Подвижные игры на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе: играем с детьми на прогулке Детские игры на воздухе

– издавна известная забава детей. Все народные традиционные игры можно разделить на две группы: 1) зимние игры – игры в помещении, в избе, 2) весенние и летние игры – игры на свежем воздухе. Все эти игры относятся к группе игр с правилами. И они очень важны и для здоровья ребенка, и для его подготовки к школе. Ведь именно в игре с правилами ребенок учится управлять своим поведением, руководствоваться правилами в своей деятельности, а это и есть развитие произвольности поведения – важнейшего условия успешности обучения в школе.

Многие из таких старинных игр на свежем воздухе сейчас забыты. Хочу немного рассказать о них. В этой статье Вы найдете как игры на свежем воздухе, в которые можно играть вдвоем, так и игры для большой кампании детей – для детской группы или детско-родительской группы.

Игры на свежем воздухе: играем с детьми на прогулке

Игры на свежем воздухе: игры с мячом.

Я знаю.

Эта игра на свежем воздухе развивает память и внимание детей. В нее можно играть даже вдвоем — маме вместе с одним ребенком.

Вариант игры №1.

Ударяем по мячу, отбивая его от земли или от асфальта. На каждый удар произносим новое имя, повторяя предыдущее. Например:

Я знаю одну девочку Алену.

Я знаю двух девочек – Алену и Олю.

Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру.

Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру, Свету…

Главное – не сбиться со счета и правильно повторять всю последовательность, не перепутывая имена в их порядке.

Если игрок сбился – он передает мяч следующему игроку. Если смог ни разу не сбиться – то он победитель!

Аналогично можно называть деревья, города, цветы, овощи, фрукты, минералы и любые другие названия.

Вариант игры №2.

Этот вариант игры намного сложнее, так как он требует переключения внимания. И также нужно, не сбиться со счета и повторять имена в выбранной последовательности.

Выстраиваются два параллельных ряда названий. Например.

Я знаю одну девочку Алену. Я знаю одного мальчика Петю.

Я знаю двух девочек – Алену и Олю. Я знаю двух мальчиков – Петю и Вову.

Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру. Я знаю трех мальчиков –

Петю, Вову и Юру.

Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру и Машу. Я знаю четырех мальчиков – Петю, Вову, Юру и Сережу и так далее.

Такие игры очень полезны для развития памяти и внимания ребенка, подготовки его к школе, развивают умение быстро переключаться, сосредотачиваться.

Большой мяч.

Для игры понадобится мяч большого размера, который можно пинать. Все игроки встают лицом в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр круга и пытается выкатить мяч из круга ногами. Игроки не дают ему это сделать. Если кто-то из игроков пропустил мяч, он становится водящим. Но второй кон игры проходит по-другому. Игроки встают теперь лицом из круга и берутся за руки. Задача водящего – вкатить мяч обратно в круг. Если это удалось, то игрок, пропустивший мяч, становится водящим.

Снова дети встают лицом в круг и игра повторяется.

Правило игры – мяч нельзя брать в руки, можно только перекатывать его ногами.

В эту игру можно играть даже втроем. Тогда пара игроков стоит лицом к водящему и образуют воротца. Их задача – не пропустить мяч в ворота, то есть между собой.

Мячик кверху

  1. Все стоят в кругу. Водящий бросает мяч кверху со словами: «Мячик кверху!» (в некоторых вариантах в этой игре произносятся выдуманные слова, которых в русском языке нет, такое слово – сигнал можно придумать вместе с детьми и выкрикивать его в этой игре). В это время все игроки разбегаются от водящего как можно дальше.
  2. Водящий ловит свой мяч и кричит в это время: «Стой». Все отбежавшие подальше игроки должны остановиться и замереть на месте.
  3. Задача водящего – бросить мячик и задеть — запятнать им одного из игроков. Если ему удалось запятнать игрока, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать игрока не удалось, то водить снова придется этому же водящему.

Правила игры:

  1. Водящий бросает мяч вверх как можно выше.
  2. Водящий ловит мяч или с воздуха или с одного отскока от земли.
  3. Если игрок не остановился по сигналу «Стой», то ему нужно сделать три больших шага в сторону водящего.
  4. Игроки не должны прятаться за предметы, деревья.

Игры на свежем воздухе: играем на качелях.

Игра «Попинуха» с лоскутным мячом.

Раньше в пасхальные дни делали большие качели, на которых помещалось много людей, и качались на таких качелях не только малыши, но и взрослые.

Сейчас в наших дворах качели рассчитаны только на одного ребенка. Как быть, если желающих покачаться на качелях много и возникает вечный спор: кто первый? Традиционное «уступи маленькому» или «уступи девочке» обычно воспринимается с обидой: «Почему я опять должен уступать, ведь мне также сильно хочется качаться, хоть я и мальчик и всего лишь на год старше». Конечно, можно выбрать очередность по считалке или жребию, чтобы никому не было обидно.

Но есть другой способ – очень веселый и интересный. Это традиционная русская игра на качелях «Попинуха» — игра- забава для того, чтобы никто слишком долго не задерживался на качелях и все смогли на них покататься. Раньше в эту игру играли как дети, так и подростки. Игра развивает координацию движений и ловкость, изобретательность, умение наблюдать. Ведь чтобы выиграть, нужно спрогнозировать траекторию движения мяча и правильно его бросить ведущему. Вот как играют в эту игру на свежем воздухе.

Что нужно для игры на качелях?

Раньше девочки для этой игры шили специальный мячик – «попинуху» диаметром до 20 см. Мячик набивали тряпками, куделью, опилками и украшали ленточками, тесьмой. Вместо мячика использовали пук соломы, рукавицу, старый лапоть или другой предмет, который оказывался под рукой.

Сейчас мячик-попинуху проще всего сделать из ненужного носка или цветных детских колготок.

1.Отрезать «трубу». С одной стороны стянуть отверстие прочной ниткой.

2.Набить получившийся «мешочек» синтепоном или ветошью (старыми ненужными вещами, нарезанными на мелкие лоскутки). В качестве набивки хорошо подходят и вышедшие из использования женские капроновые колготки – мячик получится упругим.

Можно сшить по-другому: из яркой цветной хлопчатобумажной ткани сделать мешочек, набить его ветошью и завязать. Тоже получится попинуха. Можно использовать вышедшую из употребления прихватку- рукавичку, набив ее ветошью и украсив пуговками и бантиками. Посмотрите, какие предметы есть у Вас по-другой, все они сгодятся для того, чтобы стать попинухой в этой игре.

В середину мячика — попинухи всегда клали звучащий предмет. В наши дни это может быть шуршащая упаковка из-под цветов или бубенец. Можно наполнить горохом пластмассовую коробочку от «киндер-сюрприза». Или в скорлупки грецкого ореха положить мелкие горошинки. В народной традиции внутрь попинухи клали берестяную трубочку с горошинками внутри.

Как играть в «попинуху».

Вариант игры №1.

  1. Один ребенок качается на качелях (его мы выбираем по считалке). Другие дети стоят лицом к качелям. Качающийся на качелях поет 1-2 куплета песни (об этом договариваются заранее).
  2. Игроки по очереди бросают сидящему на качелях мячик- попинуху (бросают попинуху в ноги качающемуся на качелях ребенку, чтобы он смог отбить мячик, то есть отпнуть его). Чтобы пинок был посильнее, бросать мяч лучше, когда качели двигаются по направлению к бросающему мяч.
  3. После пинка все игроки бросаются ловить мяч-попинуху. Задача – ухватить мячик до того времени, как он упадет на землю.
  4. Если игроку удалось поймать мяч, то он садится на качели вместо предыдущего ребенка и качается на них. Он начинает петь свои 1-2 куплета, далее ему бросают попинуху, он ее отталкивает от себя и так далее по ходу игры.
  5. Если качающийся на качелях не смог отбить с коленей или ступней мяч, он уходит с качелей. Тогда садится на качели тот ребенок, который бросал этот мяч.
  6. Если качающийся на качелях отбил мяч, но игроки его не поймали, то он остается качаться на качелях.

Вариант игры №2.

  1. Один ребенок садится на качели (его мы выберем по считалке). Все другие дети, кто тоже хочет покататься на качелях, встают около качелей лицом к качающемуся ребенку.
  2. Качающийся на качелях малыш поет песенку (заранее договариваются, сколько куплетов он пропоет). Можно говорить стихи, петь частушки или считать до 20 – любое задание подойдет. Несколько качельных частушек для этой игры Вы найдете ниже.
  3. Дослушав частушки (песню, стихотворение, счет и т.д.) игроки по очереди бросают мячик-попинуху сидящему на качелях. Если качающийся на качелях ребенок смог поймать мяч, то он остается качаться. Если нет – то он уступает место бросавшему попинуху игроку.

Стихи для игр на качелях

Качельные припевки – «барыши» для игры на качелях

Качельные частушки

Игры на свежем воздухе: подвижные игры с группой детей.

Заря-заряница.

Это хороводная игра. Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг хоровода.

Дети поют или приговаривают:

«Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».

«Раз, два, три,
Не воронь!
А беги как огонь!»

На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается.

Горелки.

Как играть в горелки:

Дети встают парами друг за другом в колонну. Впереди этой колонны стоит лицом к детям водящий – «горелка».

Дети нараспев говорят слова:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Стой подоле,
Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
-Гу-гу, убегу,
Раз, два,
Не воронь,
А беги как огонь!»

На эти последние слова дети из последней пары в колонне расцепляют руки и бегут вперед вдоль колонны в ее начало. Каждый игрок бежит со своей стороны. А горелка пытается их запятнать.

Если игроки успели добежать и встать первой парой в колонне, то тогда горелка снова водит и «горит». Если же горелка запятнал игрока, то этот игрок становится горелкой в следующем коне игры и игра повторяется.

Уголки.

В эту игру дети играли на свежем воздухе уже много десятилетий и веков в разных областях России – Вятской, Тобольской, Астраханской, Владимирской. Также известно, что в эту игру играли дети и в Европе. Например, во Франции она существовала под названием «Четыре угла», а водящий во Франции вместо мышки назывался «разиней» или «горшком».

Раньше играли в эту игру на срубе дома. Затем — в моем детстве — мы тоже играли в эту игру, причем придумали мы ее сами, но использовали вместо сруба квадратную песочницу с бортиками в нашем дворе. Можно вместо сруба или песочницы просто начертить на земле или на асфальте квадрат стороной примерно 2,5 метра.

Как играть в уголки?

Играть можно от 5 человек и более. Четыре человека становятся по углам, а пятый игрок – это мышка. Мышка стоит в центре квадрата.

Мышка говорит: «Из угла в угол!».

На эти слова дети меняются местами. Нужно перебежать и занять место в другом уголке. Мышка старается также занять освободившийся угол. Кто остался без угла, тот становится мышкой, встает посередине песочницы или квадрата и водит в новой игре.

В другом варианте игры не мышка говорит слова, а игроки — мышке:

«Мышка, мышка,
Продай уголок.
За шильце, за мыльце,
За белое полотенце, за зеркальце!»

и меняются местами.

Путаница.

Эта замечательная и очень интересная народная старинная игра на свежем воздухе часто используется в современных психологических тренингах для детей и взрослых. Она очень полезна для того, чтобы сплотить людей, снять барьеры, внести радостное настроение. В эту игру можно играть как в помещении, в беседке, на веранде, на дне рождения, с гостями, в парке или в лесу, на даче или во дворе. Причем играют в эту игру все вместе – взрослые и дети.

Как играть в путаницу.

Из игроков выбирается мама и дочка. Мама уходит. Все игроки берутся за руки друг с другом в кругу. Дочка запутывает этот хоровод – можно пролезать под рукой как под воротцами, перешагивать через руки, поворачиваться. Главное условие – делать это, не расцепляя рук. Когда игроки окончательно запутались друг с другом, они зовут маму: «Мама, ниточку распутай! Только не порви!»

Мама пытается распутать путаницу и вернуть всех в круг на свое место. Правило то же – игроки не должны при распутывании расцеплять руки.

Если мама распутала путаницу, то выбираются новые мама и дочка. Если нет – то мама водит еще один кон игры.

Если участников игры мало, то можно запутываться с помощью веревки.

Почта.

Игра на свежем воздухе, которая раскрепощает детей, учит их ориентироваться на партнеров по общению, передавать жестами разные действия и эмоциональные состояния людей.

Выбирается ведущий и игроки.

Ведущий: «Динь-динь-динь!»
Игроки: «Кто там?»
Ведущий: «Почта!»
Игроки: «Откуда?».
Ведущий: «Из города».
Игроки: «А что там делают?»
Ведущий здесь в ответ придумывает всё, что захочет и говорит что-то одно придуманное им – «смеются (или поют, ремонтируют, пекут пироги, собирают грибы, горюют, радуются, восхищаются, удивляются, шьют, вяжут и так далее). И все делают это движение. Кто замешкался или не сделал вместе со всеми движение (например, не захотел) – с того берем фант (это может быть мелкая вещь или листочек, камушек, палочка).

Отыгрывают фанты после игры так:

Игрок, которому надо отыграть фант, становится посередине всех других игроков. Он становится зеркалом. Все игроки подходят к нему, «смотрятся в зеркало» и делают что угодно: причесываются, заплетают косички, поправляют воротничок, щеткой чистят одежду. А «зеркало» должно синхронно повторять за игроком его действия.

После отыгрывания фантов игра может повторяться.

Эти игры на свежем воздухе можно использовать как дома, так и в детском саду. Играйте с удовольствием! Всем солнечного радостного лета!

Если у Вас есть любимые игры на прогулке – будем рады, если поделитесь ими в комментариях к статье.

Эстафета с ложкой

Для игры необходимы две ложки и два любых круглых предмета (деревянные яйца, пинг-понговые шарики, картофелины и т.п.).

По сигналу дети должны дойти (добежать) до определенного места с ложкой в руках, в которой лежит круглый предмет, и вернуться назад.

Яйцо не должно упасть. Если оно упадет, его надо поднять и продолжить путь. Яйцо нельзя придерживать рукой.

Получает награду тот, кто первым придет к финишу. Соревноваться могут и команды.

Сюрприз

Для игры необходимо ведро или кастрюля и платок для завязывания глаз.

Выбирают водящего, завязывают ему глаза, дают в руки палку и ставят в середину круга.

Невдалеке от водящего на пол кладут какую-нибудь награду или утешительный приз и накрывают его емкостью. Проделывают это тихо, чтобы водящий ничего не слышал.

Водящего можно покружить вокруг себя. Он должен обойти круг и с помощью палки нащупать емкость.

Воспитатель следит за тем, чтобы водящий двигался с осторожностью, не размахивал палкой.

Как только водящий обнаружит емкость с кладом, ему разрешается снять повязку и вытащить сюрприз.

Попади в цель!

Для игры необходим картонный круг диаметром около 1 м, в середине которого имеется отверстие диаметром около 15 см, а также три мяча — тряпичных или теннисных.

Круг устанавливают под углом к полу на подставке или шесте. На круге можно нарисовать что-нибудь забавное, к примеру мордочку обезьяны, широко разинувшую рот, и т.п.

Играющие становятся на расстоянии 3—5 м от круга. Каждому дают три попытки, чтобы забросить мяч в отверстие на круге. За каждое попадание играющие получают по жетону, за которые по окончании игры выдается соответствующее вознаграждение. Расстояние можно при необходимости сократить.

В группе малышей расстояние до цели надо уменьшить.

Кольцеброс

В дерн или песок надо воткнуть две палки на расстоянии 2 м друг от друга.

Играющие становятся по очереди на линии, проведенной на расстоянии 2—3 м от палок. Каждый получает по три кольца, которые надо постараться накинуть на палки.

Величина колец и расстояние до палок от того, кто бросает кольца, должны соответствовать возрасту, росту и возможностям детей.

Бросание в цель

Несколько ярко раскрашенных жестяных банок надо подвесить на веревке, протянутой между стойками или деревьями.

Дети должны теннисными или тряпичными мячами попасть в банки.

Донести листок

Необходимы листки плотной бумаги размером с ладонь по числу играющих.

Эстафета проводится в безветренный день на участке или в помещении без сквозняков.

Играющих разбивают на две команды. Они строятся параллельно друг другу. Первому ребенку в каждой команде кладут на ладонь по листку плотной бумаги. Во время игры листок нельзя ничем придерживать. По команде воспитателя первые дети добегают до стульев (кеглей и т.п.), обегают их и бегут назад. Добежав до команды, перекладывают лист на ладонь следующего ребенка, а сами встают в конец ряда.

Если листок упадет, его нужно поднять и продолжить бег.

Эстафета продолжается до тех пор, пока не дойдет очередь до первого ребенка. Побеждает самая быстрая команда.

Вместо листков можно взять игрушечные автомобили на веревке, на которые ставят пластмассовый стакан, наполненный водой.

Суперэстафета

Для проведения эстафеты потребуется множество самых разных вещей: два передника, две кофточки, две шляпы и т.п.

Дети делятся на две команды, каждый член которой поочередно выполняет разные задания, приготовленные на определенном отрезке пути от старта до финиша: надеть и аккуратно завязать фартук сзади; переобуть обувь; надеть на себя кофту и застегнуть все пуговицы; надеть шапку и завязать завязки. Это могут быть и другие задания: одеть и причесать куклу; нагрузить и разгрузить игрушечную коляску; довезти на машине кубики; построить из кубиков башенку и т.п.

Выигрывает команда, которая наиболее быстро и правильно справится с заданиями эстафеты.

Нет! Да!

По команде воспитателя дети начинают свободно бегать по площадке и громко-громко кричать: «Нет! Нет!» Встречаясь, они заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет! Нет!»

По команде воспитателя дети продолжают бегать, но кричат уже: «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

Прогулка по ручью

На полу или асфальте мелом рисуется извилистый ручеек с разной шириной в разных местах. Дети-«туристы» выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впередистоящему, расставляют ноги на ширину ручья и его истока.

Дети медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

Ритм ходьбы можно задавать стихотворением Е. Алябьевой «Веселый ручеек»:

Ручеек в лесу бежал

И зайчонка повстречал.

Тра-та-та-та, тра-та-та-та —

Громко тот по пню стучал.

Ручеек зайчонку вторит:

Дзынь-дзынь-дзынь, дзынь-дзынь-дзынь.

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Белочка спустилась с ветки

И орешками — хрум-хрум.

Тук-тук-тук — с березы дятел.

Ах, какой поднялся шум!

Футбол вслепую

В землю вбивается кол, к нему привязывается двухметровая веревка, а к концу веревки — футбольный мяч в сетке.

Играющему, находящемуся в 5—6 м от мяча, завязывают глаза, предлагают сделать полный поворот кругом, а затем подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Кто попадет ногой по мячу, тот и выиграл.

Золотое зернышко

Играющие становятся в круг попарно, одна пара недалеко от другой. Один из играющих — водящий. Он подходит к какой-либо паре и говорит:

— Добрый день тебе! Что у тебя?

— Золотое зернышко, — отвечает ребенок из пары.

— Что за него?

— Гору снега и озеро воды...

При этом стоящие в паре разбегаются в разные стороны. Спрашивающий становится на их место. Игроки, обежавшие круг с разных сторон, стремятся занять прежние места. Кто добежит первым, тот и становится в паре с водящим, а опоздавший начинает водить, отправляясь с вопросами к другой паре.

Игру можно усложнить. Например, игроки, бегущие навстречу друг другу, должны при встрече взяться за руки, покружиться на месте и затем продолжить бег. Или: присесть, похлопать друг друга по ладоням, вскочить и продолжить бег. Можно придумать и другие усложнения, которые доставят удовольствие участникам игры.

Игры на свежем воздухе

для детей старшего дошкольного возраста

«Быстро по местам»

Играющие строятся в колонну по одному и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящего. По команде воспитателя (руководителя) «Убежали!», все должны разбежаться в разные стороны. По команде: «Быстро по местам!», все должны построиться в и. п., положив руки на плечи впереди стоящего. Проигрывает тот, кто занял место последним.

Правила:

1.Нельзя толкаться, но надо быстрее найти своё место.

2.Руки обязательно надо положить впереди стоящему игроку.

«Салки-руки на стену»

Выбирается водящий, который встаёт посередине. Все остальные располагаются в произвольном порядке. Большую площадку необходимо ограничить. Водящий - «салка»- поднимает руки и громко говорит: «Я салка!». После этого все разбегаются в пределах площадки, а «салка» старается догнать кого-либо из убегающих. Игрок, которого «салка» коснулся рукой, считается осаленным и становится «салкой».

Правила:

1.Водящий может ловить только после того, как скажет «Я салка!».

2.Новый водящий не имеет права сразу ловить бывшего водящего.

3.Нельзя салить того, кто успеет положить обе ладони на стену.

«Продавец зверей»

На одном конце площадки обозначается место для дома, в котором «живёт» покупатель. В 14-20 шагах от дома обозначается место для продавца. Ещё дальше в 3-5 шагах от места нахождения продавца проводится стартовая черта. Перед ней выстраиваются игроки, которые принимают названия животных, например: собака, петух, курица, кот, корова, конь, овечка, коза и т. д. Названия известны продавцу, но неизвестны покупателю, находящемуся в своём домике. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Можно мне купить у вас коня?». Продавец отвечает: «Да, можно. Он стоит 10 рублей». При этих словах игрок под названием «конь» бежит к дому покупателя, а оттуда обратно на исходное место. Покупатель уплачивает цену за «коня» соответственно этой цены числом ударов по протянутой руке продавца и после этого бежит за своим животным. Если покупатель догоняет, то животное становится его, если нет, возвращается на исходное место и получает новое место (новое название животного). После поимки покупателем всех животных игра заканчивается.

Правила:

1.Нельзя назначать цену выше 10 рублей.

2.Если игрок достигает дома покупателя раньше его, то и покупатель должен добежать до дома, прежде чем ему дозволено ловить возвращающегося игрока.

«Удочка командная»

Для игры требуется верёвка с ленточкой на конце или просто скакалка. Играющие делятся на 2 команды. Все игроки становятся в круг, а водящий с верёвкой –в середину круга. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку так, чтобы конец верёвки (скакалки) скользил под ногами подпрыгивающих игроков. Участники игры внимательно следят за движением верёвки и подпрыгивают в тот момент, когда верёвка окажется около ног. Задевший проигрывает верёвку проигрывает очко. После каждой ошибки счёт громко объявляется. Выигрывает команда, сделавшая меньше всего ошибок, т. е. набрав меньшее количество очков.

Правила:

1.Пойманым считается тот, чьей ноги коснётся верёвка не выше щиколотки.

2.При вращении верёвки уходить от него своего места не разрешается. Нарушив это правило счёт увеличивается на 1 очко.

«Эстафета зверей»

Играющие делятся на 2-4 команды равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Игроки в командах принимают названия зверей. Допустим: 1-медведи, 2-волки, 3-лисы и т. д. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого зверя выбегают вперёд, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются на место. Тот, кто первым прибежит назад, выигрывает очко для своей команды. Руководитель зверей в разбивку, по своему усмотрению. Некоторых может вызывать несколько раз. Прибежавшие игроки каждый раз встают на свои места. Побеждает та команда, которая зарабатывает больше очков.

Правила:

1.Если оба (все) игрока прибегут одновременно, очко не присуждается никому.

2.Если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнёр из другой команды.

«Прыгающие воробышки»

На полу (асфальте) чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий –«кошка», которая приседает или встаёт в середине круга. Остальные игроки –«воробышки» находятся вне круга. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из круга. «Кошка» старается поймать «воробышек», не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамейку рядом с кругом. Когда «кошка» поймает 3-4 «воробьёв» из не пойманных «воробьёв» выбирается новая «кошка». Пойманные, становятся «воробьями» и вступают в игру. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Правила:

1.Кошка может ловить «воробьёв» только в круге.

2.Воробей считается пойманным, если кошка коснётся рукой хотя бы одной ногой, находящегося в круге. Тот, кто пробежал через круг считается пойманным.


Оксана Руднева
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом

Описание работы : Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей , а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника . Она вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) .

Цель : формировать навыки здорового образа жизни, повышение социальной активности, развития быстроты и ловкости у детей старше дошкольного возраста в рамках ФГОС .

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи :

Обучающие :

1. Приобретение знаний, умений и навыков предшествующие к игровой деятельности.

2. Развитие мотивации к игровой деятельности.

3. Воспитывать интерес к играм на свежем воздухе ;

Развивающие :

1. Развивать внимание, логическое мышление, ловкость, быстроту, координацию движений;

2. Активизировать творческий потенциал.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки и умения.

Воспитывающие :

1. Формировать культуру общения друг с другом.

2. Воспитывать аккуратность, честность, вежливость.

3. Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни

Описание материала : материал будет полезен педагогам-психологам и воспитателям при организации летнего досуга с детьми старшего дошкольного возраста . Рекомендуется провести на летней площадке в начале лета.

Оборудование : мяч, мел, скалка, обруч, маленькие резиновые мячики, шнурок (лента, веревка, повязка на глаза, метла, стулья, швабры и т. д.

Организовать практически любую детскую игру не сложно, если :

1) объясните детям правила выбранной игры ;

2) напомните о безопасности и внимательном отношении друг к другу;

3) выберите ведущего для первой игры - и можно начинать .

Летом очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе . Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей , развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка.

Игра «Найди»

Цель : развитие внимания.

Ход игры : найди, где здесь стоит красная лопата? А синюю ведерку найдешь? А где грибочки растут? Найди черную птицу? И т. п. Эти незамысловатые задания хорошо развивают внимание ребенка. Начинать можно с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти :

Игра «Змейка»

Цель : развитие координации движений.

Ход игры : дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры , на бегу описывает разнообразные фигуры : по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем раскручивает её. Змейка останавливается, затем закручивается вокруг ведущего.

Игра «Прыжки с мячом»

Цель : развитие мускулатуры ног и развитие координации движений.

Ход игры : ребенок прыгает вдоль линии с зажатым между ног мячом в разные стороны, с помощью прыжков продвигаясь вперед до конца отмеренной дистанции. При этом мяч должен оставаться между ногами и не выпадать, затем взять мяч в руки и бегом вернуться назад к старту .

Игра «Прыжки через скакалку» - веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений.

Цель

Ход игры : взрослый держит веревку в руках и медленно поворачивается на 180° вокруг своей оси. Ребенок должен при приближении скакалки (веревки) подпрыгивать, чтобы она не касалась его ног. Если ребенок не успевает подпрыгнуть - следует начать играть сначала.

Игра «У медведя во бору»

Цель : развитие быстроты и ловкости.

Ход игры : на одной стороне площадки - берлога медведя (круг, на другой (за чертой) - дом детей . Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит играющих. Дети убегают в свой дом. (Дети имитируют движения : собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезание боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх) .

Игра «Охотники и зайцы» - подвижная , веселая игра для большой группы детей .

Цель : снятие психоэмоционального напряжения.

Ход игры : с помощью считалки выбирают двух "охотников", которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети - "зайцы", они сидят в "норке" - на противоположной стороне площадки за начерченной чёрточкой. Охотники обходят площадку, притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки.

На слова воспитателя "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок" зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут - те дети становятся охотниками. (Надо следить, чтобы охотники бросали мяч как правой, так и левой рукой и лишь под ноги зайцам).

Игра «На поляне» - динамичная игра с мячом.

Цель : развитие координации движений, ориентации в собственном теле.

Ход игры : На расстоянии 3 м от малыша устанавливается обруч.

Ребенок бросает мячики, стараясь попасть в цель (на обруч) . При попадании засчитывается очко. Расстояние можно менять в зависимости от успехов ребенка.

Игра «Куры в огороде»

Цель : развитие координации движений; повышение активности.

Ход игры : с помощью шнурка (скакалки, мела) ограничивается небольшое пространство. Это «огород» . Недалеко от него ставится стул - «будка» сторожа. Роль «сторожа» сначала выполняет воспитатель. Дети - «куры» . Как только «сторож» садится на стул, «куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать, клевать, кудахтать. «Сторож» замечает «кур» и гонит их из огорода - хлопает в ладоши, приговаривая : «Кыш! Кыш!» . «Куры» убегают. «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра возобновляется.

Игра «Жмурки» - динамичная игра, хорошо развивающая слух, внимательность, координацию и реакцию у ведущего игрока и ловкость и реакцию у остальных игроков.

Цель : развивать внимание и логическое мышление.

Ход игры : Выберите гонящего. Наденьте ему повязку на глаза. Он должен ловить остальных детей , которые передвигаются как можно тише, и дают знать гонящему о своем местонахождении хлопками, голосом или другими сигналами. Если гонящий поймал кого-либо, он должен, не снимая повязки, постараться отгадать , кто это. Если не отгадал, то продолжает водить. А если отгадал правильно, пойманный становится гонящим.

Игра «Танцоры» - активная игра для развития ловкости, раскрепощенности, координации движений для детей старше дошкольного возраста .

Цель : развитие координации движений; повышение активности.

Ход игры : под различные мелодии можно попросить детей танцевать разными способами : зажав мяч (яблоко) между лбами; верхом на метлах; со стульями; со швабрами и т. д.

Игра «Эстафета парами» - динамичная, веселая игра.

Цель : способствовать сплочению коллектива.

Ход игры : Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположном стороне площадки (на расстоянии 6 - 8 м.) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки) . По сигналу взрослого первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта , убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.

Выигрывает та колонна , игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

Вывод : Лето - это чудесное время, когда дети почти все свое время проводят на улице. В то же время, для того, чтобы лето стало для детей по-настоящему веселой и интересной порой, важно правильно организовать их досуг, найти те игры для детей летом , которые по-настоящему понравятся им. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей . Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Детские игры на улице – одно из самых полезных времяпровождений. Они способствуют укреплению здоровья ребенка, его позитивному настроению. Также, поскольку многие из этих игр – командные, они развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам. Эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни.
Ученые доказали, что детские игры на улице, физическая активность и веселье в движении активизируют развитие мозга и, в частности, рост связей между нейронами. Увеличивается поток информации между клетками, мышление улучшается. Кроме того, находясь на свежем воздухе, ребенок, бегая и прыгая, увеличивает поступление кислорода к мозгу, который можно сравнить с топливом для нашего организма.
Эти игры можно проводить практически повсюду. Во дворе многоэтажного дома, где есть игровые комплексы для детей, в парке, на школьном стадионе, пустыре, во время пикника. В последнем случае, вместе с детьми, в играх могут участвовать и взрослые.
Разновидностей детских игр на улице великое множество.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

По выбирают водящего. Все остальные игроки становятся таким образом, чтобы образовался круг. Расстояние от одного играющего до другого должно быть не более одного шага.
Водящий находится за кругом. Одному из игроков дают волейбольный мяч. Играющие передают мяч друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч.

Выигрывают те участники, которые ни разу не были водящими или побывали и этой роли меньше других. Роль первого водящего при подсчете результатов игры во внимание не принимается.

Правило: не разрешается ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. В таких случаях игрок, совершивший ошибку, становится водящим.

Чтобы усложнить игру, можно расположить детей по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Тогда мяч не передают, а перебрасывают. Водящий может касаться мяча как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.

ЗМЕЙКА

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.

Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила:

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Необходимо точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.

Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.

ПЧЕЛКИ

Все играющие, кроме трех водящих, встают за условную черту.

Впереди за 15-20 м ставят стойку для прыжков, которая выполняет роль елки. За стойкой находятся трое водящих, так называемые пчелки.

Разучив куплеты, играющие выходят из-за черты вперед, высоко поднимая колени со словами:

«Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал - не споткнулся, не упал».

Проговорив слова, они останавливаются вблизи елки;

«Глянь - дупло высокой елки (показывают поднимая ноги и вставая на носки, как высокая елка). Вылетают злые пчелки!»

«Пчелки» начинают кружиться вокруг елки и, подражая полету движениями кистей рук, согнутых в локтях, произносят: «Ж-ж-ж, мы пчелки кусачие».

Остальные играющие говорят; «Быстроногих не догнать, нам не страшен пчелок рой, убежим сейчас домой».

После того как сказано последнее слово, они убегают за черту, «Пчелки» бегут вслед за ними, стараясь осалить или «ужалить».

Те, кого осалили до черты, считаются «ужаленными». Потом назначаются по новые «пчелки». Прежние становятся к остальным играющим.
Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто ни разу не был «ужален» или с кем это случилось меньшее количество раз, Его провозглашают самым быстроногим.

ЗАЙМИ МЕСТО

При помощи выбирают водящего. Все остальные играющие встают в круг. Начиная игру, водящий пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу.

Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первым добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила:

1. Дети бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегающих.

3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они встают в круг, и выбирается новый водящий.

Играть можно на любой площадке. Желательно, чтобы она была большой и не было препятствий для бега.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, можно организовать два круга играющих.

ПЯТНАШКИ

По считалке выбирают водящего, его же называют пятнашкой,

Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Koго он коснулся рукой тот становится пятнашкой.

Правила:

1. Детям по ходу игры нужно внимателыю следить за сменой водящих.

2. Пятнашка не должен бегать только за одним игроком.

Существует несколько вариантов этой игры.

Можно играть в пятнашки с «домом».

Тогда по краю площадки рисуют два круга - это «дома». Дети, убегая от водящего, могут забегать в «дом». Здесь они будут в безопасности, так как пятнашка не имеет права салить в «домах». Но если он осалил играющего на игровом поле, тот становится пятнашкой.

Варианты:

1. Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой- либо предмет.

2. Когда пятнашка догоняет играющего, тот может попрыгать на двух ногах, как зайчик, и его уже нельзя пятнать.

3. Играющий, когда его запятнали, если он быстрый и ловкий, может сразу же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой становится прежний водящий.

4. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из мира птиц, растений, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал свое имя.

5. Прерванные пятнашки. Пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того играющего, кого он хочет запятнать. Но если во время преследования пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называя его по имени и старается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры.

Согласно правилам, пятнашка сначала называет игрока по имени, а уже потом догоняет его и пятнает. В игре пятнашка может много раз изменять свое решение.

6. Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашка, а игрок занимает его место. Свободный круг может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.

Правила:

1. Не разрешается бегать через круг.

2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.

3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.

В игре дети должны быть очень внимательными: если играющий зазевается, подведёт товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место. Игра станет веселее, если убегающие будут быстро меняться местами.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Дети встают парами друг за другом, лицом в центр круга.
Игру начинают двое, один из них водящий, он стоит на 3-4 шага сзади того, кто убегает от него. Убегающий громко считает до трех и после слова «три» убегает от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Третий лишний». Тот, кто в этой игре стоит последним, убегает от водящего. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.

Правила:

1. Во время игры запрещается пробегать через круг.

2. Убегающему нельзя пробегать более двух кругов.

3. Как только убегающий вбегает в круг, он должен сразу стать впереди какой-нибудь пары. Нарушивший это правило становится водящим.

Если водящему удалось осалить убегающего и они поменялись ролями, то убегающий может встать впереди одной из пар после кратковременного бега. Иногда водящему долго не удается догнать убегающих от него игроков, так как они сильнее его и быстрее бегают. В этом случае нужно заменить его, но не упрекать, а положительно оценить его усилия.