Примеры сценариев. Как написать правильный и хороший сценарий к фильму? Выбор направления при написании сценария

Найдите историю, которая вам понравится. А еще лучше вашу любимую историю. Временами работа над сценарием будет казаться сложной или непреодолимой, поэтому лучше работать над тем, о чем вам будет не сильно утомительно думать и/или мучиться на протяжении нескольких месяцев. Изучите конкретный жанр и придерживайтесь его правил, если вы хотели бы продать свой сценарий. Для киноиндустрии соответствие требованиям рынка всегда важнее оригинальности. Но это не значит, что немного оригинальности обязательно помешает.

Программное обеспечение. Отсутствие программного обеспечения будет лишь раздражать как вас, так и возможного читателя, привыкшего, что диалог находится точно в 10 см от каждого края полей. Если вы не можете позволить себе такие программы, как «Movie Magic» или «Final Draft» и «Montage», то стоит попробовать «Celtx». Добавьте к названию три «w» и «.com», чтобы перейти на сайт с программой. Я сейчас начинаю с ней работать. Эта программа обладает всей необходимой функциональностью и предлагает поместить ваш сценарий в открытую базу данных. Почем знать? Может это потенциальный хит.

Сформулируйте замысел. Напишите краткое предложение (не более 15 слов) с описанием основной концепции сюжета. Так вы сможете определить сложность будущего фильма и узнать мнение других.

Составьте план. В сотне страниц текста можно легко потеряться. Узнайте мнение других.

Создайте справочник персонажей. Персонажи влияют на вашу историю даже сильнее, чем составленный план. Перечислите всех персонажей и сопроводите имена подробным описанием, включая внешний вид и такие черты, как находчивость, доброта и привлекательность или, согласно новым тенденциям, глупость, злость и ненависть, обыгранные в приятной манере (почерпнуть идеи можно в пьесе Шекспира «Ричард III»). Если они получатся клишированными персонажами, на которых вы уже сами устали смотреть в кинотеатрах, то продолжайте думать над ними. Описывая антагониста и протагониста, не забывайте перечислить все их недостатки. В процессе развития сюжета главный герой исправляет свои недостатки, а недостатки антагониста становятся причиной его краха.

Не пренебрегайте трехактной структурой. Множество признанных писателей покончили с ней и сделали это вполне успешно, но на то они и признанные писатели. Продюсеры готовы рисковать с ними, так как они уже доказали умение зарабатывать деньги. Сценарии многих фильмов написаны в формате «Путешествия Героя», по которому в интернете есть множество статей. Еще одним удачным примером станет «Путешествие Писателя» Криса Фоглера и «История» Роберта МакКи.

Изучите трехактную структуру. Если вы не поняли, о чем шла речь в предыдущем шаге, то изучите этот вопрос. Вот кратчайшее пояснение: АКТ I рассказывает о мире и персонажах, какими их должны увидеть, вводится проблема, которую нужно решить. Например, «Балбесы весело проводят свою жизнь в маленьком уголке земного шара, пока не узнают, что застройщики хотят превратить их жилище в кондоминиум, поэтому…». АКТ II призван показать развитие персонажей и проблемы. Например, «Итак, Балбесы попадают в лабиринт Одноглазого Вилли и пытаются пройти все препятствия, чтобы…». АКТ III содержит несколько событий, самое важное из которых может заключаться в том, что герой доходит до отчаяния и готов сдаться. НО и это самое важное: он или она приходят к осознанию, что сдаться не значит решить проблему, после чего находят таки нужное решение. Например, «Шон Эстин в «Балбесах» находит способ обернуть ловушки Одноглазого Вилли против злодеев и умудряется собрать достаточное количество бриллиантов, чтобы сохранить свое жилище».

Диалоги. Лучше всего писать диалоги после того, как остальной сценарий уже завершен; так вы сможете убедиться, что ваша история рассказана вполне наглядно. Диалоги должны быть короткими, простыми и своевременными. При наличии сомнений можете даже импровизировать с ними позже.

Описание. Не забывайте, что каждая страница примерно равна минуте экранного времени. Пишите о действиях и ощущениях, а не подробные описания. Наконец, самое главное: сценарий должен быть простым и легко читаемым.

Выпишите название каждой сцены на отдельную карточку, указав участвующих персонажей. Так вы проще разберетесь с общим развитием сценария, а также сможете понять, к чему движется вся история.

Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.

Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…

Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.

Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).

Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).

Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.

“Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.

Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).

Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.

Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.

Итак, начнём.

1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂 )

2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).

3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:

Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.

4. У каждого должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).

5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:

ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.

Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).

Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр . Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.

Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).

Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.

Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.

Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.

И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.

Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.

*Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.

Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.

КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр . Белый втаскивает окровавленное тело Мр . Оранжевого.

Мр . Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.

Мр . Белый кладёт его на пол.

МР. БЕЛЫЙ

Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?

МР. ОРАНЖЕВЫЙ

МР. БЕЛЫЙ

Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.

Мр . Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.

Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:

  1. Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
  2. На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
  3. Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
  4. Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).

МР. РОЗОВЫЙ

А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.

Ты сам не думал об этом?

Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.

7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.

8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.

*Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.

9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).

10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂 ) .

11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.

Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.

Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.

Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.

Приятной писанины.

(Важное пояснение: здесь и дальше я говорю о сценаристе, как о самостоятельной творческой единице. В случаях, когда сценариста нанимает студия, часто автором идеи является продюсер. Также процесс работы меняется во время написания ситкомов или литературных адаптаций.)

Сначала в общих чертах придумывается сюжет и персонажи. Кто главный герой, в чем заключается конфликт, какой будет развязка фильма и многое другое. Если мы говорим о полнометражном кино, то все это помещается на листе формата А4. Сценарист создает структуру истории, на которую будет опираться дальше. Пусть вас не смущает тот факт, что вся работа на этом этапе помещается лишь на одном листе бумаги. Эта сжатость оправдана: сценаристу нужно понять суть истории, которую он придумывает. Если сценарий будет захватывать в таком формате, то велик шанс, что когда сюжет обрастет деталями, история останется интересной.

Каждая карточка на доске - один эпизод. Одна линия карточек - один акт. Все что написано на карточке - то, что происходит в этом эпизоде.

Как мы видим, описания эпизодов достаточно сжаты. Это позволяет не потерять логику повествования и наглядно "видеть" перед собой фильм целиком. На этом этапе сценарий напоминает мозаику: автор может менять эпизоды местами, убирать или добавлять их. До тех пор пока повествование не сложится в то, что задумал сценарист.

И только после того, как все эпизоды прописаны и расставлены по своим местам, начинается написание сценария. Именно на этом этапе пишутся диалоги, описания и вся литературная составляющая.

p.s. Часто люди считают что сценарист=писатель. Это не совсем так. Сценарии лишены многого того, что есть в литературе. Например, мыслей героя (закадровый голос не в счет) или красивой описательной части. Там где писатель напишет: за окном кружился пушистый, холодный, как сердце героини, снег. Сценарист просто укажет: шел снег. Описания достойно только то, что важно для развития действия или для раскрытия характера персонажа. Сценарий это не самостоятельное произведение, он не предназначен для посторонних, да и большинству будет совсем не интересно его читать. Сценарий это основа для фильма, план действий для режиссера. Его красота будет видна в действиях актеров, в реакции зрителей на сюжетные повороты снятого фильма.

Считаете себя вторым Шекспиром или Кауфманом? Чтобы это выяснить, вам нужно написать сценарий для демонстрации ваших талантов. Воспользуйтесь нашим руководством.

Шаги

Изучаем особенности написания сценария

    Сделайте титульный лист. Вашему сценарию необходим титульный лист, на котором будут написаны название и ваше имя. Кроме того, он должен содержать вашу контактную информацию и данные вашего агента (если он у вас есть).

    Используйте правильный шрифт, поля и интервалы. Нужно использовать шрифт Courier (шрифт печатной машинки), высотой 12 пунктов. Это придаст вашему сценарию более профессиональный вид и улучшит читаемость теста. Также следует выбирать правильный отступ для разных частей сценария, чтобы диалоги, описания сцен и тому подобное были отделены друг от друга.

    Добавьте нужные подробности о месте действия и персонажах. Для каждой сцены следует написать вступление: в нем сообщается, где и когда происходит действие - внутри помещения или снаружи, днем или ночью… Имя персонажа пишется прописными буквами над или рядом с его репликой (в зависимости от цели). Кроме того, в круглых скобках можно добавить ремарки о характере реплики или действиях персонажа.

    Для каждого вида сценария - будь это кино или пьеса - существует свой определенный формат. И хотя они по большей части одинаковы, каждый имеет свои характерные особенности, изучение которых может потребовать времени. Прочтите несколько сценариев выбранного вами жанра, чтобы поучиться у профессионалов.

    Не пишите слишком много. На чтение одной страницы сценария обычно уходит около минуты времени, так что тексту на бумаге должно быть просторно. В этом смысле сценарий не похож на книгу - для него характерен меньший объем написанного.

    Пропишите сюжет в формате сценария. Точная форма будет отличаться в зависимости от способа показа и даже от географии. Каждая сцена должна иметь заголовок с описанием, а перед каждой репликой должно быть имя произносящего ее героя и так далее. Продюсеры могут даже не взглянуть на сценарий, не соответствующий формату.

    • На этом этапе работы подумайте о приобретении программы для написания сценариев. Таких программ несколько, и они помогут вам придать тексту нужный вид.
  1. Выдерживайте стиль. Помните, что главное в сценарии - действия и диалоги. Старайтесь, чтобы ваши герои говорили реалистично, и не смешивайте стили и лексику - если только не делаете это специально ради нужного эффекта.

  • Сценарий пьесы должен иметь титульную страницу с указанием названия, имени автора и приблизительной продолжительности. Сценические и прочие ремарки должны быть написаны курсивом.
  • Прежде чем писать на своей работе слово «киносценарий», проверьте ее на плагиат. Это можно сделать через интернет.
  • Возможно, вам стоит посетить курсы по написанию сценариев - там вы можете получить полезные навыки, особенно в плане развития сюжета, героев или написания диалогов.
  • Делайте сценарий максимально оригинальным.
  • Предупреждения

    • Запаситесь терпением - писательство требует временных затрат, а результаты работы в спешке обычно бывают не на должном уровне. Посвятите написанию время - и получите прекрасный сценарий.
    • Не стоит ждать, что ваш первый сценарий сразу же будет нарасхват. В этот бизнес непросто войти.
    • Если вы захотите сделать постановку, вам нужен будет агент, который поможет передать сценарий продюсерам и режиссерам. Обычно процесс принятия сценария долгий и трудный, так что будьте терпеливы.

    (Важное пояснение: здесь и дальше я говорю о сценаристе, как о самостоятельной творческой единице. В случаях, когда сценариста нанимает студия, часто автором идеи является продюсер. Также процесс работы меняется во время написания ситкомов или литературных адаптаций.)

    Сначала в общих чертах придумывается сюжет и персонажи. Кто главный герой, в чем заключается конфликт, какой будет развязка фильма и многое другое. Если мы говорим о полнометражном кино, то все это помещается на листе формата А4. Сценарист создает структуру истории, на которую будет опираться дальше. Пусть вас не смущает тот факт, что вся работа на этом этапе помещается лишь на одном листе бумаги. Эта сжатость оправдана: сценаристу нужно понять суть истории, которую он придумывает. Если сценарий будет захватывать в таком формате, то велик шанс, что когда сюжет обрастет деталями, история останется интересной.

    Каждая карточка на доске - один эпизод. Одна линия карточек - один акт. Все что написано на карточке - то, что происходит в этом эпизоде.

    Как мы видим, описания эпизодов достаточно сжаты. Это позволяет не потерять логику повествования и наглядно "видеть" перед собой фильм целиком. На этом этапе сценарий напоминает мозаику: автор может менять эпизоды местами, убирать или добавлять их. До тех пор пока повествование не сложится в то, что задумал сценарист.

    И только после того, как все эпизоды прописаны и расставлены по своим местам, начинается написание сценария. Именно на этом этапе пишутся диалоги, описания и вся литературная составляющая.

    p.s. Часто люди считают что сценарист=писатель. Это не совсем так. Сценарии лишены многого того, что есть в литературе. Например, мыслей героя (закадровый голос не в счет) или красивой описательной части. Там где писатель напишет: за окном кружился пушистый, холодный, как сердце героини, снег. Сценарист просто укажет: шел снег. Описания достойно только то, что важно для развития действия или для раскрытия характера персонажа. Сценарий это не самостоятельное произведение, он не предназначен для посторонних, да и большинству будет совсем не интересно его читать. Сценарий это основа для фильма, план действий для режиссера. Его красота будет видна в действиях актеров, в реакции зрителей на сюжетные повороты снятого фильма.