеет представления о том, что нельзя, а что опасно, что необходимо, а что вредно. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые, как правило, в нее не вмешиваются. В игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это, если ребенок нормально воспитан и здоров. Если же ребенок не воспитан уже в 3-4 года, то он свободен уже и не только в игре, но и за ее пределами. На его поведение не накладывают запрет даже в тех случаях, когда его поведение вызывает протест у многих взрослых. Он рано осознает, что его воля – закон для окружающих. Ребенок привыкает делать то, что ему хочется, даже, когда это не нравится кому-нибудь из взрослых.

И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке уже нельзя делать то, что хочется. Хочется тебе выполнять требования учителя или нет – это никого не интересует. Дети быстро усваивают, что школа – это место, где порядки другие, нежели дома. Хочешь - не хочешь, а этим порядкам нужно подчиняться. Дома ребенок мог делать еще недавно то, что хочется, а надо садиться и писать. Учеба с самого начала требует от школьника усилий, сравнимых с трудом взрослых на производстве.

Интеллектуальная пассивность – один из наиболее частых случаев, приводящих к нежеланию учиться. Возникает, обычно, как реакция на сильно запущенный материал, ученик просто перестает понимать, что происходит на уроке. У него опускаются руки, и он не желает больше ни пытаться хоть частично понять происходящее, ни думать, ни вообще умственно работать. Нежелание умственно работать, напрягаться перерастает в привычку. Развивается интеллектуальная пассивность. Как оборотная сторона – нежелание учиться. Запущенность материала иногда происходит в результате пропусков занятий – ученик много болел или менял место жительства. Если вовремя не вмешаться, то действие окажется либо несформированным, либо сформированным с каким-либо дефектом.

Три точки зрения на мотивацию учебной деятельности ребенка.

Во-первых, это далекая и короткая мотивация. В семь лет, приходя в школу, ребенок знает, зачем надо учиться. Знание того, что нужно получить специальность, помогать маме с папой и т.п., должно быть побудительным мотивом к обучению. Это, с точки зрения взрослых, логично и неоспоримо. Но ведь в этом возрасте далекая мотивация практически никак не влияет на поведение человека. Короткая мотивация – близкий результат – вот что определяет поведение ребенка.

Другая точка зрения состоит в том, что ребенка побуждает учиться познавательный мотив. Ребенком движет радость познания. Действительно, когда книга, по сути, была источником знания, не было телевизора и компьютера, планшета и телефона путь познания лежал через школу. Но сегодня в школу приходят дети с иным запасом информации. Получается, что обо всем интересном дети хоть краем уха, но уже слышали, а на долю светлой радости познания остается таблица умножения, сопряжение неправильных глаголов и другие не слишком увлекательные вещи.

Наконец, третья точка зрения. Она выносит мотивацию школьника в социальную сферу. Согласно этой точке зрения стремление ребенка хорошо учиться поддерживается отношением окружающих. Но не так уж просто заставить себя делать что-то, даже очень приятное окружающим, если не вполне понятно и прочувствовано, зачем тебе-то самому это нужно.

Итак, действие далекой мотивации является неоправданным, познавательные компоненты и благотворное влияние окружающих сильно преувеличены. Так, часто дети считают, что школа – это место, куда тебя загоняют, где тебе задают работу и отравляют жизнь, если ты ее не выполнишь. Конечно, это суждение слишком категорично, но к какой-то части детей очень точно применимо. Это дети, посещающие школу, но не желающие учиться. Получается картина, когда ребенок еще не хочет учиться, но за него это хотят родители, учителя, директор школы. Все вместе они стараются сделать все возможное, чтобы помочь ребенку. А ребенок не хочет учиться, потому что учиться ему трудно. Те, кто приучен преодолевать трудности, справится, а те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малых лет привык делать то, что надо, а не только то, что хочется, то он справится с горечью учения.

Что же делать родителям, чтобы переход от игры к учебе произошел менее болезненно? И надо ли, вообще, что-либо делать?

К счастью, сейчас все меньше родителей, которые считают, что учеба их ребенка целиком на плечах учителя. Но что делать конкретно, родители представляют довольно смутно.

Первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить новую деятельность. Для ребенка, даже посещавшего хороший детский сад, с увлекательными занятиями, учебная деятельность все равно непривычна. Начиная ею заниматься, ребенок делает постоянные промахи, совершенно немыслимые с взрослой точки зрения. Например, не только в первом, но и во втором и третьем классе встречаются дети, которые сначала делают упражнение, а потом выучивают правило, на которое упражнение задано. Иногда достаточно понаблюдать за ребенком некоторое время, чтобы подсказать простой прием работы. Ведь учеба – настолько необычная деятельность для ребенка, что ошибки просто невозможно предугадать. Если не обращать на них внимания, они могут закрепиться и превратиться в неправильные приемы работы. Все эти ошибки, как правило, достаточно хорошо заметны глазу взрослого. Чтобы их обнаружить, не нужно быть педагогом или психологом – достаточно проявить внимание к ребенку. А вот внимания этого в достаточной степени взрослые не проявляют. Неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а если это станет стабильным явлением – к появлению отвращения к учебе.

Необходимо помнить, что как бы трудно ни складывались семейные обстоятельства, ребенок продолжает расти и формироваться. Этот процесс остановить нельзя ни на минуту. И все, что не будет сделано для него своевременно (неважно, по каким обстоятельствам), наверстать будет трудно, а может просто невозможно.

Помощь учителя и родителей

Помощь со стороны учителя необходима ребенку. Необходима и помощь со стороны родителей. И одна помощь не заменяет другую. Первая распространенная ошибка родителей состоит в подмене школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля. Вторая ошибка – дезориентирующая ребенка оценка. Родители, оказывающие помощь ребенку, забывают поддерживать контакт с учителем. Нарушается принцип единства требований.

Направление работы, которое родители не должны упускать из виду, – налаживание учебы у ребенка, недавно поступившего в школу. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Что бы ни случилось, уроки должны быть выполнены. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть – это необходимо дать понять маленькому школьнику. Этот момент, пожалуй, является самым важным среди превентивных мер. Трудности в учебе, конечно, будут, но в нежелание учиться они не перерастут. Как же достигнуть этой цели? Уроки не должны откладываться и переноситься несколько раз по желанию школьника. Выполнение домашних заданий должно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого и необходимо начинать. Важно дать понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами взрослых. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

Ребенок еще в дошкольном возрасте должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать;

Привитие уважения к умственному труду.

Что можно посоветовать родителям, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер?

Все, что было упущено тогда, надо делать сейчас. Но сделать это будет совсем не просто. Все придется делать в крайне неблагоприятных условиях и с медленно приходящим результатом. Теперь на это уйдут не недели, а месяцы. Чем старше школьник, тем труднее воздействовать на него. Это уже во многом сложившийся человек, способный к отбору воздействий на него. От одних он отстраняется и блокирует их, другим раскрывается навстречу (период, когда ребенок начинает осознавать достоинства и недостатки, начинает заниматься самовоспитанием). Этим обстоятельством и нужно воспользоваться, превратив школьника из врага в союзника.

Меры прямого воздействия оказываются неэффективными. Нужно помнить, что ученик одновременно является и страдающей стороной. Он не умеет и не желает учиться, находится в постоянном конфликте с учителями и родителями. Он - предмет насмешек в классе. В такие минуты школьник с радостью готов принять протянутую ему руку. В этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших грубостью или молчанием.

Большую роль играет и среда дома (учебное и личное пространство),

класса (уют, комфортная мебель, не загруженное пространство, полезные вещи и современное информационное оборудование). Та среда, которую стараются создать не только педагоги, но и родители для своих детей.

Возникновение у школьника нежелания учиться, к сожалению, часто встречающийся неприятный случай. Противостоять его природе легче родителям, нежели школьному учителю. Конечно, в вопросах воспитания и развития нет рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи индивидуальны. Поэтому любые рекомендации не могут заменить необходимости размышлять самому и решать свою воспитательную задачу во всей ее неповторимости.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.
  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Говорите ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но зато сразу реагируют на ошибки и проступки.
  • Верьте в своего ребенка!
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как с взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • Проговорите ситуацию: если будут ссоры, как нам из них выходить (не молчать, не сидеть по углам, не обижаться).
  • Не давайте сразу резкую реакцию на протест, грубость.
  • Сохраняйте при общении один с ребенком уровень глаз (разговаривайте, взаимодействуйте не на бегу, не стоя).
  • Не читайте морали. Когда их читают, хочется закрыть уши.
  • Помните о внушаемости (слова – мысли).

Находите постоянно светлые стороны характера ребенка, и появится надежда на будущее. На время исключите контроль, закройте глаза на беспорядок, изменяйте отношение к грубости – сначала будет обострение, но надо выстоять, это испытание для родителей, и вы должны работать над собой в первую очередь.

Помните о влиянии характера взаимоотношений с родителями на самооценку ребенка. Нарушение поведения – это здоровая реакция чувствительной психики ребенка на болевые обстоятельства, это сигнал – «мне плохо, помогите!» Ребенок должен быть уверен, что в вашем лице он имеет не судью, а помощника, который его понимает. И без вас найдется достаточно людей, которые будут так или иначе его оценивать.

Прощайте неудачи, будьте терпеливы, справедливы, внимательны. Работайте над собой. Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Наберитесь веры и терпения, и у вас все получится!

Желаю удачи!


«Ученик способный. А учиться не хочет!»

Мы продолжаем обсуждение трудных историй из школьной и внешкольной жизни в нашей педагогической консультации. Сегодня предметом разговора стало письмо из Екатеринбурга, посвященное одной из самых острых для современной школы тем – теме подростка, сбегающего из школы в интернет. Консультационный прием ведут доктор психологических наук Александр ЛОБОК и психолог Ирина ХРИСТОСЕНКО.
Мы ждем ваших историй. Адрес, по которому любой желающий может обратиться со своими вопросами и своими историями:
http://www.lvolab.msk.ru/lvo/forum/index.php?f=117/

История, о которой я хочу рассказать, достаточно типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовем его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы: одни твердо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли, пока не выучит, потом отстали, потому что решили, что от него все равно ничего не добьешься. Другие действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребенком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того, чтобы быть успешным в будущем. …Роман, конечно, развивается и делает это с большим желанием и интересом, осваивает новые интернет-технологии, сервисы. Но при этом не думает связывать с этим свою будущую профессию. Сейчас ему интересны друзья, общение в интернете, компьютер. В играх он достаточно успешен, рассказывает об этом с большим желанием. А будущая жизнь представляется ему достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один. Посоветуйте, где выход в этой ситуации? Как повысить учебную мотивацию у подростков?

Татьяна Келеева г. Екатеринбург

Александр Лобок :
Давайте, во-первых, разберемся: что значит «не хочет учиться».
«Друзья, общение в интернете, компьютер» – это те зоны, в которых Роману интересно. А это значит, что в перечисленных зонах его образование все-таки происходит. Он изменяется, растет, развивается в этих зонах. Он учится, наконец! Правда, учится не тому, что от него требует школа. И именно в этом видят главную проблему учителя и родители. Не в том, что Роман «не образовывается», а в том, что он «образовывается не туда» – не туда, куда требуют учебные программы.
Но так ли уж это плохо? Нельзя сказать однозначно. Если Роман по-настоящему увлечен компьютером, если он не зависает на всякого рода примитиве, а активно развивается в компьютерной среде, надо этому только радоваться. Почему мы думаем, что компьютер – это только «уход от реальных проблем»? Почему мы считаем, что генеральное направление образовательного развития ребенка – это приготовление уроков?
Вот если бы у Романа вообще не было никаких образовательных интересов, если бы он находился в состоянии глубокой образовательной депрессии (что, увы, случается у наших детей), это было бы по-настоящему печально. Но у Романа совсем другая ситуация! И мудрая позиция взрослых может заключаться в том, чтобы научиться взаимодействовать с Романом на его образовательной территории.
И первый вектор возможной работы (как для родителей, так и для учителей) – это начать с Романом совместную исследовательскую деятельность по поводу того, насколько расширяется, усиливается день ото дня его образовательный ресурс в процессе этого общения, игр и путешествий по интернету.
Что толку в очередной раз задавать вопрос: «Почему ты сегодня опять не выучил биологию?» А вот вопрос: «Чему ты научился благодаря интернету?» – может оказаться весьма и весьма конструктивным.
Иными словами, надо исходить из тех естественных мотивов, которые есть у Романа. Ведь он не топчется на месте. И если взрослому миру (родителям и учителям) станет интересно это реальное продвижение Романа в интернет-сфере, это будет площадка для диалога и взаимного обогащения. Только нужно понимать: это потребует от учителей и родителей определенных временных и душевных затрат. Но закон прост: если у нас нет ресурсов на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него заведомо не будет ресурсов разбираться в наших интересах (в том, что нужно нам).
Когда мы говорим: «Ребенка интересуют только общение, компьютер и интернет» – это слишком общие слова. Миллионы детей сутками сидят в интернете, но у всех этих детей совершенно разные интересы. И чем больше будем мы, взрослые, заинтересованы в том, что именно и в какой мере интересует ребенка в интернете, чем более серьезно и дифференцированно будем входить в структуру его реальных интересов, тем больше у нас будет шансов на взаимодействие и взаимопонимание с этим ребенком. Тем больше у нас будет шансов на то, чтобы помочь ему строить проект индивидуальной образовательной деятельности как в интернете, так и в школе.
Конечно, если мы на самом деле хотим помочь ребенку, а не оттолкнуть его от себя. И это прежде всего задача родителей, которые заведомо ближе к Роману. Но и возможная задача учителей – если учителей будущая судьба Романа по-настоящему волнует.
Второй вектор работы связан уже с позицией и возможностями школьных учителей.
Когда Роман говорит: «Приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один» – это ведь не только про Романа.
Смотрите: «выпавший» из учебного процесса ребенок в какой-то момент начинает стараться, но… учитель этого не замечает. Учитель не готов обрадоваться тому, что ребенок совершил хоть какое-то усилие навстречу школьному процессу, и не готов это отметить положительной оценкой (не обязательно в журнале – хотя бы словами эмоциональной поддержки). А ведь любому ребенку хочется, чтобы его хоть чуть-чуть поддержали в его стараниях. Он же совершает маленький подвиг – отрывается от своего интереса и искренне пытается сделать то, чего хотят от него взрослые. Но учитель не готов это заметить. Он не готов поддержать одно только старание – ему требуется некий видимый результат. Но для видимого результата требуется время. И порыв подростка угасает. Кто виноват? Увы, не подросток. А тот, кто взял на себя обязательство быть педагогом.
К сожалению, это великая беда нашей школы: для учителей оценка – это способ сравнения детей друг с другом, а не способ помочь ребенку увидеть эффективность своего движения.
Но если мы хотим по-настоящему помогать таким детям, как Роман, нам нужно научиться выходить из привычного залога, когда оценка – это способ ранжирования сидящих в классе детей. Нужно научиться оценивать не количество допущенных ошибок, а количество приложенных усилий. Научиться оценивать сам факт старания. Как если бы мы имели дело с ребенком, у которого есть какие-то органические нарушения: «Ура! Ты сделал первый шажок! Это огромная победа, и мы готовы тебя в этом поддержать!!!» И я уверяю: на такую поддержку ребенок откликнется. Только надо понимать, что при этом требуется огромное терпение. И от родителей, и от учителей.

Ирина Христосенко :
«Ребенок не хочет учиться!» Так видят ситуацию родители, так видят ситуацию учителя. И оттого с ребенком проводятся душеспасительные беседы о будущем, которые, по замыслу, должны заставить его одуматься и активизировать свою учебную деятельность. И к психологу с тем же вопросом – про повышение учебной мотивации. И суть вопроса проста: как заставить ребенка занять учебную позицию в том мире школьных знаний, которые представляются сверхважными во взрослом мире?
Проще всего посоветовать оставить Романа в покое – мол, сам разберется, что для него является действительно важным, а что несущественным. Тем более что образовательные интересы у него отнюдь не потеряны – просто школьные знания не попадают в их сферу.
Но все-таки хочется помочь родителям и учителям и попробовать ответить на вопрос, что же случилось с Романом – почему он выпал из учебного процесса. Тем более что ситуация эта достаточно типичная – в ней оказываются тысячи подростков.
И первое предположение, которое возникает: может, дело вовсе не в том, что Роман не хочет учиться, а в том, что он не может учиться? Точнее, не может учиться так, как от него ждут окружающие? И, не справляясь с предъявляемыми ожиданиями, все больше и больше уходит в тот мир, в котором он по-настоящему успешен?
Смотрите, как фиксирует проблему сам подросток. Он пробовал себя мобилизовать на учебу, но у него все равно ничего не получилось. Его усилий не заметили. Не оценили. И никто не откликнулся, никто не попробовал помочь. Как будто взрослые и не предполагают, что Роману может быть трудно, что ему может быть нужна реальная помощь. Мол, дело исключительно в том, что Роман «не хочет». Ведь там, где он «хочет» – в компьютерных программах, в интернете, – у него получается все.
Похоже, что учителей в оценке ситуации подводит то, что Роман является безусловно способным мальчиком с выраженной склонностью к интеллектуальному лидерству. И наверняка еще совсем недавно он был весьма и весьма успешным учеником и учеба давалась ему легко. Но вот наступила подростковость, и сломалось что-то в хорошо отлаженном механизме взаимодействия мальчика со школой, а учителя и родители, привыкшие к послушному и успешному ученику, все готовы списать на пресловутое «падение учебной мотивации» и злостный интернет. Мол, все дело в отсутствии у Романа настроенности на учебу и волевых усилий. И даже когда Роман прямым текстом говорит: «Я пытаюсь, но у меня не получается!» – его не слышат. Инерция восприятия сильнее.
Но давайте попробуем реконструировать, что происходит со склонным к лидерству учеником при вступлении его в подростковый возраст.
Доминанта подростковости – уважение среди сверстников, а одно из условий для достижения высокого статуса в современной подростковой среде – конечно же, стать докой в компьютерных делах. А это требует ой-ой-ой каких усилий!
Правда, у взрослых существует иллюзия, что современным детям легко осваивать компьютер, что это для взрослых трудно, а от детей не требует никаких особенных затрат. На самом деле это, конечно, не так. Просто для детей этот мир сверхценен, и они готовы прилагать к его освоению огромные усилия. А родители часто даже не подозревают, сколько времени требуется ребенку для того, чтобы освоить те или иные компьютерные ресурсы. И что в какой-то момент он объективно вынужден пожертвовать школой, чтобы совершить свой компьютерный рывок. У ребенка не хватает ресурса на то, чтобы быть успешным сразу на двух фронтах. И естественно, что он жертвует линией школьного фронта, полагая, что придет время и он нагонит школьную программу.
Но когда время приходит и он совершает-таки усилие навстречу школе, оказывается, что его собственного ресурса уже недостаточно. Нужен запрос на взрослую помощь. Но ребенок привык к лидерству, да и взрослые уверены в том, что ему «все легко». И не готовы оценить прилагаемые ребенком старания в силу завышенной планки ожиданий.
И тогда вчерашний успешный ученик предпочитает занять позицию школьного разгильдяя: старайся не старайся – результат один! Роль неудачника невыносима – уж лучше роль сознательного разгильдяя. Мол, не потому не учусь, что не могу, а потому, что «забил» на вашу учебу!
Но взрослые-то должны понимать, что это чисто защитная позиция!
И что если в течение хотя бы полугода начать оказывать такому ребенку систематическую содержательную помощь, он сумеет вынырнуть из учебного провала и сможет совместить свою компьютерную успешность с успешностью в учебе. И тогда маска разгильдяя уже не потребуется – ведь Роман явно способный ребенок с высоким интеллектуальным потенциалом.