Советы психолога для родителей «Важные моменты в воспитании ребенка. — Лучшие советы папам и мамам от психологов по воспитанию и общению с детьми Рекомендации родителям ребенка дошкольного возраста психология

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, - так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, - и покажите, как именно (ОСВК).

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он мо­жет это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

Инна Силенок, психолог

Булова Раиса
Советы психолога родителям дошкольников

Советы родителям дошкольников

Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника ?Что важнее : знания или психологическая готовность ? Вопросов – море! Все дети дошкольники разные . Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога . Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых. Третьи, не посещая детский сад, успевают заниматься в различных центрах раннего развития, кружках и секциях. К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!

Психологический аспект

Рекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии готовности к школе – это умение концентрировать внимание более 30 минут, а также усидчивость. Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, просидеть за партой более 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут . Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе. Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку, к примеру, нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования он не отвлекался и сидел на одном месте. Еще один совет родителям дошкольников : во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.

Важные умения :

Эти качества для дошкольника не менее важны , чем знание букв и цифр.Ребенок должен уметь обслуживать самого себя : причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым . Кроме того, в таком возрасте дети владеют информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы , временах года, возрасте.

Перед школой родители должны позаботиться о развитии памяти ребенка. Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей, а дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел. Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и тд.) .

В памятке для родителей дошкольников следует уделить внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними (овощ среди фруктов или живое существо среди предметов) .

Если подытожить, полезная информация для родителей дошкольников заключается в следующем :

тренируйте память, внимание ребенка;

уделяйте внимание развитию логики, моторики, восприятия и усидчивости;

используйте общие развивающие упражнения;

проводите занятия в игровой форме.

И помните, главное правило для родителей дошкольников состоит в том , чтобы привить ребенку интерес к получению новых знаний, научить его не бояться плохих оценок и находить общий язык с одноклассниками, ведь для вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым!

Публикации по теме:

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

Полезные советы родителям Говорят, родителей не выбирают, Ну а я бы выбрала своих. Даже не могу себе представить, Как бы я жила без них двоих. Цель: формирование.

Советы родителям «Ребёнок и очки» Советы родителям «Ребёнок и очки» Родителям, дети которых носят очки, приходится сталкиваться со многими проблемами. И одна из них, которая.

Советы логопеда родителям «Речевые упражнения для дошкольников, которые способствуют успешному овладению родным языком» В какие речевые игры родители могут поиграть с ребенком по дороге из детского садика, в машине, дома? Ведь известно, что к моменту поступления.

Советы родителям 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают.

Советы родителям детей-аутистов Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны.

Юркевич Маргарита Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад № 40 «Дружба»,

Ставропольский край, г. Пятигорск

    Составьте и повесьте на видном месте правила поведения в вашей семье. Выработайте их вместе с другими членами семьи и вашим ребенком. Правила могут быть абстрактными («вести себя хорошо»), но лучше, если они будут конкретными (напр., «не произносить плохих слов»). Ознакомьте ребенка с правилами.

    При несоблюдении правил следует наказание. Наказание не должно быть физическим! Это может быть лишение ребенка определенных благ или хорошо действует «правило тайм – аута». Если вы видите, что ребенок «выходит из берегов», то сначала следует предупреждение. Если он нарушает правило(а), то его отводят на «место для шалунов», и объясняют почему он наказан и сколько он здесь пробудет. Если ребенок кричит, плюет и т.п., игнорируйте его. Не надо лишних слов! Сохраняйте спокойствие и невозмутимость. По истечении времени наказания подойдите к ребенку и спросите: «Знает ли он, почему здесь оказался?» (ответ). «Я бы хотела, чтобы ты извинился».

    Соблюдение правил неукоснительно для всех членов семьи. Лучший способ научить чему – либо, это показать на собственном примере.

    Наказание следует сразу после проступка. Не используйте слов: «Вот я тебе сейчас покажу…» за которыми ничего не следует.

    Соблюдайте всегда четкий режим и распорядок дня в будни и в выходные, при любых обстоятельствах.

    Если ребенок обзывает вас, то это должно быть занесено в правила – запреты, при нарушении->наказание или игнорируйте ребенка, сказав ему, что если он так говорит или считает, то «я не желаю с тобой общаться».

    Если ребенок капризничает и закатывает истерику, то:

а) обнимите его, прижав к себе и успокоив, вербализовав его эмоции («Я знаю, ты злишься, потому что…»)

б) оставьте ребенка в безопасном месте, лишив его зрителей.

8. Не ругайте, а критикуйте ребенка! Это значит сказать на проступок ребенка не «ты плохой мальчик (девочка)», а «ты хороший(ая), но сейчас ты поступил(а) плохо».

9. Хвалите своего ребенка при любой возможности, поощряйте его хорошее поведение.

10. Приучайте ребенка к самостоятельности. Распределяйте обязанности в семье. Пусть у каждого будет свой «фронт работы». И ребенок выполняет то, что ему по силам, участвует в обсуждении семейных проблем.

11. Давайте своему ребенку право выбора и прислушивайтесь к его мнению.

12. Придерживайтесь в семье единого стиля воспитания.

13. Не давайте ребенку «лазейки» в воспитании. Он не должен видеть:

а) что мама, папа говорит и требует одно, а делает другое;

б) что мама и папа придерживаются разных взглядов на воспитание или в процесс вмешивается бабушка, дедушка;

в) что сегодня это нельзя, а завтра можно;

г) сегодня за этим следует наказание, а завтра нет;

д) сегодня есть режим, а завтра вдруг нет.

14. Проводите время с ребенком плодотворно – в чтении, в обсуждении мультфильма, игре, совместной деятельности.

15. Если ребенок проявляет агрессивность, то ищите корни проблемы. Чаще проблем кроется в подражании нашему поведению или поведению героев мультфильма, игры. Корректируйте эту сферу. Никакого насилия ни в жизни, ни на экране. Учите добру, заменяйте игры, мультфильмы на альтернативные виды деятельности: чтение, лепка, игры, рисование.

16. Дайте выход агрессии в виде подвижных игр, спорта, искусства.

17. Не выясняйте отношения при ребенке!

18. Всегда озвучивайте свои эмоции («Я сержусь на тебя», «Я недовольна тобой», «Я обижена», «Я горжусь тобой») и учите ребенка этому же.

19. Знайте «острые углы» в общении с ребенком и старайтесь их сглаживать. Предвосхищайте «момент взрыва». Пресекайте плохое поведение на корню.

20. Если чувствуете, что сами готовы взорваться, остановитесь и посчитайте до 10. Умейте признавать свои ошибки, умейте извиниться перед ребенком и он научиться признавать, где он был не прав. Говорите друг с другом обо всем и чаще повторяйте, что вы любите своего ребенка.

Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования:

1-ое правило - начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2-ое правило - обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3-ое правило - прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4-ое правило - задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

5-ое правило - давайте возможность человеку спасти свое лицо.

6-ое правило - хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.

7-ое правило - создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8-ое правило - пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9-ое правило - делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

  • В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей.
  • Обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап.
  • И постоянно сравнивают.
  • Результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью.
  • Он может быть для вас как приятным, так и неприятным.

Совет 1

· Если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

· Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком - взаимопонимание

· Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид.

Совет 2

· Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства.

· Стратегия родителей - сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

Совет 3

· Удивляйте - запомнится!

· Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.

· Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.

Совет 4

· Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?

· Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.

· Только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры.

· И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

Совет 5

· Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.

· Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

· А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе.

· Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

Совет 6

· Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? -1,5 часа в неделю?!

· Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков.

· Подросток должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

Совет 7

· Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны.

· Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. (Деликатный разговор ).

Совет 8

· Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, - это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).

· Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.

· Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем.

· Умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.

· Роль взрослого человека состоит в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, научить его противостоять действительности, а не убегать от нее.

Совет 9

· Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути.

· Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Совет 10

· Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку.

· И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

Подростковый кризис или Как сберечь нервы и сохранить любовь?

«Был такой розовенький поросеночек, а выросло…» Помните эти слова из знаменитой оперетты? Вашему ребенку пошел второй десяток, и мысли о том, «что же выросло», начинают посещать вас все чаще. Настало «великое» время подросткового кризиса. И сам собой встал вопрос: «Куда делся милый малыш? И как же теперь общаться с тем, в кого превратился «розовенький поросеночек»?» В данной статье вы найдете практические рекомендации о том, как строить отношения с подростком в этот непростой период подросткового кризиса , чтобы уберечь свою нервную систему и не потерять контакт, теплоту и любовь с взрослеющим ребенком. Для того чтобы лучше понять предложенные здесь советы, нужно знать, на чем они основаны, т.е. иметь представление о том, что такое подростковый кризис.

Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»
Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать:

Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!
Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.

Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

Но вам стоит всегдапоказывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать. Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я на кухне».

Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения .Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.
Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама - моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой - подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога , который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.

Практические советы или правила поведения с лицами,
проявляющими склонность к суициду

У детей, предпринявших попытки суицида, длительный срок наблюдалась тяжёлая депрессия (96%), потеря интереса к жизни, усталость от жизни; потеря смысла жизни (46%), некоторые пережили смерть кого-то из родных или друзей; испытали непонимание окружающими, одиночество; несчастную любовь (10%).

Суицид - одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является «Убийцей № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет.

«Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.

По мнению специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намёком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. Кто-то из друзей всегда оказывается в курсе дела.

1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности подростка, не игнорируйте предупреждающие знаки.

3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.

4. Дайте знать, если хотите ему помочь, но не храните всё в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте подростка.

Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому. Помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Даже если вы молча посидите с ним - это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности.

7. Убедите подростка, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.

8. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.

9. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.

10. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Данный вопрос не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было. Когда подросток думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь пиковой точки эмоций, а затем преобразовать негативную энергию в позитивную.

11. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

12. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику.

Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы - вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт . Попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

Иногда единственной альтернативой помощью суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным. Госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье.

Депрессия — это серьезное заболевание, и страдают ею не только взрослые, но и подростки, и даже дети школьного и дошкольного возраста. Только внимательный родитель, вовремя обративший на это внимание и пришедший со своевременной помощью способен спасти жизнь собственного ребенка и предотвратить непоправимый шаг.

Больницы, конечно, не являются панацеей. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу.

Может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все, кто выжил после попытки суицида, говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Пока Вы живы, у Вас есть ЖИЗНЬ, а в ней есть ВСЕ!

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь , все мы должны ощущать любовь к себе.

Потребность любви - это:

Потребность быть любимым;

Потребность любить;

Потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Чаще всего родители обращаются к детскому психологу в случае изменений в поведении и состоянии ребенка. Они хотят, чтобы ребенок садился ужинать сразу, как только его позовут за стол, чтобы убирал свои игрушки и засыпал, как только ляжет в кровать.

Детский психолог начинает работать с родителями, а не с детьми, ведь часто они сами воспитывают ребенка таким образом, что впоследствии не могут справиться с ним самостоятельно.

Очень важно понимать, что родительский авторитет не безграничен. Родителям необходимо сформулировать для ребенка основные социальные и культурные правила, на которые ему надо ориентироваться, чтобы взаимодействовать с другими людьми. При этом не следует занимать позицию «над ребенком»: внушать ему свои представления о том, что он должен чувствовать, о чем ему нужно думать, какую профессию выбрать. От родителей часто можно услышать фразу: «Я лучше знаю, как тебе нужно», сопровождающейся другой: «Я желаю тебе добра, все это только ради тебя». Эта фраза – весьма распространенный способ манипулирования людьми, попытка заставить их делать то, что вы хотите. Чаще всего такие назидания вызывают у ребенка либо бурный протест и агрессию, либо чувство собственной беспомощности и незначимости, а это прямой путь к заниженной самооценке, зависимости и пассивности во взрослой жизни.

Родителям при всей их любви к детям иногда приходится быть строгими и запрещать делать то, что детям очень хочется (например, долго играть в интересные игры на компьютере, лакомиться множеством сладостей или зажигать в квартире спички). Главное помнить, что есть запреты, которые не следует нарушать, и есть ситуации, в которых необходимо позволять детям проявлять свою самостоятельность. Например, выбирая ребенку одежду, спросите его мнение или позвольте ему самостоятельно выбрать понравившуюся вещь.

Учитесь правильно разговаривать с детьми

Хвалите за поступки

Когда вы хвалите ребенка, будет нелишним, если вы объясните, за что именно. Ребенок будет лучше запоминать, что нужно сделать, чтобы порадовать маму, и будет стремиться делать это как можно чаще. В таких случаях полезно будет отметить его усердие, сказав: «Мне так приятно, когда ты сам моешь за собой тарелку!» или «Я очень рада, что ты сам садишься за уроки». О принципах позитивного воспитания детей, которое помогает развивать у них самостоятельность и находить силы для преодоления жизненных трудностей, нам рассказывала и известная телеведущая Оксана Федорова в пятом выпуске передачи «Мы-родители».

Наказывая, объясняйте

Ребенок имеет право знать, за что его наказывают. Если вы поставите его в угол и повысите на него голос, он будет сам искать причину, по которой с ним так обошлись. Часто дети в таких ситуациях думают, что это они плохие и потому заслуживают наказания. Родители, которые воспитывают ребенка таким образом, занижают его самооценку. Для ребенка родитель – непреклонный авторитет, и если мама или папа говорят, что ты плохой, значит, так оно и есть. В случае если ребенок совершил какой-то проступок, важно сказать ему об этом, желательно используя конструкции типа «Мне очень неприятно, когда дети не моют руки перед едой» или «Я очень сержусь, когда дети бьют других детей».

Дети хотят знать правила, по которым люди живут в обществе, и с удовольствием их выполняют. Например, в игровой деятельности они стараются неукоснительно следовать всем правилам и активно возражают против их нарушений. Поэтому всегда объясняйте правила, которые вы устанавливаете, и сами не забывайте следовать им, ведь дети будут брать с вас пример.

Уважайте мнение ребенка

Ребенку с раннего возраста необходимо давать понять, что родители относятся к его мнению с вниманием и уважением. Воспитание в диалоговой форме способствует личностному развитию ребенка, развитию сознания и самосознания его личности, утверждает психолог Тамара Флоренская.

В седьмом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» мы расскажем вам о том, как важно демонстрировать свою любовь малышу, быть ответственным и терпеливым родителем.

Будьте честными с детьми

Дети очень чувствительны к обману. Родители часто спрашивают у детского психолога, надо ли говорить своему ребенку, что он самый лучший, самый хороший, самый умный и так далее. С одной стороны, ребенок должен чувствовать, что вы его любите и принимаете, каким бы он ни был, что бы он не сделал. Но с другой стороны, – когда малыш пойдет в детский сад, а потом в школу, он узнает, что есть дети намного умнее его (так может сказать учительница) и обязательно найдутся те, кто сильнее его физически, или те, с кем больше хотят дружить. Можете себе представить разочарование ребенка, который был уверен в своем исключительном превосходстве над остальными. Тогда он приходит к логичному выводу, что родители его обманули.

Безусловно, ребенку следует чувствовать вашу любовь и поддержку, но если он что-то делает не так, нужно в спокойном и дружелюбном тоне честно объяснить это.

Будьте последовательны в своих требованиях

Еще одна распространенная ошибка, которую совершают родители, касается выполнения тех правил, которые они устанавливают. Если, например, родители постоянно напоминают ребенку, что за столом нельзя разговаривать, а сами непринужденно беседуют во время ужина, ребенок поймет, что правила можно легко нарушить. Поэтому детские психологи рекомендуют: если вы устанавливаете правила, соблюдайте их сами потому, что пример, который родители подают своим поведением, является значимым ориентиром для детей.

Так, в четвертом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка», психолог Сабина Кулиева рассказывает, почему необходимо уважать ребенка и его мнение, а также быть последовательными в его воспитании.

Общайтесь с ребенком на равных

Родители часто приходят к детскому психологу с вопросом: «Как сделать из своего ребенка выдающегося человека?». Такая формулировка содержит в себе ошибки, препятствующие этому благородному намерению. Помните, преследуя такую цель, вы можете отнять у малыша возможность стать самостоятельной и полноценной личностью, которая несет ответственность за свои поступки и находит свой путь в жизни согласно внутренним побуждениям.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете, как важно быть защитником для ребенка и позволить ему быть личностью.

Помогите ребенку стать личностью

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.

  • Вместо того, чтобы планировать жизнь ребенка на двадцать лет вперед, спросите себя: Каким он станет в будущем?»
  • Постепенно давайте ребенку свободу выбора, начиная с незначительных мелочей, вроде того, что он сегодня хочет на ужин – рис или картофельное пюре, какой мультфильм хочет посмотреть: про поросенка или про волка и зайца. Общаясь с ребенком таким образом вы не только учите его принимать самостоятельные решения, но и помогаете ему прислушаться к своим ощущениям, он начинает понимать, что ему нравится больше, а что – меньше. Сначала в еде, потом в игрушках, а затем и в своей жизни.
  • Учитесь слушать своих детей. Как часто бывает, что ребенок говорит родителям, что он обижен или скучает, а они не хотят выяснять причины этой проблемы. Взрослые быстро забывают, что значит быть детьми. С их позиции проблемы малыша – это пустяки, не стоящие внимания. Но для ребенка – это целая трагедия! Поэтому необходимо научиться уважать своего ребенка, это придаст ему в будущем уверенность в себе и своих силах.

Важно относиться к ребенку, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с представлениями о них у родителей. Тогда вы узнаете, какое это увлекательное занятие – вместе со своим ребенком заново открывать, как устроен мир, и учиться понимать себя и строить свою судьбу.

Анна Тоскина