Сформулируйте причины манипуляций в межличностных общений. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Приемы манипуляции в общении

В детстве практически каждый из нас слышал любимую мамину фразу: «Съешь еще ложечку – вырастешь большим и сильным». В школе нам говорили: «Если будешь учиться на двойки, то не найдешь приличную работу». Еще через пару лет частенько приходилось слышать от начальника: «Еще раз так опоздаешь на работу – оштрафую». Все это говорилось лишь для того, чтобы так или иначе воздействовать на вас или, проще говоря, манипулировать вами.

Причины манипуляции в общении могут быть разными. Известный американский психолог Эверетт Шостром даже выделил 5 основных причин манипуляций:

1) Недоверие . Причем у манипулятора отсутствует доверие как к себе, так и к окружающим.

2) Любовь , за маской этого чувства таится желание контролировать действия и чувства другого человека.

3) Неопределенность и риск . Из-за непредсказуемости жизни человек чувствует себя беспомощным, поэтому он стремится к сверхконтролю или же – противоположность этому – отказ от контроля.

4) Желание избежать болезненной интимности в отношениях. Кроме того, манипулятором движет страх затруднительного положения.

5) Необходимость одобрения окружающих . Манипулятор стремится любым способом добиться внимания.

Стоит учесть, что манипуляции могут использоваться как во благо, так и во вред. Важно научиться защищаться, чтобы вовремя раскусить манипулятора и не стать безвольной марионеткой в его ловких и цепких руках.

Если среди ваших знакомых есть манипулятор, то вы его легко отличите среди остальных по таким признакам, как:

  • он постоянно вас зовет куда-то, будь то безобидная прогулка по магазинам или рискованный митинг;
  • манипулятор ищет чужие недостатки, чтобы подтвердить свою состоятельность и скрыть неуверенность в себе. Для этого он давит на «больные места», постоянно одергивает вас и напоминает о ваших слабостях или промахах;
  • такой человек частенько «изливает вам душу» и «плачется в жилетку», чтобы вызвать у вас чувства жалости, злости, любви, страха…

Задумайтесь, нужен ли вам такой вот «друг»? Если человек постоянно жалуется на жизнь, рассчитывая, что его в конечном итоге пожалеют и утешат, то не стоит относиться к нему как к «жертве». Перед вами – «энергетический вампир», который отбирает жизненные силы, оставляя взамен пустоту, усталость и раздражение. Самое разумное – это не поддаваться на его провокации и стараться держать эмоции под строгим контролем. Примите «закрытую позу», скрестив, к примеру, руки на груди, или же представьте мысленно вокруг себя оболочку или ауру, которая предотвратит невыгодный для вас обмен энергией.

Учитесь не только слышать, но и слушать. Так, манипулятора можно поставить в тупик, если доказать, что в его фразах отсутствует логика. Такие люди больше всего боятся оказаться в неловком положении или быть осмеянными. Их бы можно по-человечески пожалеть, но делать этого не стоит, так как манипуляторы очень изворотливо могут использовать это чувство против вас самих. Если уж и хочется кому-то помочь, то сделайте это для тех, кто действительно этого достоин: возьмите домой бездомного котенка или отдайте вещи в приют для детей, оставшихся без родителей.

Получается, что общение само по себе – это своего рода манипуляция: осознанно или нет, но во время общения с друзьями, родителями или детьми мы стараемся вызвать определенную реакцию, чтобы добиться желаемой цели. Каковы бы ни были причины манипуляции в общении, не злоупотребляйте этим, так как бесконечное манипулирование не просто испортит ваши взаимоотношения с окружающими и близкими людьми, но и может привести к разрушению личности.

Скачать данный материал:

Я согласен с идеей Фредерика Перлза, что основная причина возникновения феномена манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении, – с другой... [...]

Не доверяя полностью своим силам, человек полагает, что его спасение в опоре на других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому он вступает на скользкий путь манипуляций с тем, чтобы посадить "других" на привязь, чтобы он всегда мог их контролировать и, при таком условии, больше доверять им. Он уподобляется ребенку, который съезжает с горки, уцепившись за край одежды другого, и пытаясь в то же время им управлять; или человеку, который отказывается вести машину, но пытается руководить шофером. Эту первую и главную причину манипулирования мы назовем недоверием . [...]

Эрих Фромм указывает на еще одну причину манипулирования. Он считает, что нормальные отношения между людьми – это любовь. Великие мировые религии призывают нас возлюбить ближнего как самого себя, но это как раз и составляет проблему. Многие ли знают, как возлюбить самого себя? Большинство даже не сознает, что при всем своем желании не смогли бы возлюбить ближнего, так как себя не любят .

Мы склонны полагать, что чем более мы совершенны и безупречны в глазах окружающих, тем сильнее нас будут любить. На самом деле ближе к истине обратное: нас любят тем больше, чем больше мы готовы принимать свои человеческие слабости. Однако заслужить любовь в любом случае не просто, так что ленивому манипулятору приходится довольствоваться ее жалкой альтернативой: он отчаянно пытается добиться безраздельной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему , манипулятору, думать так, как надобно ему , чувствовать то, что он хочет, – одним словом, превратить другого в вещь, свою послушную вещь.

Третью причину манипулирования предлагают нам Джеймс Бюдженталь и экзистенциалисты. Риск и неопределенность, говорят они, окружают нас со всех сторон. В любой миг с нами может произойти что угодно, этот мир непредсказуем. Сознавая условия своего существования в мире – свою "экзистенциальную ситуацию", – человек ощущает себя беспомощным .

Пассивный манипулятор в связи с этим занимает такую позицию: "Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну, так я не буду ничего контролировать вообще!" Как пишет Бюдженталь, "видя непредсказуемость своей жизни, он сдается и возводит чувство неспособности влиять на то, что с ним происходит, в ранг абсолютного закона. Он полностью превращает себя в объект" [3 ]. Пассивный манипулятор впадает в ступор, что усугубляет его беспомощность. Непосвященному может показаться, что с этой минуты пассивный манипулятор становится жертвой активного. Ничего подобного. Крики "Сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!" – не более чем уловка пассивного манипулятора. Как хорошо показал Перлз, в любой схватке между "попирающим" и "попираемым" почти всегда побеждает пассивная сторона. Общеизвестным примером может служить мать, которой "становится плохо", когда не может справиться с детьми. Ее беспомощность делает свое дело: дети становятся послушнее.

Активный манипулятор действует иначе: он использует беспомощность других. Устанавливая контроль над своими добровольными жертвами, он испытывает чувство глубокого удовлетворения, которое позволяет ему не замечать собственной беспомощности перед лицом мира .

"Взгляните, например, на родителей, которые не могут смириться с мыслью о том, что со временем их власть над детьми неизменно ослабевает и рано или поздно может исчезнуть вовсе, взгляните, как они отвергают и гонят прочь подобные мысли, теша себя светлой надеждой, что их бдительное око будет держать под контролем сих желторотых отпрысков, пока в нем не погаснет последняя искра жизни. И что им остается? Как им удовлетворить эту свою потребность и сделать детей зависимыми от себя? Как им подавить в детях столь опасное стремление к самостоятельности?" [4 ].

Обычно родители играют роль "попирающих", а дети подыгрывают им из позиции "попираемых". При таком раскладе особенно популярной становится поведенческая схема "если-то": "Если съешь картошку, то сможешь посмотреть телевизор", или: "Если сделаешь уроки, то сможешь покататься на машине". Ребенок овладевает этим приемом не менее успешно: "Если я помою посуду, то что мне за это будет?" "Если отец Джима разрешает ему по выходным кататься на машине, то почему мне нельзя?"

Настоящий активный манипулятор в ответ мог бы просто рявкнуть: "Делай, как я сказал, и никаких вопросов!" В бизнесе такая реакция встречается сплошь и рядом: "Мне принадлежит 51 процент акций компании, и они будут носить ЭТУ униформу, потому что Я так хочу!" Помню, основатель колледжа, где я когда-то учился, говорил: "Мне все равно, какого цвета эти здания, пока они голубые".

Четвертая возможная причина манипулятивного поведения приводится в работах Джея Хейли, Эрика Берна и Вильяма Глассера. Работая с пациентами, больными шизофренией, Хейли обнаружил, что они боятся близких отношений с людьми, стараются не вступать в такие отношения и избегают самой возможности их возникновения. Берн предположил, что люди начинают играть друг с другом в игры, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать близости . Глассер, в свою очередь, выдвинул гипотезу о том, что одним из основных человеческих страхов есть страх вовлеченности . Исходя из этого, манипулятора можно определить как человека, который пытается избежать близости и вовлеченности в отношения с другими людьми , и поэтому взаимодействует с ними посредством определенных ритуалов.

Наконец, пятую возможную причину манипуляции назвал Альберт Эллис. По его словам, на раннем этапе взросления каждый из нас приходит к некоторым ложным выводам о том, что представляет собой жизнь, и начинает затем соответствующим образом себя вести. Один из таких выводов гласит: нужно, чтобы нас все одобряли [5 ]. Пассивный манипулятор, полагает Эллис, строит свою жизнь именно на этой глупейшей аксиоме, и поэтому принципиально не желает быть честным и откровенным с окружающими, стараясь всеми правдами и неправдами угодить им.

Многие люди считают, что манипулирование связано с их силой.

И это – довольно большое заблуждение!

Для этого надо увидеть причины манипуляции и возникновения желания манипулировать.

Если такое происходит раз от разу, он понимает: "Меня не любят!"

Получается замкнутый круг: если меня не любит самое родное и близкое существо, значит, я не достоин Любви!

Человек, который не научился любить себя, не сможет дарить Любовь!

Такой ребенок не представляет, что можно получать Любовь просто так, по праву своего рождения!

А ведь Любовь - самая важная и самая главная потребность всего живого на Земле!

Все стремятся к ней!

Человек, который не дополучил Любви в детстве, также нуждается в ней, но не верит, что такое возможно. Жизнь доказывала ему обратное!

И тогда он начинает манипулировать. Стратегии могут быть разными:

- Кто-то прячет боль своего сердца за "железобетонным панцирем". И становится холодным и расчетливым кукловодом. Не хотите меня любить, значит, значит, я буду управлять вами! И получать внимание к себе любыми способами!

- Кто-то добивается Любви, выбирая роль Жертвы.

- Кто-то ее отвергает, боясь, что отвергнут его….

Еще одна причина манипуляции - Лицемерие и Ханжество

Уже к 1,5 годам ребенок усваивает большую часть родительских программ. Пока ребенок маленький, родители для него все равно, что - Боги. Он верит безоговорочно всему, что они говорят!

И вот здесь и начинается манипуляция (часто неосознанная) со стороны родителей.

- Если ты не будешь хорошим мальчиком (девочкой), мы тебя не будем любить!

Основное послание: "Любовь надо заслужить! Ты должен соответствовать!"

Проходит совсем немного времени, и это послание возвращается назад: "Если вы это не сделаете (не купите), то я…….."

Очень часто "хорошие мальчики и девочки" не умеют строить отношения в семье. И партнера подбирают полярного (Хороший - Плохой).

Даже в своей семье человек по-прежнему боится показать себя - настоящего. Он избегает проявлять свои эмоции, желания, устремления, прямо высказываться, выяснить отношения.

Знаю такую семью. На первый взгляд она производит впечатление крепкой и дружной. Если понаблюдать за отношениями этой пары внимательнее, иллюзия рассеивается. Жена все время делает "хорошую мину при плохой игре", и по- прежнему играет роль "хорошей девочки", терпеливо снося нападки и оскорбления мужа. И в то же время, с мазохисткой настойчивостью сама же их и провоцирует. Это происходит бессознательно. Сама она этого не замечает, а со стороны видно.

Эта игра: "Я - хорошая, ты – плохой! "длится много лет, и, похоже, они уже свыклись, и не собираются ничего менять. Хотя счастливыми их назвать трудно.

Вот только своим двоим сыновьям они оставили не лучшее наследство: те впитали похожую модель отношений.

И хотя они - отличные ребята - оба - в разводе! Их отношения закончились быстро и удивительно похожи на отношения в их семье. Только теперь они - жертвы, а роль "плохих девочек" досталась их женам.

Конечно, не всегда последствия бывают столь печальны. Но, так или иначе, установка "Я должен заслужить! " встречается довольно часто, и доставляет ее обладателю немало проблем и сложностей во взрослой жизни.

Есть и другие причины манипуляции.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

Лучший пример такого конфликта - взаимоотношения между работодателем и рабочим. Например, работодатель заменяет индивидуальное самобытное мышление правилами торговли. Он явно не доверяет этого дела продавцу и не позволяет ему проявлять самодеятельность. Продавец должен стать орудием в руках своего босса, что, разумеется, наносит непоправимый удар по целостности его личности. Покупатель, который общается уже не с человеком-продавцом, а со слепым исполнителем воли хозяина, тоже оказывается оскорбленным и униженным.

Есть и другая сторона проблемы. Рабочий в современном обществе имеет тенденцию быть нахлебником, охотником за дармовщиной. Он требует множества прав и привилегий, не сделав почти ничего. Он не станет в качестве утверждения собственной состоятельности доказывать свои способности, свое мастерство. Нет. Ему должны просто потому, что должны. Таковы его аргументы.

Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им больше. Это похоже на ребенка, который съезжает по скользкой горке, уцепившись за край одежды другого, и в то же время пытается управлять им. Это похоже на поведение второго пилота, который отказываемся вести самолет, но пытается руководить первым пилотом. Короче, эту - первую, и главную, - причину манипуляции мы назовем Недоверием.

Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования. Он считает, что нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.

Великие мировые религии призывают нас любить ближнего своего, как самого себя, и вот тут заколдованный круг нашей жизни замыкается. Современный человек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.

Мы придерживаемся лжепостулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. Это почти прямо противоположно истине. В действительности чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях (но именно в человеческих), тем больше нас любят. Любовь - это победа, достичь которой нелегко. И в сущности ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви - отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет, думать то, что ОН хочет, чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.

Третью причину манипуляций предлагают нам Джеймс Бугенталь и экзистенциалисты. «Риск и неопределенность, - говорят они, - окружают нас со всех строи». В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. Поэтому пассивный манипулятор занимает такую позицию: «Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать!»

С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию, полностью превращает себя в объект, что многократно усиливает его беспомощность. Несведущему человеку может показаться, что с этой минуты пассивный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Крики: «Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите!» - не более чем трусливый трюк пассивного манипулятора. Как доказал Перлз, в любом жизненном конфликте между «собакой снизу» и «собакой сверху» побеждает пассивная сторона. Универсальным примером может служить мать, которая «заболевает», когда не может справиться с детьми. Ее беспомощность делает свое дело: дети становятся послушнее, даже если они этого не хотели раньше.

Активный манипулятор действует совсем другими методами. Он жертвует другими и откровенно пользуется их бессилием. При этом он испытывает немалое удовлетворение, властвуя над ними.

Родители, как правило, стараются сделать своих детей максимально зависимыми от себя и крайне болезненно относятся к попыткам детей завоевать независимость. Обычно родители играют роль «собаки сверху», а дети с удовольствием подыгрывают им как «собаки снизу». При таком раскладе особенно популярной становится поведенческая техника «если - то».

«Если ты съешь картошку, то сможешь посмотреть телевизор».

«Если сделаешь уроки, то сможешь покататься на машине».

Ребенок столь же успешно овладевает этой же техникой:

«Если я подстригу лужайку, то что я получу?»

«Если отец Джима разрешает ему уезжать на машине в субботу и воскресенье, то почему ты запрещаешь мне это?»

Как повел бы себя настоящий активный манипулятор в подобной ситуации? Он заорал бы: «Делай, как я сказал, и не приставай ко мне с дурацкими вопросами!» В бизнесе такая реакция встречается сплошь и рядом: «Мне принадлежит 51 процент капитала, и они будут носить ЭТУ униформу, потому что Я так хочу!» Помню, основатель колледжа, где я когда-то учился, говорил: «Мне все равно, какого цвета эти здания, раз они голубые». Он был прекрасным человеком и прекрасным активным манипулятором.

Четвертую причину манипуляций мы разыскали в работах Джея Хейли, Эрика Берна и Вильяма Глассера. Хейли во время длительной работы с шизофрениками заметил, что они более всего боятся тесных межличностных контактов. Берн считает, что люди начинают играть в игры для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимности. Глассер предполагает, что одним из основных человеческих страхов является страх затруднительного положения.

Таким образом, мы делаем вывод, манипулятор - это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

И, наконец, пятую причину манипуляции предлагает нам Альберт Эллис. Он пишет, что каждый из нас проходит некую жизненную школу и впитывает некоторые аксиомы, с которыми потом сверяет свои действия. Одна из аксиом такова: нам необходимо получить одобрение всех и каждого.

Пассивный манипулятор, считает Эллис, - это человек, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старающийся угодить всем, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.

Хочу подчеркнуть, что под манипуляцией я подразумеваю нечто большее, чем «игру», как это описано у Эрика Берна в книге «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры». Манипуляция - это скорее система игр, это - стиль жизни. Одно дело единичная игра, цель которой избежать затруднительного положения; и другое дело - сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром. Манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других.

Например, жена-Тряпка все свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все ее жизненные невзгоды. Это не отдельная случайная игра, это - сценарий на всю их совместную жизнь. До некоторой степени этот же сценарий разыгрывается в большинстве семей, включая мою и вашу, хотя роли могут быть и обратными.

Что касается индивидуальных игр, то их великое множество. Берн фиксирует, например, такие: «Бей меня!», «Торопливая», «Смотри, как я стараюсь». Все они направлены на то, чтобы скомпрометировать мужа. После того как она спровоцировала его на ругань и понукание ее, она всеми силами будет убеждать его, какой он мерзавец. Ее манипулятивная система может быть названа «Собирание несправедливостей».

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Глава 9 Как распознать приемы манипуляции и контроля

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Глава 3 Причины тревоги Тревога - феномен, остающийся во многом непонятным, несмотря на огромное количество посвященных этой проблеме исследований в психологии, психиатрии и физиологии. Но главное даже не в том, что тревога остается непонятной и неясной, дело в том, что

Из книги Синдром Мэрилин Монро автора Израэльсон Сьюзен

ГЛАВА 1 Причины КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯНасколько я помню, в детстве я всегда завидовала своему двоюродному брату Крису. По словам моей матери, лучше него на свете никого нет, – ну просто святой и всё тут. Она частенько повторяла, что хоть сейчас с удовольствием променяла бы

автора Шостром Эверетт Л.

Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции Взаимоотношения между двумя людьми можно назвать актуализирующими, если при этом устанавливается связь между их «ядрами». Под «ядром» мы подразумеваем внутреннюю сферу потенциалов. Это внутреннее ядро по-другому можно

Из книги Человек - манипулятор [Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации] автора Шостром Эверетт Л.

Глава 16. От манипуляции к актуализации Как стало понятно из предыдущих глав, существует парадокс в том, что за актуализацию нельзя бороться, актуализатором можно стать лишь тогда, когда полностью признаешь свои манипуляции. Поэтому я завершаю эту книгу повествованием

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Глава 10 Как противостоять попыткам манипуляции Родственники, друзья, соседи, коллеги и даже просто посторонние люди постоянно пытаются заставить вас делать то, чего вам не хочется, прося вас об этом еще и еще, приводя массу убедительных доводов и критикуя вас за отказ. Они

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

Глава 4. Психологические манипуляции как тайное принуждение личности 4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности.Рассматривая понятия, отражающие способы и проявления тайного принуждения человека как

Из книги Преступный человек [Сборник] автора Ломброзо Чезаре

Из книги Политическая преступность автора Ломброзо Чезаре

Из книги Как быть счастливой женой? автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 6 Насколько плохи манипуляции? Каждый раз, когда я пишу об умении манипулировать, мне приходит несколько возмущенных писем, где меня пытаются убедить, что манипуляции – это плохо, подло, безнравственно и неприлично.Кто решил, что уметь манипулировать собой и другими

Из книги Переговорная книга быстрых рецептов автора Коткин Дмитрий

Глава 5 Как распознавать манипуляции и быстро обезвреживать

автора

Глава 2. «Анатомия и физиология» манипуляции сознанием Человек – существо социальное. Только боги и звери могут жить вне общества (Аристотель). Индивидуум – это абстракция, которая сложилась в XVII веке при возникновении современного западного общества. Само латинское

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием § 1. Технология манипуляции как закрытое знание Иногда говорится, что манипуляция сознанием есть «колонизация своего народа». Постепенно, по мере накопления знания о человеке и его поведении, складывались доктрины

автора Большакова Лариса

Глава 1. Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Глава 2. Сферы, в которых чаще всего осуществляются манипуляции Манипуляторы могут встретиться нам где угодно, но их подход будет отличаться в зависимости от того, что им от нас нужно – к примеру, заставить выложить свои кровные за откровенно ненужный продукт по

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Глава 6. Стратегии защиты от манипуляции В научной монографии Е. Л. Доценко «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» формулирует ряд стратегий, которые помогут уйти от манипуляций. Автор обращает внимание на то, что психологическая защита строится по тем же

Одним из процессов, порождающих деструктивную зависимость от каких либо факторов, является манипуляция, как вид скрытого психологического воздействия, которая ведет к возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями. После такого воздействия личность уверена, что самостоятельно принимает решения и действует в соответствии со своими желаниями, хотя это не так. Это всего лишь иллюзия самостоятельности. Желания уже часто бывают сформированы другим субъектом. Таким образом, манипуляция выступает в качестве основного этапа в процессе формирования деструктивной зависимости личности от чего либо, организуемого другим субъектом.

Существует другое определение манипуляции как искусственного процесса создания субъектом иллюзий об окружающей действительности или о себе, воспринимаемых другим субъектом или самим создателем. Таким образом, если вы видите, что есть такие люди, которые создают такие иллюзии, то значит они манипулируют. Например, если вы видите, что личность создает какие-то иллюзии о себе искусственно, значит это уже манипуляция. Альтернатив нет.

Пример. Реклама и кинематограф, как некий субъект, благодаря скрытому воздействию на подсознание формирует потребности далекие от актуальных потребностей зрителей. Так на определенном этапе наркотики, алкоголь, пиво и сигареты не являются актуальными потребностями подростка и он пробует их исключительно благодаря искушению вызванному скрытому психологическому воздействию кино или рекламы. Лишь только в дальнейшем желание наркотических средств возникают благодаря физиологической потребности подростка. А это уже есть деструктивная зависимость. Таким образом, манипуляция со стороны СМИ выступает в качестве некоей затравки к деструктивной зависимости от наркотических средств: наркотиков, алкоголя, пива и табака.

1.3. Откуда возникают манипуляции?

Манипуляции - деструктивный процесс. Поэтому стоит ли этому уделять внимание? Стоит, хотя бы в целях защиты от нее.

Откуда они берутся? Для ответа на этот вопрос необходимо четко обозначить главные причины того, почему мы манипулируем, почему мы обманываем, почему вообще это имеет место. Почему мы живем в мире иллюзии, обмана, заблуждения? Какие главные причины?

Первая причина манипуляции. Существует вечный конфликт человека с самим собой. Иными словами, мы себя не знаем. Мы не знаем: кто мы и что мы? Очень часто, настолько не знаем, что вводим себя в заблуждение, собой манипулируем, и, в конце концов, себя отдаем в руки различных манипуляторов. Лишь по прошествии некоторого времени мы можем понять: «Ах! Так я же себя обманывал всю жизнь. А кто же я?» А раз мы себя не знаем, себя заблуждаем, то согласно фундаментальному принципу психологии «внешнее через внутреннее», мы начинаем вводить в заблуждение других т.е. сами становимся манипуляторами. Поэтому, манипуляция первично сидит внутри нас и лишь потом она выходит наружу. По сути, в нас есть некий конфликт с самим собой, вызванный незнанием себя.

Вторая причина манипуляции. Социологические исследования на всей планете показывают, что люди больше не любят друг друга, чем любят. То есть вот мы сейчас смотрим друг на друга и больше не любим друг друга, чем любим. Так как большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, так как не любят самих себя. И эти выводы строго доказаны благодаря различным социологическим и психологическим исследованиях по всему миру. Хотя, безусловно, есть какой-то процент людей, для которых это несправедливо, но они в значительном меньшинстве.

Как же так, неужели я себя не люблю? Речь здесь идет не о той любви и эгоизме, которая нас как бы питает. Тут речь идет о том, когда я, вы, человечество по прошествии лет начинает понимать, что себя не любили. Поэтому в силу каких причин вы должны любить других? Это опять таки следствие фундаментального принципа психологии, который гласит, что внешнее всегда проявляется через внутреннее. К этим выводам пришли независимо американские, российские и европейские психологи.

Третья причина манипуляции. Это присутствие вечного риска и неопределенности вокруг нас - мы беспомощны перед смертью. И действительно, как бы там ни было, истина одна и судьба одна и от нее не уйдешь. И, поэтому человек себя начинает тешить разными иллюзиями, обманами. Это наша полезная для выживания способность. На то мы и люди, а не животные. Мы умеем оптимистично создавать себе различного рода представления и иллюзии, и таким образом, находить смысл этой жизни. Кто не умеет этого делать, тот начинает болеть, у них чаще бывает плохое настроение, пустота, и, в конце концов, многие именно поэтому начинают потреблять алкоголь ли наркотики. По мере потребления они все больше и больше теряют способность жить благодаря собственному настроению т.е. сами по себе. Поэтому систематически начинают искусственно себя подталкивать, чтобы было настроение хотя бы на некоторое время. Им хочется иметь настроение просто так, от природы, как у ребенка, но искусственным путем. Ведь все мы рождаемся опьяненными от природы, поэтому все дети находят много ценностей в вещах, которые казалось бы не имеют смысла. У ребенка преимущественно прекрасное настроение. Как трезвый смотрит на пьяного и удивляется, тому, что он находит какие-то смыслы в бессмысленных вещах («феномен пьяного базара»), так и взрослый смотрит на ребенка, который в простых вещах находит значительные ценности.

Четвертая причина манипуляции. Люди обманывают, чтобы управлять эмоциями и избегать интимности, боясь затруднительного положения. Действительно, если при общении, очень близко начинаешь приближаться к человеку, то начинается определенное противодействие. Об этом, Фрейд писал очень подробно. Он называл это защитой. Очень близко мы не можем подпускать другого человека. Так у нас заложено. Но, в конце концов, мы не можем обнажать свои чувства и многие за всю свою жизнь так и не могут научиться глубоко и открыто дышать т.е. спокойно и свободно выдыхать воздух. Часто это происходит от ощущения, скованности, самообмана и т.д. Кстати говоря, поэтому многие и употребляют алкоголь или наркотические средства. «Поддал», потребил и вот он каков - свободен! Сейчас он будет ползать по полу. Если не пьет, то начинает чувствовать эффект «мозги в тисках», скованность, жадность и т.д. От этой скованности многие молодые люди даже влюбиться боятся. Как сказал один молодой человек: «Выпил литр пива, теперь можно любить».

Пятая причина манипуляции. Человек всю жизнь учится сверять свои действия с другими людьми, ищет одобрения всех и каждого, вводя в заблуждение себя и других. И самое главное, эти-то другие часто оказываются манипуляторами. Вы сверяетесь с кем-то, а они оказываются манипуляторами. Вот и сверяют наши дети часто свои действия по своим родителям-алкоголикам.

Шестая причина манипуляции. Сексуальное овладение. Ради него субъект идет на все ухищрения. Так например, мужчины манипулируют женщинами, а женщины мужчинами.

Седьмая причина манипуляции. Стремление к власти. У нас есть такая жажда у большинства - стремление к власти, поэтому мы и манипулируем.

Таким образом, манипуляция возникает как объективный процесс, желаем мы этого или нет. Это неотъемлемая черта человека. Если у человека нет в жизни манипуляций, то человеком его назвать трудно. Такой субъект является либо святым, либо психбольным (синдром патологического альтруизма). Святые конечно где-то есть. Но практика показывает что, в большинстве случаев «живые святые», в которых мы верим, через некоторое время проявляют себя чисто по человечески. Эти духовные манипуляторы тоже «любят кушать» и тоже мечтают о чем-то земном и грешном. Приходилось наблюдать то, как некоторые из них «пожирают» своими глазами красивых женщин, будучи в этой связи аскетами. Часто они правильно говорят, но глаза выдают их. Отсюда и значительный процент нетрадиционной сексуальной ориентации среди священников. Вообще, духовные манипуляции самые опасные для человека. Именно там необходимо искать истоки преступных сект и деструктивных религиозных движений.

Для чего мы даем различные определения манипуляции? Для того чтобы в будущем мы научились выявлять манипуляции т.е. умели по разным признакам определять манипуляцию и защищаться от нее. А знание о ней - это уже защита.

Сейчас мы рассмотрим тему о том, какие бывают манипуляции. Если все манипуляции, существующие в мире собрать воедино, то получится четыре группы:

1. Самая низшая, самая простейшая манипуляция - витальная или жизнеобеспечивающая. Их впервые прекрасно описал Зигмунд Фрейд. Он обнаружил, пациент защищается, сопротивляется, не дает возможности проникнуть в истину о нем. Это происходит автоматически на подсознательном уровне. Они позволяет нам выживать. Для чего? А зачем человеку отдавать все свои мозги психоаналитику, который может их «разобрать» и нечаянно не собрать? Поэтому и возникает природная защита. По сути дела природа нас страхует. К чему нам разлагать свое сознание по крупицам и доверять этот процесс постороннему человеку. Ладно, если мы уже «разложены» и действительно нуждаемся в помощи психоаналитика, чтобы «собрать» свое сознание.

2. Межличностная манипуляция . Это слово говорит само за себя. Мы манипулируем друг другом каким-то образом, при это личность воздействует на другую личность. Все это прекрасно изложено, например, в книге Эверета Шострома «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», а также в книге Эрика Берна «Люди, играющие в игры». Согласно Эрику Берну вся наша жизнь - игра по какому-то сценарию. У каждого из нас свой сценарий. Все мы играем какие-то роли в зависимости от того, где мы находимся: в одном месте одни, в другом - другие, в третьем - третьи. И для того чтобы достигнуть своих целей, мы везде разные. Эрик Берн выделяет в личности три структуры: это некие условные Взрослый, Родитель и Ребенок.

В нас сидит Взрослый - это наша ответственность и независимость. Ведь мы поступаем иногда в соответствии с самим собой, мы сами решаем за некоторые вещи. Но в то же время мы живем по инструкции: этого нельзя - мама не велела, в книжках написано вот так, люди советуют вот так. Иными словами, часто мы живем по каким-то правилам. Это и есть наш внутренний Родитель. И, наконец, в нас сидит еще внутренний Ребенок, который всегда говорит нам: «Хочу!». Помните фильм «Мимино»: Ларису Ивановну хочу (разговор по телефону). Хочет он ее и все. Вот это есть внутренний Ребенок главного героя, которого исполнил Вахтанг Кикабидзе. По сути своей - это слабости наши, необузданность.

И вот теперь представьте себе - две личности взаимодействуют. У одной свой Родитель, Ребенок и Взрослый и у другой те же составляющие. Отсюда и получаются различные игры. Какие могут быть игры: родитель-родитель, ребенок - ребенок, родитель - ребенок, взрослый - взрослый и т.д. Такое рассмотрение межличностного общения может помочь в выявлении различных манипуляций.

Пример. Сын ругается с матерью по поводу того, что стал пить водку: «Мама я уже большой и сам могу решать пить мне или нет. Все же пьют и ничего. Ты от жизни отстала. Давай деньги на бутылку».

В этом случае молодой человек играет роль Взрослого, направляя его ко Взрослому своей матери. В действительности он направляет своего Ребенка, идя на поводу своих слабостей (желания опьянения).

3. Манипуляция в деятельности. Практика показывает, что в большинстве случаев в основе, в основе успеха в различных видах деятельности и бизнеса, лежит феномен эффективной манипуляции .

4. Манипуляция при самосознании. Это по сути своей процесс создания личностью о себе некого иллюзорного Я. У нас есть собственное представление о том, какие мы. А правильно оно или нет, неизвестно? Мы его формируем, шлифуем в процессе общения, но очень часто это иллюзорное Я мы создаем таким, каким нам хочется видеть его и создавать. Конечно легче жить с таким Я. Если личность согласна с таким Я, то она с ним и живет. Ну и хорошо. Или наоборот, некоторые создают себе маленькое Я, т.е. вгоняют себя в состояние с пониженной самооценкой и тоже живут. Это и есть манипуляция самосознания. Все это проблема иллюзорного Я. Многие психологические проблемы и заболевания возникают из-за иллюзорного Я т.е. проблемы ненахождения себя.

Пример. Вечеринка. Один из гостей дает оценку вреда алкоголя. Через некоторое время он же об алкоголе говорит иначе, а еще через некоторое время он опять о водке говорит отличное от того, что говорилось им же ранее и т.д. Почему это происходит? Потому, что в одном случае он говорил от имени общества анонимных алкоголиков, в другом случае как душевнобольной, в третьем случае, как налогоплательщик, а в четвертом, как начальник, а в пятом как участник очередной попойки, замаскированной под вечеринку. И каждый раз по-разному, но об одном и том же.

Пример. Мужчина - брачный аферист. Разные жены говорят о нем по разному. Оказывается он такой разный. У него имело место разное иллюзорное Я в зависимости от женщины и ситуации.

1.4. Манипуляции между мужчиной и женщиной

Пример. Вечером, дочка кое-как сделала уроки и выставила подготовленный портфель в коридор. Папа выходит в коридор, видит портфель, но кричит жене: «Жена, смотри, дочь что вытворяет. Портфель выставила из своего кабинета, чтобы не делать уроки, чтобы не приставали к ней». Он не обращается к дочке, а обращается к жене. Появляется жена, смотрит на дочку и говорит: «Какой у тебя папа молодец, правильно рассчитал, а я уж было в своем муже-пьянице разочаровалась, а он, оказывается, еще не совсем конченный человек и прекрасно знает свою дочь». Затем все вместе рассмеялись.

Здесь были манипуляции? Конечно, были. Потому они и рассмеялись, что все осознали свои истинные намерения. Действительно, отец сначала воздействовал на дочь через мать, делая вид, что не обращается к дочери. Дочь - бедняжка, смотрит на отца и на мать, как они о ее портфеле обсуждают. Мама воздействует одновременно и на дочь, и на отца. Она начинает воздействовать на отца, чтобы он немножко загордился и не потреблял алкоголь, ну и заодно на дочь.

В целом если взять всю практическую психологию, то она преимущественно состоит, из психологии манипуляции. И лишь остальное занимает психология целостного подхода, то есть та психология, которая стремится к истине.

Пример. Молодой человек приходит к своей подруге, но та запланировала куда-то идти. Парень берет бутылку пива и начинает пить. Девушке тоже хочется. Парень не говорит пей, но наливает девушке и улыбается. Та начинает ругаться, что он на нее воздействует: «У нас же есть планы, мы же вчера уже напились, пить-то зачем?» И вновь как и ранее они напиваются сначала пива, потом водки.

Есть ли манипуляция в вышеприведенном примере? Здесь манипуляции нет. Потому, что девушка разоблачила парня, хотя у парня цель достигнута.

Вообще существуют тысячи приемов манипулирования женщиной мужчины, мужчиной женщины.

Пример. Молодой человек познакомился с девушкой. При знакомстве инициатива шла от него, хотя возможно это ему кажется. Если девушка сама того не замечая идет по той программе, которую ведет молодой человек, то, конечно же, она будет уверена, что сама полюбила, сама решила. Это манипуляция со стороны парня.

А если она раскусила его, сказав себе «смотри, как примитивно манипулирует». В этом случае манипуляции нет, а идет двойная игра. Кто кого переиграет, тот в конце концов и есть манипулятор.

Конечно же, бывают ситуации, когда при знакомстве вообще отсутствует манипуляция.

Пример. Общается молодая пара. Они увидели друг друга и молчат так, как будто тысячу лет уже знакомы. Они понимают друг друга с полуслова.

В вышеприведенном примере имеет место процесс противоположный процессу манипуляции, представляющий собой чувственное общение. Что это такое? Это взаимодействие двух чувствующих и понимающих друг друга субъектов. Если вы как субъект общаетесь с другим человеком, это значит, вы переживаете все то, что переживает он и даже знаете его мысли. Вы сочувствуете, вы влюблены, и живете миром вашего собеседника.. Это, конечно же, чистейшей воды чувственное общение . Манипуляция в этом случае равна нулю. Но вдруг на каком-то этапе начинается разочарование, в результате которого, один субъект начинает относиться к другому с какими-то целями, программами т.е. преследуя потребительские и иные эгоцентрические задачи: жениться, выйти замуж, обогатиться, поехать заграницу и так далее. Например, некоторые супруги во время женитьбы, преследуют очень прагматические и узкие цели. Начинаются манипуляции. И начинаются они в силу того, что в открытую эти прагматичные цели произносить в адрес спутника бывает не удобно. С этого момента феномен субъекта и с той, и с другой стороны, падает. Иными словами, с этого момента субъект начинает относиться к своему спутнику как к средству. Это и есть один из признаков наличия манипуляции.

1.5. Психология иллюзионизма

В целом процесс формирования деструктивной зависимости личности от чего либо подчиняется универсальному принципу иллюзионизма, ранее нами изученному . В чем он заключается? Для более ясного понимания рассмотрим иллюзионизм фокусника. Он включает в себя три основные этапа:

1. ПАЛЬМИРОВКА (Пальмировать - значит спрятать в ладони.)

Это подготовительный этап, включающий:

а) Подготовку сценического фона (маскирующего контекста).

б) Подготовку и маскировку того «сюрприза», который позже должен получить заблуждаемый.

Маскировка делается так, чтобы во время следующего этапа заблуждаемый не смог догадаться о наличии «сюрприза».

в) Исследование зрителя, которого собираются ввести в заблуждение и владение информацией, которой он не знает. Именно на этом этапе иллюзионист - манипулятор выбирает окончательный алгоритм своих последующих действий, изучает слабые места зрителя(мишени воздействия), в частности желание манипулируемого обманываться.

2. ПАССИРОВКА ИЛИ МАНИПУЛЯЦИИ - это сам процесс введения в заблуждение, представляющий собой обманные движения и пассы. (Пассировать - значит создавать иллюзию пустых рук и перемещение предмета из одной руки в другую). Иными словами, это блеф т.е. действия, направленные на то,чтобы зритель поверил в обман. Этот этап включает в себя:

а) отвлекающие, завлекающие, заблуждающие действия руками, телом, глазами и т. п. (передача ложной невербальной информации).

б) Действия, направленные на вхождение в доверие (общение по определенному сценарию и передача ложной вербальной информации.) Например, иллюзионист может дать проверить свои реквизиты зрителям, чтобы они убедились, что в них нет никакого секрета, хотя это не так.

По сути своей пассировка является манипуляцией, представляющей собой вид скрытого психологического воздействия, которое ведет к возбуждению у зрителя намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями. Поэтому зритель действует (например, отвлекается или побуждается к чему либо) казалось бы самостоятельно и из своих соображений, а в действительности его ведет фокусник. Это всего лишь иллюзия самостоятельности.

3. ШАНЖИРОВКА - заключительный этап в действиях фокусника, при котором происходит подмена одного предмета другим. Иными словами, предмет незаметно заменяется на «сюрприз», который предварительно был пальмирован и пассирован. На этом этапе зрителю преподносят «сюрприз» от которого он испытывает переживание и поэтому фокус, как результат иллюзионизма, можно считать состоявшимся. (Отметим, что иногда фокус заканчивается «саморазоблачением», которое в конце концов является также шанжировкой, так как истинный секрет фокуса подменяется ложным.)

Таким образом, иллюзионизм фокусника включает в себя пальмировку пассировку (манипуляцию) и шанжировку.

Теперь рассмотрим иллюзионизм на примере действий наркоманипулятора и будущей его жертвы из которой он хочет сделать наркозависимую марионетку. В дальнейшем, наркоманипулятором мы будем называть субъекта, который в силу определенных выгодных для него целей, с помощью обмана, манипуляций и других средств, привлекает личность, ранее не потреблявшую наркотические средства, к их потреблению.

В этом случае пальмировка представляет собой подготовительный этап перед началом воздействия наркоманипулятора на будущую жертву. На основании анализа деятельности различных наркоманипуляторов мы пришли к тому, что в большинстве случаев пальмировка включает в себя:

  1. Создание соответствующего контекста для более эффективного воздействия наркоманипулятора на жертву.
  2. Разведка и психодиагностика, проводимая для более правильного выбора мишеней (слабых мест, интересов, потребностей, психических характеристик), методов и алгоритмов воздействия.
  3. Выбор мишеней воздействия («кнопочки и ниточки» за которые можно будет дергать будущую жертву).
  4. Выбор методов и алгоритмов воздействия.
  5. Сокрытие воздействия.

Рассмотрим вышеприведенные этапы подробнее.

1. Физические условия от которых зависит более эффективное манипулятивное общение наркоманипулятора с будущей жертвой включает в себя: место общения (на дискотеке, на природе и т. д.), воздействующие запахи и наркоблаговония, интерьер для создания определенных иллюзий и т. п.

Наркоманипулятор создает и культурный фон на котором разговаривают жертва и наркоманипулятор: язык, национальные традиции, культурные нормы, стереотипы восприятия, предрассудки и т. п.

И наконец, важен групповой контекст - совокупность переменных общения, задаваемых со стороны членов группы, состоящей из уже потребляющих наркотики и новичков. Этот контекст формируется под руководством наркоманипулятора.

Очевидно, что жертва, подвергаемая манипулятивному воздействию со стороны наркоманипулятора, обычно не догадывается о вышеприведенных секретах и элементах контекстуального оформления . Например, о замаскированных секретах наркопритона, о том,что некоторые члены группы являются подсадками (подставными лицами) т.е. помогают наркоманипулятору, играя роль счастливых наркоманов по заранее заданному сценарию и т. п.

2. Психодиагностика, проводимая для более правильного выбора мишеней (слабых мест жертвы), алгоритмов и методов воздействия, необходима для того, чтобы найти такие структуры (мишени), «нажав» на которые можно получить запланированный результат. Данная диагностика может протекать как в явной, так и в скрытой (замаскированной) формах. Если такие структуры не обнаружены в процессе диагностики, то наркоманипулятор обычно сам начинает формировать мишени у манипулируемой им личности и только потом воздействует на них (Например, берет его на преступление).

3. Основными мишенями обычно являются:

а) Регуляторы и побудители активности: смысловые, целевые, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования, интересы, идеалы, склонности и др.

б) Когнитивные (информационные) структуры: знания о мире, людях и др.

в) Психические состояния: подсознание, внушаемость, эмоциональность и др.

г) Психофизиологические структуры (мозг, организм). Воздействие на эти мишени производятся чаще всего психохимическим (алкоголь, транквилизаторы («колеса») и др., психофизическим (стресс вызванный совершением преступления), физическим (голод, лишения и т.п.) способами.

В зависимости от выбранных мишеней выбираются соответствующие методы и алгоритмы воздействия. Так например, если жертва внушаема, то наркоманипулятор может ограничиться лишь прямыми (директивными) установками не требующими логического обоснования.

В противном случае, выбираются когнитивные методы, создающие эффективные, логически построенные, информационные иллюзии.

4. Сокрытие манипулятивного воздействия включает в себя: маскировку цели и факта воздействия. Так например, наркоманипулятор может играть в «непринужденную доверительную беседу» и т. п.

Пассировка или манипуляции в системе действий наркоманипулятора представляет собой:

1. Установление контакта (формирование доверия к наркоманипулятору). Это своего рода привязка или фаза альянса (На жаргоне наркоманипуляторов называется по разному).

2. Скрытое воздействие на мишени.

Во время пассировки жертва убеждается в эффективности взаимодействия с наркоманипулятором на себе или на других. Особое место на этом этапе занимает целенаправленное преобразование информации (игра в «истину», формирование положительных информационных и психофизических иллюзий и др.). Очевидно, что об истинных причинах эффекта жертва не должна догадываться.

Установление контакта необходимо рассматривать в следующих направлениях:

а) Телесный (прикасание) и сенсорный(зрительный и слуховой) контакты.

б) Эмоциональный контакт (сопереживание и др.)

в) Личностный контакт (понимание индивидуальных смыслов).

г) Духовный контакт (общность высоких смыслов и ценностей).

Часто все эти вышеприведенные контакты в действительности оказываются неискренними.

В заключении этапа пассировки и манипуляций, жертве предлагается бесплатно попробовать наркотическое средство и она, если все вышеприведенные этапы «эффективно сработаны», обычно соглашается на это.

Шанжировка. На этом заключительном этапе жертва познает истинное положение вещей и открывает в себе феномен наркотической зависимости. Она начинает страдать без наркотика. Она приходит с огромной надеждой к «доброму» наркоманипулятору за дозой наркотика, но тот отказывается давать его бесплатно, как это было раньше. Оказывается за него надо платить. Наркоманипулятор на этом этапе перестает манипулировать, а начинает эксплуатировать, направляя жертву на криминальные действия. Шанжировка заключается в подмене манипуляции на эксплуатацию, подмене счастливой иллюзорной жизни, которая была организована ранее наркоманипулятором, на жестокую и опасную реальность. Происходит «смена декораций» и ролей. Наркоманипулятор превращается в эксплуататора и жертва впервые осознает, что она жертва обмана и манипуляций.

Теперь приведем конкретный пример иллюзионизма в наркотической деятельности со всеми его этапами и структурами.

Пример. Молодой человек, страдающий наркоманией (наркоманипулятор) почувствовал, что ему постоянно не хватает денег на покупку наркотика. В его классе учился мальчик из состоятельной семьи, с которым никто не дружил и у него постоянно не было настроения (разведка и психодиагностика, проводимая для более правильного выбора мишеней: слабых мест, интересов, потребностей, психических характеристик, а также методов и алгоритмов воздействия. На этом пальмировка как подготовительный этап перед началом воздействия наркоманипулятора на будущую жертву была закончена). Наркоман выбрал будущую жертву и начал с ним дружить (сокрытие воздействия). Заинтересовал его философией буддизма, мечтой о душевном блаженстве называемом нирваной (cоздание соответствующего контекста для более эффективного воздействия наркоманипулятора на жертву). Рассказал ему, что значит «оттягиваться» и расслабляться с помощью пива. Жертве понравилось оттягиваться с помощью пива на дискотеках (контекстуальное оформление: группа потребляющих наркотики и культурный фон). Будущая жертва впервые в жизни узнала, что такое кайф и т.п. Состоятельный мальчик увлекся этой дружбой (мишень воздействия), как неким источником неиссякаемой радости, так как они «вместе» верили в Будду и у них были общие идеалы и мировоззрение (мишени воздействия). Особенно эта радость дружбы ощущалась после принятия алкоголя (мишень воздействия). Между ними «был» хороший эмоциональный, личностный и духовный контакт (общность высоких смыслов и ценностей). Наркоман заслужил большое доверие жертвы (пассировка ) и предложил ему в знак солидарности, которая была на протяжении дружбы, принять наркотическое средство. Жертва не отказалась, подсев на иглу. Шло время и для принятия очередных доз наркотика нужны были большие деньги и жертва сама того не замечая (манипуляция) начала воровать и выносить из своей квартиры ценные вещи родителей. Когда все домашние ресурсы иссякли наркоманипулятор перестал дружить со своей жертвой. Жертва столкнулась с жестокой реальностью, когда узнала истинную цену этой «дружбы» (шанжировка ).

Нам необходимо научиться отличать манипуляцию от эксплуатации. Манипуляция всегда подразумевает скрытость воздействия. При эксплуатации воздействие открыто.

Пример. Молодой человек воздействует на свою подругу и заставляет ее потреблять наркотики или «тащить» все из дома, и пользуясь тем, что она беременна. Если она его не слушается, то он угрожает ей тем, что не женится на ней. Все идет в открытую. Это эксплуатация.

Пример. Другой молодой человек в той же ситуации ведет себя так, чтобы было хорошо видно, что он не собирается женится. Девушка пытается ему во всем угождать и потребляет наркотики и все «тащит» из дома. Со стороны парня идет скрытое воздействие. Девушке же кажется, что этого воздействия нет, что парень просто ведет себя «естественно и наивно». Это манипуляция со стороны молодого человека.

В дальнейшем нам с вами необходимо будет научиться распознавать структуру иллюзионизма в различных деятельностях, в том числе и тех, которые ведут к деструктивной зависимости и последствиям. Как видно, манипуляция и зависимость в случае наркомании, являются этапами иллюзионизма организованного наркоманипулятором. К сожалению, бывают случаи когда личность сама выступает манипулятором по отношению к самой себе.

1.6. Можем ли мы манипулировать сами собою?

До сих пор мы рассматривали манипуляции одного субъекта другим. А можем ли мы сами манипулировать собою? Можем ли мы над собою совершать некие скрытные действия и поступать не в соответствии со своими актуальными желаниями? Возможен ли феномен самоманипулирования?

Выше мы дали определение манипуляции. Она имеет место тогда, когда возникает скрытое психическое воздействие одного субъекта на другой субъект. При этом воздействии у другого субъекта возникают побуждения в результате которых личность поступает не в соответствии со своим желаниями или намерениями. Но мы говорим сейчас о самоманипуляции. Можем ли мы на себя воздействовать, причем скрыто? Оказывается, это возможно.

Пример . Девушка стоит перед выбором: за кого выйти замуж? Первый жених состоятельный, но глупый. Второй несостоятельный, но умный. Выходит замуж за состоятельного, но через некоторое время говорит: «Черт меня дернул выйти за него замуж, ведь с глупым так невыносимо! Ведь все понимала и знала это на примере своей сестры».

Пример. Молодой человек, сидя в кабинете следователя, в силу совершения преступления в опъяненном состоянии удивляется себе: «Ведь понимал и знал, что пить не надо, что будут последствия. И что меня понесло. Сам себя не пойму».

Пример. Весь класс пошел в поход. На второй день у половины группы начались упаднические настроения: нежелание ничего и апатия. Половина класса лежала в палатках и ничего не предпринимала. После того, как двое учеников привезли ящик пива появилось желание следовать походной программе и т.п. Таким образом, причина депрессий разрешилась. Школьники лишь в отрыве от цивилизации, впервые в жизни для себя открыли, что так сильно зависят от этого «безалкогольного» (согласно СМИ) напитка. Еще большее удивление у них вызвала медицинская комиссия, которая квалифицировала их состояние как признаки настоящего алкоголизма.

Действительно порой нами движут какие-то внутренние силы. Нами руководит какой-то «скрытый внутри нас манипулятор», и в результате, мы поступаем не в соответствии со своими желаниями, хотя на определенном этапе мы уверены, что сами пожелали и сами сделали свой выбор. В конце концов мы часто не принадлежим себе благодаря собственным психическим структурам, которые скрыты от нас. Все эти признаки соответствуют феномену внутреннего манипулирования (самоманипулирования).

Кто же в нас нами движет, не спрашивая наших актуальных намерений и желаний?

Структура нашей личности состоит из различных субличностей, то есть различных составляющих. В частности, согласно Эрику Берну, в психике любого человека существует феномен нашего внутреннего, условного Родителя, Ребенка и Взрослого. Это есть, три наших составляющих, три субличности. Родитель - это наша инструкция, которая нам позволяет экономить энергию, т.е. мы действуем по правилам и знаем, что этого нельзя, а это можно. Другая субличность - это наш внутренний Взрослый. Он ответственный и поэтому мы сами иногда определяем, что нам делать. Например, мне будучи психологами, порой приходится определять куда направить ребенка - или в школу для умственно-отсталых или в нормальную школу? Приходится брать ответственность за человека. Это в нас говорит Взрослый.

Третья составляющая - это наш Ребенок - наши страсти, различного рода удовлетворения и т.п.. Вышеприведенные три составляющие условно можно назвать нашими субличностями. Они у нас конфликтуют, борются между собой, обманывают друг друга, но все это происходит внутри нас и в результате мы бываем такие разные, что не можем понять кто мы есть на самом деле. Это только одна из моделей и не надо ее принимать как окончательную истину.

У Зигмунда Фрейда немножко другие субличности. Есть так называемое Я, есть ОНО и есть Сверх Я. Я - это наше внутреннее сознательное существо, то, что мы можем как-то регулировать и думать за себя. ОНО - это наше подсознание. Например, влечение какое-то, которое мешает нам. У нас есть влечения тенденции различного рода в т.ч. и деструктивные. Они мешают нашему сознанию быть людьми в высшем смысле этого слова. Оно и Я взаимодействуют и в результате возникает напряжение, а отсюда - неврозы, страхи и различные психологические проблемы. Есть еще Сверх Я - это Я, которое определяется воспитанием, обществом, моралью и т.п.

Таким образом, у нас есть различные субличности. Их можно открывать и открывать. Например, есть субличность Я - культурное.

Пример. Какой-нибудь вор, бандит, рецидивист или преступник-наркоман, может воспитывать своего любимого ребенка. В эти мгновения он забывает, что является преступником, превращаясь в «культурного и доброго папу». И это действительно так. Все деструктивное уходит, «папа» не похож на преступника. Он говорит хорошие, правильные вещи, которые он где-то вычитал, увидел и в этот момент проявляется его культура потому, что перед ним его родной ребенок. Не может же он с ним общаться на языке «по понятиям». Значит, в нем говорит его культурное Я . Но уже вечером этот «папа-наркоман» пойдет на преступление грабить квартиру, так как уже иссякли деньги необходимые для покупки наркотика.

Есть у нас еще Я - межличностное . Ведь очень часто в нас сидит Я, которое возникает благодаря оценке и пониманию того, как нас видят другие. Вот как меня другие видят такой я и есть. Например, «свой парень в доску». Вот парень сидит и думает, что он парень «свой в доску», по крайней мере для других, хотя он сам для себя возможно уже никакой, но в нем есть Я, которое соответствует мнению окружающих. «Он парень в доску, свой» или «парень, который имеет сильные кулаки». Он может быть неуверенным или уверенным в этом Я, хотя возможно это и не так. Например, есть Я, особенно в студенческой среде которое можно назвать « Я необыкновенный» или «Я не как все». Многие студенты, сидя в аудитории так и думают: «Вы тут сидите, бурлите, лекцию читаете по манипуляции, а все равно я самый умный среди вас!» Истоки самоманипулирования лежат в тайне личности о себе. Личность познавшая тайну о себе обычно теряет интерес к жизни. Именно эта скрытая тайна движет нами. В этом заложена основа феномена самоманипулирования.

Пример . Жена видела своего мужа, вылечившегося от алкоголизма, только как алкоголика. Она не верила, что он вернулся к своему прежнему состоянию. А он верил ее оценке и поэтому это межличностное Я («Ты все равно алкоголик») сильно давило на мужчину и он вновь запил.

Пример. В той же ситуации другого мужчину воспринимали как нормальную, сильную и уважаемую личность и мужчина десятки лет не потреблял.

Эти вышеперечисленные Я у нас все время конфликтуют, взаимодействуют. Они соединяются и образуют нечто единое - внутриличностное Я. Представьте себе, в вас кричит этот хор разного Я. Кричит настолько, что вы не знаете иногда, как себя вести, вы беретесь за голову: а где же Я, а кто же Я?! И в результате личность порой теряет некую целостность. Она не понимает себя. Не понимает как себя вести. Другое дело, если у личности есть какой-то один стержень. а все остальные Я как бы надстраиваются над ним. А если такого стержня нет и личность сумасбродна в своих проявлениях, то у этой личности отсутствует целостность. Такой личностью, конечно, легко манипулировать, ее легко поддеть на какой-нибудь крючок и повести. Такая личность является лакомым кусочком для различных манипуляторов.

Пример. Наркоманипулятор узнав, что его собеседник является обыкновенным филистером, живущим на поводу своих желаний т.е бичует и ничем не занимается, ведя беспорядочный образ жизни, выбрал его в качестве очередной жертвы. Он поручил ему дело не требующее напряжений, но дающее большую прибыль. Это дело оказалось преступным. Лишь позднее узнав об этом жертва начала сильно переживать. На почве этого стресса наркоманипулятор постепенно приучил жертву к потреблению наркотика.

1.7. Субъект и объект в манипуляции

Когда мы говорим о феномене самоманипуляции, то говорим в первую очередь о том, что внутри нас есть различные составляющие, которые борются, «конфликтуют и обманывают друг друга». В этом, на наш взгляд заложена иллюзионная сущность человека, из которой вырастают феномены самоманипулирования, самообмана, которые на определенном этапе выходят наружу в виде обмана и манипуляции над другими людьми. Таким образом, личность может к себе-субъекту относиться как к объекту. И действительно, есть некоторые личности, которые к себе относятся как к объекту.

Пример. Один молодой человек как-то так и сказал: «Я вот такая машина, которую надо заправить пивом. Я если сейчас заправлюсь, то буду хорошим и добрым и мама будет мною довольна».

Таким образом, этот молодой человек какой-то объект для себя, как машина. Его такая предсказуемость устраивает. Он к себе относится как к объекту, который «я могу регулировать с помощью пива»

Пример. Другой молодой человек сказал о себе иначе: «Я за себя не ручаюсь, вот выпью и становлюсь человеком. Вот поддам немного, я более-менее могу общаться».

А есть другие противоположные примеры, когда субъект относится к себе как к субъекту. т.е. к мыслящему и чувствующему существу. Он говорит иначе: «У меня стресс, и пиво я пить не буду. Я вот лучше сам себя сейчас поглажу и успокоюсь». Так, он начинает себя гладить и, образно говоря, причесывать свои мысли «некоей расческой». И действительно, берет себя в руки и без пива и успокаивается. В этом случае молодой человек отнесся к себе как к субъекту.

1.8. Самоманипуляции и иллюзии личности

Ранее мы дали определение манипуляции как процессу искусственного создания личностью иллюзий о себе и об окружающем мире для других. В таком случае, что будет самоманипуляцией? Процесс при котором личность искусственно создает для себя иллюзии об окружающем мире и о себе, будем называть самоманипуляцией. Обычно при самоманипулировании личность не может контролировать свои иллюзии потому, что работают некие скрытые от сознания механизмы. Именно поэтому самогипноз и аутотренинг не являются самоманипулироваанием, представляя собой лишь процесс управляемой саморегуляции. Алкогольное и наркотическое опьянение, в отличие от самогипноза и аутотренинга, являются процессом самоманипулирования, так как личность в этом случае не способна регулировать процессом восприятия иллюзий (опьянения). Алкогольная и наркотическая зависимость также являются самоманипулированием, так как в этом случае личность «ведет какая-то неведомая сила», и как бы сознание не говорило, что это вредно, личность все равно потребляет.

Рассмотрим эти процессы более подробнее.

Наркоопьянение до сих пор малоизученный процесс. Личность потребляя, часто становится для себя (конечно не для окружающих) очень похожей на собственный идеал. В трезвом состоянии личность не может достичь целей в силу определенных трудностей, а вот потребив может стать тем, кем желает стать. Хотя бы образно. Когда человек пьян, он как будто всех целей своих уже достиг и ему ничего не надо. Поэтому сейчас многие так и делают. Зачем стремиться к чему-то? Выпил и все хорошо. Что тут дерзать и мучиться! Иными словами, благодаря потреблению создается иллюзия того, что личность достигла того, чего желает, достигла своего идеала. А это и есть самоманипулирование. Личность все чаще и чаще погружается в эту иллюзию и реальный мир ее все меньше и меньше волнует. Выше нами было показано, что манипулированию чаще подвергаются личности, у которых нет внутренней целостности. Поэтому наркомании и алкоголизму, как особой форме самоманипулирования, подвержены чаще всего личности, в которых нет целостности и «некоего стержня». Обычно такой личностью является не сформировавшаяся личность. Ею может быть подросток. Ему наливают в детстве, и, конечно же он легко поддается воздействию. Именно поэтому, мы будем рассматриваем проблему этих деструктивных зависимостей, как наркомания и алкоголизм, с разных сторон. С одной стороны как не подвергаться воздействию со стороны наркоманипуляторов, которые вас могут вовлечь в наркоманию. С другой стороны, как себя уберечь, сохранить целостность, не потерять себя в начале своего жизненного пути. А когда что-либо теряется, его обычно подбирают другие. Подбирает кто угодно: преступники, наркодельцы, наркоманы с большим стажем и т.д. Поэтому, чтобы нас у себя не украли, мы должны сохранить в себе некую целостность, некий стержень. Когда мы имеем в себе много самоманипулирования, мы развиваемся в деструктивном направлении. Если преобладает саморегуляция, то мы берем себя в руки и не подвергаемся манипулятивным воздействиям как извне, так и изнутри себя.

Ранее мы говорили о причинах манипуляции. Распространим эту схему и на феномен самоманипулирования, на примере наркоопьянения. И вновь мы спрашиваем себя: почему мы самоманипулируем или опьяняемся?

Первая причина самоманипулирования. Существует вечный конфликт человека с самим собой. Действительно, у нас гигантский конфликт внутри с самими собой. У нас столько Я и мы, порой, даже не знаем, куда нам деваться и что делать?! Поэтому некоторые выпивают и становятся на некоторое время «целостными» т.е. возникает иллюзия, что они целостные личности. После потребления у них субличность под названием Ребенок вырастает и они все чаще и чаще начинают удовлетворять свои потребности (жажду опьянения). Через некоторое время возникает конфликт между их внутренним Ребенком и другими их внутренними субличностями (Родителем, Взрослым и т.п.) Его можно назвать межсубличностным. Этот конфликт может разрешиться либо в пользу Ребенка (потребление), либо Взрослого (самостоятельное воздержание), либо Родителя (воздержание после лечения психотерапевиа)

Вторая причина самоманипулирования. Люди больше не любят друг друга, чем любят. Так как большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, так как не любят самих себя.

Пример. Мужчина выпивает и начинает видеть то, чего раньше никогда не видел в женщине, которая никогда ему не нравилась. Благодаря этому он не узнает не только эту женщину, но и сам себя. Утром все встает на свои места и мужчина удивляется тому, что сотворил накануне и просит прощения у женщины за то, что будучи пьяным признавался ей в любви. Иными словами, алкоголь иногда способен создать иллюзию любви, которой нам в жизни так не хватает.

Третья причина самоманипулирования. Риск и неопределенность вокруг нас и мы беспомощны перед смертью. Мы боимся смерти и выпивая становимся на два часа «бессмертными». Некоторые наркоманы так и кричат от радости: «Ура! Я в нирване и душа моя бессмертна!» Все эти иллюзии впоследствии оборачиваются постепенным переселением из Рая в Ад.

Четвертая причина самоманипулирования. Человек учится всегда сверять свои действия с другими и ждет одобрения от всех и каждого, вводя в заблуждение себя и других. Да, действительно, окружающие пьют и мы посмотрим на них и тоже будем. А куда нам деваться, если идешь по центральной улице, а навстречу тебе идут девушки и парни с баллонами пива. В данном случае личность сверяет свои действия с внешним миром, который ею манипулирует. Но есть такие личности, которые, на определенном этапе развития наркозависимости, начинают сверять свои действия с внутренними голосами, которые доносятся изнутри личности. Иными словами может произойти некая аудиолизация (звуковые галлюцинации) и визуализация (зрительные галлюцинации) субличностей, о которых мы говорили ранее. Эти субличности могут жестоко руководить наркозависимой личностью. Человек начинает страдать от этого. Так например, одному наркоману внутренний голос сказал выпрыгнуть из окна и он выпрыгнул с шестнадцатого этажа и погиб. Когда у наркомана есть какой-то внутренний голос, который мешает ему жить, то он всегда с ним разговаривает, ругается и не может договориться. От этого наркоман часто выглядит беспомощным.

1.9. О виртуальных мирах и красоте

Пример. На остановке стоят пять человек. У всех у них на ушах наушники и они слушают свои плейеры. Первый слушает плавную музыку и поэтому его движения плавные и величавые. Второй слушает рок-н-ролл и поэтому дергается. Третий, информационную программу и просто сосредоточен. Четвертый изучает английский и повторяет вслух какие-то слова. Пятый слушает концерт Петросяна и поэтому смеется. Подходит к ним старушка, которая не знает и не видит этих наушников и что она видит. Один дергается, другой плавно двигается, третий сосредоточен, четвертый без причины смеется, а пятый произносит какие-то непонятные слова. Старушка все это оценивает как «дурдом».

Да, человек порой хочет уйти от окружающего мира в другой мир, который более ему интересен - это одна из проблем человека. Когда говорят, что красота спасет мир - это, значит, говорят о каких - то состояниях, о каких - то формах, которые позволят человеку жить наполненной жизнью, радостью. Переходя в различные виртуальные миры человек может искусственно удовлетворять себя этой красотой.

1.10. Знания о манипуляциях как способ защиты от нее

Мы представили вам знания о манипуляциях. Возникает вопрос: «Зачем нужны вам эти знания?». Мы руководствовались главной задачей - защитой от внешних деструктивных манипуляций, которые могут быть не только со стороны наркоманипуляторов, но и манипуляторов различных сфер деятельности. Теперь, зная их структуру вы сможете рассчитать манипулятора, узреть начало манипуляций и разоблачить манипулятора. Если манипулятор узнает, что вы его разоблачили, то он перестанет вами манипулировать. Мы надеемся, что знания, которые вы получили, позволят вам обходить стороной любых субъектов (личность, организация, государство, СМИ, политики ит.д.), которые вами собираются манипулировать.

© Р.Р. Гарифуллин , 2000 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора