Субкультура как фактор социализации относится к группе. Понятие субкультуры и её виды. Функции детской субкультуры

Направление конференции: для обучающихся.
Тема: Молодежные субкультуры как фактор социализации личности.
ФИО автора: Бутримова София Алексеевна.ФИО руководителя: Андреева Александра Александровна.
ГБПОУ «Профессиональное училище №18»
В современном обществе понятие « молодежная субкультура» интересует многих педагогов, психологов, социальных педагогов, дефектологов, социологов. При этом причины интереса достаточно обширны. Молодежная субкультура может рассматриваться в контексте:
1. Источник инноваций и открытий в различных сферах жизнедеятельности- это и мода, и музыка, организация досуга.
2. Один из вариантов примитивной массовой культуры молодежи.
3. Результат медиа-индустрии.
4. Форма творческой активности молодежи.
5. Средство самовыражения и самопознания, и так далее.
Долгое время молодежную субкультуру относили к девиации в поведении, иными словами рассматривали как отклоняющееся от нормы поведение, что приводила к нарушению процесса социализации ребенка и к негативным последствиям.
Но с изучением данной категории, молодежную субкультуру, многие ученые стали рассматривать как один из важных факторов социализации личности, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-1970-х годов. Современные научные подходы акцентируют своё внимание на следующих функциях молодежной субкультуры:
1. Социализация личности в обществе.
2. Адаптация личности к обществу.
3. Интеграция личности в общество.
Значимость данного личности фактора социализации проявляется в свободе выбора той группы, которая близка личности по ряду критериев: интересы, потребности, желания. Данная группа становится определенной ступенькой дальнейшего развития, она обеспечивает понимание, защиту, саморазвитие личности. Молодежная субкультура является неким игровым полем где личность может принимать различный социальный статус, социальную роль, положение в группе, отрабатывать организаторские или лидерские качества и многое другое.
Если рассматривать молодежную субкультуру как общественное явление можно выделить ряд характерный черт:
1. Молодежная субкультура - это социальная общность, в которой каждый участник идентифицирует себя не как «Я», а как «Мы».
2. Если молодой человек входит в молодежную субкультуру это значит, что он принимает и разделяет правила, нормы, ценности, традиции, стиль жизни участников своей, а также соответствует внешнему виду принятым в данной группе.
3. Зачастую молодежные субкультуры формируются на общем интересу участников (музыка, искусство, мода, взгляды на жизнь, отношением к политике, книгам и т.д.).
4. У каждой молодежной субкультуры есть своя символика и атрибутика, через неё участники группы выражают свои нормы, ценности.
Таким образом, можно сказать о том, что молодежная субкультура- это определенный вид культуры которая:
1. Создана молодыми людьми для удовлетворения личных потребностей, интересов.
2. Это культура которая имеет конечной целью, интеграцию молодых людей в общество.
3. Это маленькая ячейка внутри общей культуры, которая определяет образ и стиль жизни, ценности и мировоззрение её участников.
В социальной педагогике, психологии, педагогике, проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках теории социализации личности. Которая предполагает приобщение личности к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры общества. Процесс приобщения к культурным стандартам – сложен и не всегда протекает плавно, дело в том, что не всегда культурный стандарт соответствует потребностям и устремлениям молодежи, что в конечном итоге и порождает создание молодежных субкультур. Можно сделать вывод, молодежная субкультура не является инновацией в рамках культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, который в дальнейшем помогает молодежи без особых проблем адаптироваться в условиях общества.
В настоящее время социологи выделяют два вида молодежных субкультур:
1. Формальная молодежная субкультура.
2. Неформальная молодежная субкультура.
Формальная молодежная субкультура (ФМС)- это социальная общность молодых людей, которые построили свои взаимоотношения на формальных социальных связях, на нормах и ценностях, приемлемых в данной группе. Данные объединения не наносят вреда общественным установкам и традициям.
Можно выделить следующие группы ФМС:
1. Общие атрибуты, символика- отражающая суть данной субкультуры, и отличающая её от других.
2. Стихийно возникшие объединения, не постоянны во времени.
3. Внешне организованные группы людей.
4. Общие интересы, увлечения, жизненная позиция.
5. Поведение ФМС не идёт в разрез с принятыми нормами и ценностями в обществе.
Неформальная молодежная субкультура (НМС)-это социальная общность молодых людей,объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых,
традиционных представлений о том или ином общественном явлении.
Общие признаки НМС:
1. Группа выбивается из формализованных структур повседневной жизни.
2. Не вписываются в общепринятые нормы поведения в обществе.
3. Живут в соответствии со своими потребностями, не думая о других.
4. Группы носят ассоциальный характер.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, касаемые молодежной субкультуры как фактора социализации молодежи:
1. Молодежная субкультура носит зачастую развлекательную направленность.
2. Приоритет собственных интересов над интересами других людей.
3. Слабая индивидуализированность членов группы.
4. Культурная самореализация личности.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия "субкультура", "подростковая субкультура" введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

статусная структура;

набор предпочитаемых источников информации;

специфический жаргон;

фольклор.

"Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка к русскому слову "воспитание". Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества".

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

. "Отношения" равенства. Включение в "группы равных", т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

Обучение в школе. Это формальный процесс- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют "скрытым" учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования, он окружён себе подобными. С самого начала своей жизни он включён в социальные взаимодействия. В процессе социального взаимодействия, человек приобретает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства человеком социального опыта.

Процесс социализации осуществляется в учебных заведениях, детских и молодёжных организациях, объединениях. Важнейшим институтом социализации детей, является семья. В отсутствие родителей, эта огромная ответственность падает на воспитателей, социальных педагогов, психологов социальных учреждений. От них зависит, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал.

Важнейшим фактором социализации детей является детская субкультура, так как это своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри группы и на уровне возрастных подгрупп.

В детской субкультуре, являющейся частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребёнка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познаёт мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры, удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка, такие как потребность в изоляции от взрослых, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура – вариант широко распространённого в культуре процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении – это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической ситуации развития.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребёнок обретает свою сущность, констатирует свой собственный мир.

Так, например - дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. , выполняющие воспитательную функцию, помогают себя отстаивать при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость

и самообладание;

Прибаутки, потешки для детей имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени знать не надо, раскрывают секрет семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к миру в целом;

Детское собирательство даёт возможность ребёнку матереализовать своё тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я – есть», «я – могу», что помогает ребёнку переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личной автономии;

В.В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько её основных функций.

Во – первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребёнку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией социализирующая. Именно в детской среде иногда достаточно жёстко с помощью субкультурных средств – нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую личностную категорию половую принадлежность – ребёнок усваивает во многом благодаря другим детям.

Во – вторых, детская субкультура предоставляет ребёнку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В третьих, пространство детской субкультуры создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е, выполняет психортерапевтическую функцию, а степень погруженности ребёнка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми, передавая из поколения в поколение ныне утраченные обычаи и обряды.

Детский правовой кодекс. Это правда вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, знаки собственности, отношения мены, право старшенства и опекунское право в разновозрастных группах, способы воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций;

Детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки и др.) Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, необходимый атрибут игры – считалки, благодаря им корректируется поведение детей во время игры и устраняются конфликты, а также это четверостишия, развивающие память, воображение, артикуляционный аппарат. Этот жанр можно использовать ежедневно.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лапотишкам.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком

Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, перевёртыши, истории – небылицы и др.);

Детское собирательство и коллекционирование;

В основе детского коллекционирования лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. А в условиях социального учреждения – это ещё и свой индивидуальный мир ребёнка, к которому нужно относиться с уважением.

Способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

Детская мода, эстетические представления детей (составление букетов, веночков и т. п.)

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребёнком содержания общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

Особый пласт субкультуры детства – стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребёнка, например, «Что бы сказал этот старый шкаф, если бы умел говорить?» и детское философствование – размышление о природе, жизни, добре и зле и т. д. «со мной никто не играет, потому что я некрасивая, а дети все злые…» Воспитателю важно быть внимательным и не отмахнуться, в первом случае, и пофантазировать вместе с ребёнком, вступая в творческое сотрудничество и расширяя представления ребёнка о мире. Во втором случае просто необходима беседа по душам, чтобы помочь ребёнку понять, что конфликты со сверстниками кроются вовсе не в красоте и недобрых детях, просто нужно научиться договариваться с друзьями, увлекать их своими идеями, научить ребёнка разным формам разного взаимодействия с друзьями.

Детская картина мира, т. е, особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребёнка с миром.

В процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Вместе с тем, признание мира сверстников, взрослых, даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Опыт педагогической деятельности показал, что в качестве основных задач приобщения детей к детской субкультуре можно выделить следующие:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности, как основных ценностей системы взросления в процессе организации разностороннего разновозрастного общения в условиях социально реабилитационного центра;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа успешного уверенного в себе гражданина общества (как эмоциональное, презентация кружка и т. п.);

Выставки (выставка рисунков, работ участников кружка, личных коллекций и т. п.);

Праздничные события и игровые тематические проекты (организация выпуска поздравительных газет, праздничные мероприятия, изготовление открыток ко дням рождения и т. п.);

Таким образом, приобщение ребят к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации детей в группе в условиях социального учреждения, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию различных социальных ролей в обществе.

Список использованной литературы при подготовке статьи:

Абраменкова В,В, Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1991

Иванова Н. О. Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, 2005, №7

Мудрик А. В. Социальная педагогика, М, 1999.


О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.