Подготовка к Единому государственному экзамену по обществознанию: тесты (20 стр.). Тест по обществознанию "нации и межнациональные отношения" Геноцид - это

Тест «Нации и национальные отношения»

1. Признак этнической социальной общности

1) сословное деление 2) единое гражданство 3)язык и культура 4)религия и мораль

2. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию

1) семья 2) народ 3)племя 4)нация

3. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

1) народ 2) национальность 3)нация 4)племя

4. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б. Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о нации?

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью исторических и культурных традиций.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

6. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации» относится к понятию

1) ксенофобия 2) геноцид 3) дискриминация 4) национализм

7. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А. Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждение 4)оба суждения неверны

8. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

1) сепаратизм 2) сближение народов 3) национальная изоляция

4) национальная дифференциация

9. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

1) усиление инфляционных процессов в экономике

2) ущемление прав национальных меньшинств

3) экологические проблемы в регионах

4) имущественная дифференциация населения

10. Геноцид - это

1) политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации

2) политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной

3) ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам

4) идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии

11. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

12. Верны ли следующие суждения о социальной напряженности в обществе?

А. Социальная напряженность в обществе характеризуется утратой доверия к власти.

Б. Социальная напряженность в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями.

1) верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В 1 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.

В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре

Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция

В 4 . Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. протекционизм в экономике

2. транснациональные корпорации

3. национализм в различных формах в политике и культуре

4. глобализация

5. самоизоляция

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано.

(1) Националистическая психология не возникает са­ма по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на на­ционально-психических образованиях. (3) Они под влия­нием массовых интересов становятся предметом абсолю­тизации и превращаются в некоторую совокупность ис­каженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления за­креплены некритически воспринятым ответом негатив­ного отношения к представителям других социально-­этнических общностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типаэтноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) - кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы" ».

А) происхождение Б) племя В) общность Г) нация Д) народ

Е) народность Ж) национальность 3) раса И) диаспора

C7 Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

С 8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест «Нации и национальные отношения» Ответы

Вариант 1

В 2-стратификация

В5 – АБАА

В 6- ДБВАЕГ

C7 Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости;

2) другие причины, например:
- требование культурной автономии;
- борьба за подлинное равноправие.

Могут быть указаны иные причины.

С 8 1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей в процессе производства, в развитии культуры.

Б. Межнациональные отношения включают в себя отношения национальностей в процессе производства, в развитии культуры.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку:

1) национализм; 3) апартеид;

2) конфликт; 4) дискриминация.

8. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями внутри одного государства.

Б. Межнациональные отношения – это отношения между разными нациями-государствами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий языки. Это пример:

1) формирования многонационального государства;

2) этноцентризма;

3) национальной интеграции;

4) культурной интеграции.

10. В 1991 г. в немецком городе Хоиерсверда неофашисты, вооруженные ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример:

1) национальной и расовой нетерпимости;

2) этноцентризма;

3) военного конфликта;

4) девиантного поведения.

6.15. Социальный конфликт и пути его разрешения

1. Верны ли следующие суждения о конфликте?

А. Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Б. Изменяющаяся совокупность условий типичных видов жизнедеятельности и поведения людей во всех сферах общественной жизни: в труде, быту, политической и культурной жизни.

2. Верны ли следующие суждения о конфликтной ситуации?

А. Ситуация является конфликтной, когда стороны противодействуют, не переживая при этом негативных эмоций.

Б. Ситуация является конфликтной, когда переживаются негативные эмоции, но внешне они не проявляются.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

3. Конфликт между Российской Федерацией и Чеченской республикой по степени напряженности является:

1) конфликтом низкой интенсивности;

2) средней интенсивности;

3) высокой интенсивности;

4) наивысшей интенсивности.

4. Конфликт в Украине между сторонниками Ющенко и Януковича – это:

1) экономический конфликт;

2) культурный конфликт;

3) политический конфликт;

4) бытовой конфликт.

5. Верны ли следующие суждения о динамике конфликта?

А. Конфликт между США и Ираном, США и Северной Кореей по проблеме попытки создания Ираном и Северной Кореей ядерного оружия находится в открытом периоде.

Б. Конфликт между США и террористической организацией Аль-Каида находится в латентном периоде.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

6. Ссора друзей, родственников, незнакомых людей – это пример:

1) социального конфликта;

2) межличностного конфликта;

3) психологического конфликта;

4) социальной напряженности.

7. Женщинам труднее, чем мужчинам заниматься работой и семьей. Это требует много времени и усилий, что, в первую очередь, приводит к:

1) социальному конфликту;

2) межличностному конфликту;

3) внутриличностному конфликту;

6. 16. Национальная политика

1. Национальная политика – это:

1) одна из сфер политики, совокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений;

2) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, местного самоуправления, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных Конституцией;

3) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодежи;

4) изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей.

2. Верны ли следующие суждения о современной национальной политике российского государства?

А. Необходимой основой развития общества является этнополитическая интеграция.

Б. За государствообразующей этнической группой закрепляется право контроля над территорией, властью и природными ресурсами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:

1) расизм;

2) национализм;

3) апартеид;

4) шовинизм.

4. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является:

1) межнациональная интеграция;

2) межнациональная дифференциация;

3) саморазвитие наций;

4) интеграция (расширение связей) и дифференциация (саморазвитие).

5. Какое событие отражает национальную тенденцию в развитии наций:

1) расширение Европейского Сообщества;

2) образование СНГ;

3) движение сикхов в Индии за создание независимого государства Халистан;

4) создание организации Римский клуб.

6. Принцип гуманизма при решении национальных проблем проявляется:

1) в добровольном поиске согласия и отказе от насилия;

2) в признании приоритета прав человека над правами государства, общества, народов;

3) в уважении суверенитета народов и их права на самоопределение;

4) все вышеперечисленное.

7. Решение национального вопроса:

1) невозможно в современных условиях;

2) требует комплексного подхода, включающего деятельность государства на принципах демократизма и гуманизма;

3) возможно путем силового воздействия;

4) верно 2 и 3.

7. Политика

7.1. Власть, ее происхождение и виды

1. К какому виду власти относится власть над людьми с помощью научных знаний, информации; контроль над средствами массовой информации:

1) экономическая власть;

2) политическая власть;

3) культурно-информационная власть;

4) социальная власть.

2. Способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо, чем-либо называется:

2) государством; 4) санкцией.

3. Термин "политика" впервые введен в научный оборот:

1) К. Марксом;

2) Аристотелем;

3) М. Вебером;

4) В. Лениным.

4. Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее:

1) легальность;

2) легитимность;

3) этатизм;

4) реализм.

5. Верны ли следующие суждения о характере политической власти?

А. Политическая власть осуществляется в обществе, разделенном на классы и другие социально-экономические группы.

Б. Политическая власть реализуется через особые политические институты.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

6. Действием политической власти является:

1) приказ об отчислении студента за неуспеваемость;

2) распоряжение о порядке работы универмага в праздничные дни;

4) принятие закона об общественных организациях.

7. К числу политических действий не относится:

1) избирательная компания;

2) государственный переворот;

3) политические организации;

4) референдум.

8. Верны ли следующие суждения о политической деятельности?

А. Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам всего общества.

Б. Отличительным признаком политической деятельности является направленность её на общество в целом.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. Сторонники, рассматривающие политику как часть науки о морали (этики), считающие, что политики должны служить обществу, заниматься его духовным оздоровлением являются представителями:

1) политического морализма;

2) политического имморализма;

3) политического аморализма;

4) политического реализма.

10. Политическую власть осуществляет:

1) ректор университета;

2) Председатель Правительства;

3) директор строительной фирмы;

4) председатель коммерческого банка.

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант.

1. К этническим общностям относятся

1) общины 2) элиты 3) маргиналы 4) народности

2. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

3. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией 2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом 4) межнациональным конфликтом

4 . Один из спо-со-бов предот-вра-ще-ния меж-на-ци-о-наль-ных кон-флик-тов в де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве:

1) последовательное на-ра-щи-ва-ние во-ен-но-го по-тен-ци-а-ла государства

2) компактное рас-се-ле-ние людей одной на-ци-о-наль-но-сти в пре-де-лах мно-го-на-ци-о-наль-но-го государства

3) обеспечение прав и сво-бод всех граж-дан не-за-ви-си-мо от на-ци-о-наль-ной принадлежности

4) создание на-ци-о-наль-но од-но-род-ных государств

5 . Верны ли следующие суждения о межнацио-нальных отношениях?

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, эко-номические, экологические, духовные, языковые).

Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.

6 . Верны ли следующие суждения о националь-ном самосознании?

А. Национальное самосознание является обяза-тельным признаком этнической общности.

Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого;

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

7. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является:

1) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

2) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в национальной среде

3) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

4) приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации

8. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А . Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

Б . Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

9. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной интеграции и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.

1) религиозный фанатизм

2) взаимопроникновение религий и культур

3) протекционизм в экономике

4) транснациональные корпорации

5) глобализация

Критерии оценки: 11 б. - «5» 10- 8 б - «4» 7- 5 б.- «3» менее 5 б.- «2»

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант.

За правильно выполненные задания 1-9 - 1 балл.

1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной 2) территориальной

3) демографической 4) этнической

2. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:

1) единое гражданство 2) единство убеждений

3) общность социального статуса 4) общность религии

3. К ис-то-ри-че-ским разновидностям эт-ни-че-ских общностей относят:

1) государства 2) племена 3) сословия 4) конфессии

4 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о на-ци-о-наль-ной политике?

А. В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции на-ци-о-наль-ная по-ли-ти-ка на-прав-ле-на на фор-ми-ро-ва-ние де-мо-кра-ти-че-ских ме-ха-низ-мов раз-ре-ше-ния на-ци-о-наль-ных и меж-на-ци-о-наль-ных проблем.

Б. Ха-рак-тер на-ци-о-наль-ной по-ли-ти-ки за-ви-сит от кон-крет-ных ис-то-ри-че-ских условий.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

5 . К культуре межнациональных отношений не относится:

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности

2) уважение национального самосознания

3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации

4) проявление национального недоверия

6 . Верны ли следующие суждения об этносе?

А. По мере развития этноса в нём убывают биоло-гические черты и нарастают социально-политиче-ские.

Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

7 . Одним из способов разрешения межнациональных конфликтов является:

1) наличие демократического правового государства

2) использование в конфликтах вооружённых сил

3) национальное обособление

4) абсолютизация национального суверенитета

8 . Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

А . Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б . Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны

9. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

1) сепаратизм 2) сближение народов

3) национальная изоляция 4) национальная дифференциация

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.

1) протекционизм в экономике

2) транснациональные корпорации

3) национализм в различных формах в политике и культуре

4) глобализация

5) самоизоляция

Критерии оценки:

11 б. - «5»

10- 8 б - «4»

7- 5 б.- «3»

менее 5 б.- «2»

Тест

Текущий тест. Нации и межнациональные отношения. Вариант № 1

1. Принадлежность человека к той или иной этнической: группе обозначается понятием

1) народность 2) нация 3) национальность 4) народ

2. Нация в отличие от класса

1) складывается с возникновением государства 2) является этнической общностью

3) является большой социальной группой 4) формируется в условиях первобытного общества

3. К основным причинам, межнациональных конфликтов относится(-ятся)

1) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания

2) ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе

3) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов

4) все перечисленные

4. К культуре межнациональных отношений не относится

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности

2) уважение национального самосознания

3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации.

4) проявление национального недоверия

5. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. По мере развития этноса в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические.

Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

6. Верны ли следующие суждения о национальном самосознании?

А. Национальное самосознание является обязательным признаком этнической общности.

Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого;

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, экономические, экологические, духовные, языковые).

Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде," в отрыве от других общественных отношений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма 2) толерантности 3) расовой нетерпимости 4) ассимиляции

9. В XVII-XVIII вв. на основе близкородственных народностей, оформившихся ещё в раннем Средне-вековье, - северофранцузской и провансальской - произошла консолидация французов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что сформировалась французская нация?

1) является достаточно неустойчивым этническим образованием

2) представляет этническое образование, имеющее общие социальные институты, нормы и ценности

3) представляет собой общность, уступающую по численности народности

4) является общностью, характеризующейся родственными связями

10. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Это пример,

1) межэтнической интеграции 2) ассимиляции 3) этнического смешивания 4) культурного плюрализма

11. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:________________________________

Текущий тест. Нации и межнациональные отношения. Вариант № 2

1. Одним из признаков, характеризующих этническую общность, является

1) проживание на территории определенного этноса 2) осознание принадлежности к данному этносу

3) участие в экономической жизни данного этноса 4) знание языка данного этноса

2. Самый ранний тип этноса

1) народность 2) нация 3) племя 4) надэтнические общности

3. При политико-правовом подходе под нацией понимается сообщество

1) людей, объединенных религией 2) граждан того или иного государства

3) людей, говорящих на одном языке 4) людей, объединенных общностью традиций, обычаев

4. Представители одной этнической общности обязательно

1) проживают в одной стране 2) имеют одинаковый цвет глаз

3) придерживаются одной идеологии 4) имеют общее самосознание

5. Межнациональные отношения - это

1) отношения людей, складывающиеся в исторически определенных общественных формах

2) отношения между государствами, нациями, группами, индивидами, складывающиеся в процессе осуществления власти

3) взаимодействие нескольких социально-этнических общностей

4) система хозяйственных связей между экономиками разных стран

6. К национальной розни, вражде и подозрениям на национальной почве ведет

1) совместное проживание в одном государстве

2) возникновение тенденции к национальному самоопределению

3) неравенство в уровне экономического и культурного развития

4) развитие народной культуры

7. Этносоциальные конфликты возникают в результате

1) национальной консолидации 2) экономического кризиса

3) развития демократии 4) дискриминации по национальному признаку

8. Одним из способов разрешения этнонациональных конфликтов является политика

1) национализма 2) мультикультурализма 3) шовинизма 4) сегрегации

9. Одним из способов предупреждения межнациональных конфликтов является

1) наличие демократического правового государства 2) использование в конфликтах вооруженных сил

3) национальное обособление 4) абсолютизация национального суверенитета

10. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является

1) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

2) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в инонациональной среде

3) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

4) приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации

11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «права народов».

Культурная самобытность, дискриминация, самоидентификация, самоопределение, культурное наследие.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «права народов».

Ответ:__________________________

12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых межнациональных конфликтов. (Б) Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превра-щались в полномасштабные войны. (В) Часто их причинами, на наш взгляд, могли стать территориальные притязания или патологическая нетерпимость к другой нации. (Г) Считается, что отдаваясь во власть национальных чувств, люди действовали вопреки здравому смыслу.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений


Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием

1) народность
2) нация
3) национальность
4) народ

2. Нация в отличие от класса

1) складывается с возникновением государства
2) является этнической общностью
3) является большой социальной группой
4) формируется в условиях первобытного общества

3. К основным причинам межнациональных конфликтов относится(-ятся)

1) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания
2) ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе
3) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов
4) все перечисленные

4. К культуре межнациональных отношений не относится

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности
2) уважение национального самосознания
3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации
4) проявление национального недоверия

5. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. По мере развития этноса в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические.
Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о национальном самосознании?

А. Национальное самосознание является обязательным признаком этнической общности.
Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, экономические, экологические, духовные, языковые).
Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма
2) толерантности
3) расовой нетерпимости
4) ассимиляции

9. В XVII-XVIII вв. на основе близкородственных народностей, оформившихся ещё в раннем Средневековье, - северофранцузской и провансальской - произошла консолидация французов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что сформировалась французская нация?

1) является достаточно неустойчивым этническим образованием
2) представляет этническое образование, имеющее общие социальные институты, нормы и ценности
3) представляет собой общность, уступающую по численности народности
4) является общностью, характеризующейся родственными связями

10. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Это пример

1) межэтнической интеграции
2) ассимиляции
3) этнического смешивания
4) культурного плюрализма

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «права народов».

Культурная самобытность, дискриминация, самоидентификация, самоопределение, культурное наследие.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «права народов».

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых межнациональных конфликтов. (Б) Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращались в полномасштабные войны. (В) Часто их причинами, на наш взгляд, могли стать территориальные притязания или патологическая нетерпимость к другой нации. (Г) Считается, что отдаваясь во власть национальных чувств, люди действовали вопреки здравому смыслу.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Ответы на тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-2
3-4
4-4
5-3
6-1
7-1
8-3
9-2
10-4
Задания с кратким ответом
1. Этнос (народ)
2. Дискриминация
3. 1122