Кукла управляемая нитками. Как управлять марионеткой. Этапы выполнения работы

Марионетка - кукла на ниточках, управляемая кукловодом. Название Marionetta (управляемая театральная кукла) и первый экземпляр игрушки появились в XVI веке и с тех пор прочно вошли в мир театрального искусства. Современные мастерицы предлагают много подробных мастер-классов, как сделать марионетку своими руками.

Для изготовления простых кукол понадобится картон, нитки, лоскутки ткани, природные материалы и даже носки. Зелёный носочек, надетый на руку, выступит в роли Лягушонка Маппета. Для других кукол-ротиков можно взять носки других цветов, а также детали глаз и смешные парики. Такие куклы пригодятся для самостоятельных постановок в детском саду или дома.

Простая модель из бумаги

Простой и несложный мастер-класс подскажет, как сделать марионетку из бумаги для домашнего спектакля. Таким способом создаются абсолютно любые персонажи: зверушки, клоуны, прекрасные девушки или злые волшебники. Для работы понадобится плотная бумага или картон, эскиз подходящей куклы, краски, крестовина для крепления и леска .

Ход работы:

  1. Перенести выбранный эскиз куклы на плотную бумагу и раскрасить.
  2. Вырезать отдельно все составляющие игрушки, дыроколом на местах крепления и сгибов сделать отверстия.
  3. Через каждое отверстие протянуть нить или леску и зафиксировать свободные концы на крестообразном креплении.

Попробовав силы на простых моделях марионеток, можно переходить к более сложным вариантам.

Изготовление весёлого страусёнка не требует особых усилий, поэтому к его созданию можно привлекать детей. Совместное творчество сблизит и сделает семейный досуг весёлым и полезным. Для работы понадобится обычный и цветной картон, акриловые нитки для помпонов, заготовки глаз, леска или верёвочки .

Ход работы:

Готового страусёнка украсить перьями, бисером или бусинами.

Милый волшебник, повинующийся движению руки кукловода, придётся по душе и детям, и взрослым. А материалы для его создания найдутся в любом доме. Этот пошаговый мастер-класс о том, как сделать куклу марионетку своими руками, включает в себя не только изготовление каркаса, но и пошив костюма для марионетки, потому подойдёт более опытным мастерам.

Понадобятся: пластилин, картон, газеты, шнурок и проволока, ткань для костюма, швейные принадлежности, саморезы и деревянная крестовина .

Ход работы:

Эльф из папье-маше

Изготовление очаровательного эльфа займёт много времени, но результат непременно порадует .

Изящная куколка станет главным героем многих сказочных постановок и полюбится как детям, так и взрослым.

Создаётся в несколько этапов: черновая заготовка туловища из папье-маше, оформление тела, нанесение рисунка и пошив одежды. Важный этап - эскиз будущей куклы. Нарисовать на плотной бумаге схему для марионетки, разделить на секторы и вырезать заготовки. На их размер и надо ориентироваться при создании объёмных деталей.

Понадобятся:

  • пластилин;
  • проволока;
  • газеты, туалетная бумага и клей;
  • готовые заготовки глаз и парик;
  • акриловый грунт.

Пошаговый разбор как сделать марионетку:

  1. Из пластилина вылепить все составляющие куклы, сверяясь с размером бумажных деталей. Заготовку головы обклеить кусочками туалетной бумаги, а каркас туловища газетами, оставить до полного высыхания.
  2. Разрезать детали пополам, вынуть пластилин и соединить обратно, вставляя на местах крепления петли из проволоки. Обклеить всю заготовку ещё одним слоем белой бумаги. Дополнительно покрыть тело белым акриловым грунтом.
  3. Детали куклы соединить между собой. Сделать это можно связав лентой петли между двумя заготовками, так конструкция марионетки будет более подвижная, или скрепить тонкой прочной проволокой. Выкрасить тело и голову краской, близкой к цвету кожи.
  4. На голове закрепить детали глаз и волосы. Дополнительно нарисовать эльфу маску или нанести переплетения узоров.
  5. Управляется кукла при помощи крестовины. Для этого в местах крепления управляющих петель (ноги и ладони) продеть леску и соединить их с крестовиной.
  6. Осталось сшить для эльфа любой фантастический наряд и можно приступать к репетициям!

Марионеткой называется любая игрушка, управляемая с помощью натяжения нитей и руками кукловода. По предложенным мастер-классам легко создать собственную куклу, получив при этом незабываемое удовольствие от творчества.

Вага (рис. 31 ) имеет стержень, к которому прикреплено подвижное коромысло, и поперечную планочку, расположенную ниже коромысла. Вот к стержню, коромыслу, планочке и прикреплены нити. Каждая нить имеет свое назначение и название.

Если вы станете колебать коромысло ваги, то попеременно будут подниматься и опускаться его концы, а привязанные к ним нити натягиваться. А так как нижние концы этих нитей прикреплены к коленям ног куклы, то кукла будет попеременно поднимать и опускать ноги.

Нитями, прикрепленными к вискам куклы, управляют ее головой, ручными - руками. Нитка, прикрепленная к спине куклы, при наклоне ваги вперед наклонит торс куклы, и кукла поклонится. Пяточные нитки, если потянуть одну из них, согнут ногу куклы в колене назад, и, если при этом немножко опустить вагу, кукла встанет на одно колено.

Из этих примеров видно, как много разнообразных движений может сделать кукла-марионетка. Кукловод держит в одной руке вагу, в другой перебирает прикрепленные к ней нити и, как музыкант на инструменте, играет куклой.

Конечно, надо очень много тренироваться, прежде чем научишься хорошо управлять марионеткой.

Достаточно немножко опустить вагу, и кукла будет беспомощно барахтаться на согнутых ногах, а если перестараетесь и слишком высоко поднимете вагу, - кукла повиснет в воздухе. Как при игре на инструменте надо хорошо знать, какую ослабить или натянуть струну и с какой силой ударить по ней смычком, чтобы получился верный и нужной силы звук, так и при управлении куклой-марионеткой нужно знать, за какую нитку и как сильно нужно потянуть, чтобы кукла сделала нужное и верное движение.

Когда кукла двигается правильно, зритель забывает, что кукла подвешена на нитках, хотя и видит их. Но достаточно одного неправильного движения - и кукла уже выглядит на сцене нелепо. Зритель вспоминает, что она в руках кукловода, и перестает следить за ее игрой.

Марионетка управляется многими нитями; я назвал только некоторые из них, а обычно их бывает около пятнадцати. Если же кукле надо сделать какой-нибудь сложный трюк, ну, скажем, жонглировать шарами, подкидывать их вверх, перекидывать на носок ноги или на палочку, которую кукла держит во рту (такой номер есть в нашем спектакле), то количество нитей возрастает до двадцати.


Очень часто одной куклой управляют не один, а два, три и даже четыре кукловода. Понятно, как хорошо они должны между собой сговориться, чтобы, помогая друг другу, не нарушить у зрителя впечатления самостоятельно двигающейся куклы.

Подвязывать куклу надо следующим образом: повесить вагу за крючок (Н ) на расстояние от пола, несколько превышающее рост кукловода (рис. 31, 32 ). Для закрепления нитей на ваге делают зарубки или высверливают отверстия, к кукле же нити прикрепляют при помощи петель. Сделать их можно из простых булавок, откусив кусачками головки и согнув затем их в виде буквы «П».

Сначала прикрепляют к вискам куклы две нити, свободные концы которых привязывают к неподвижной планке ваги (В-Г ) в точках в 1 и в 3 . Подвязанная на эти нити (височные) кукла должна висеть в свободном положении и не касаться пола.

Дальнейшая подвязка нитей делается в следующем порядке: коленные (к , к 1 , к 2 , к 3), ручная (р , р 2 , р 1 , р 3), проходящая в точках р 1 и р 3 через петли; спинная (С -С 1).

Эти нити являются основными, дающими кукле возможность поворачивать голову, наклонять торс, двигать руками и ногами (ходить).

Остальные нити носят название вспомогательных . Количество и способ прикрепления их зависит от заданий, которые предстоит выполнить кукле. Так, например, соединительная ручная нить (м , м 1 , м 2), проходящая от одной из кистей (ладоней) рук (М ) через петлю в другой (М 1) к неподвижной планке ваги (в точке М 2), дает возможность кукле сводить и разводить кисти рук (хлопать в ладоши).

Нити п -П 1 и П 2 -П 3 , отходящие от пяток куклы (п и п 2) и прикрепленные к неподвижной планке ваги с тыльной ее стороны в точках П 1 , П 3 , позволяют кукле становиться на колени. Нить Г -Г 1 (грудная) будет служить для сгибания торса куклы в пояснице назад; нить Л -Л 1 (лобная) - для поднимания головы и придания ей большей устойчивости (уничтожение непроизвольного качания).

Давайте проделаем ряд упражнений с марионеткой для того, чтобы научиться хорошо управлять ею.

Возьмите вагу в одну руку так, чтобы коромысло лежало на большом и среднем пальцах, а стержень ее был бы прижат к ладони сверху указательным пальцем, а снизу безымянным и мизинцем.

Попробуйте поднимать и опускать попеременно крылья коромысла (А-Б ), следя за тем, чтобы концы их поднимались и опускались на одинаковую высоту. При этом движении коленные нити, прикрепленные к концам коромысла, будут поочередно натягиваться, а ноги куклы подниматься и опускаться, сгибаясь в коленях, - получится впечатление шага на месте .

Если при этом вы будете перемещать свою руку в направлении движения куклы, - кукла начнет ходить. При этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы стержень ваги оставался перпендикулярным плоскости пола, по которому ходит кукла; чтобы крылья коромысла поднимались и опускались равномерно; чтобы сама вага не снижалась и не поднималась; чтобы кукла не пригибалась к полу и не отрывалась от него и, наконец, чтобы расстояние, на которое при каждом движении кукла перемещается, было равно размеру ее шага. Если размер шага куклы равен 5 сантиметрам, то, сделав двадцать шагов, кукла должна пройти расстояние в один метр. При этом упражнении первоначально руки куклы остаются свободно висеть по сторонам и управление куклой осуществляется одной рукой кукловода. Упражнение проделывается поочередно обеими руками: кукла сначала идет в одном направлении, а затем в обратном.

В следующем упражнении - шаг с переменным подниманием рук - кукла находится в том же положении, что и при первом упражнении. Свободная рука кукловода поочередно перебирает ручные нити (р , Р 1 - Р 2 , Р 3), приводя в движение руки куклы и сочетая их с движением ног, сначала в одном направлении, а затем - в перекрест (при поднимании правой руки куклы поднимается левая ее нога, и наоборот). Это упражнение надо проделать сначала в медленном темпе (шаг), а затем в убыстренном (бег) под счет или музыку в ритме марша. Для получения размаха рук куклы достаточно одностороннего натягивания и опускания ручной нити (по линии р -р 1 или р 2 -р 3).

При команде руководителя: «Кру-гом!» - кукловод (по предварительной команде) задерживает крыло коромысла в поднятом состоянии; поднимает одну из ног куклы, быстро перехватывает вагу в другую руку и одновременно поворачивает куклу, следя за тем, чтобы другая нога куклы не отрывалась от пола. Затем (по исполнительной команде) продолжает движение в обратном направлении; снова поднимает и опускает поочередно крылья коромысла.

Следующее упражнение - опускание на колено . Вага находится в первоначальном положении. Свободной рукой кукловод натягивает пяточную нить, при одновременном опускании ваги к плоскости пола (стержень ваги остается перпендикулярен полу), слегка отведя пяточную нить назад. При вставании куклы с колена кукловод натягивает коленную нить соответствующей ноги, одновременно приводя вагу в первоначальное положение.

Для упражнения в сгибании и разгибании торса вага находится в первоначальном положении. Кукловод наклоняет верхний конец стержня ваги и тем самым подтягивает спинную нитку, подвязанную к его нижнему концу. Кукла наклоняется вперед, сгибаясь в пояснице. Это упражнение можно комбинировать с предыдущим: опустить куклу на оба колена, наклонить ее в пояснице так, чтобы она коснулась головой пола. Постепенно выпрямляя стержень ваги, надо привести торс куклы в вертикальное положение, а затем поднять ее с колен, как описано в предыдущем упражнении.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные, существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы... Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие жё длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинёлло, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Кашпарек, в Турции - Карагёз.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой.

Петрушка относится к перчаточным куклам.

Еще проще устроены куклы «на палочках». В Польше их называют куклами «на потыках»: ножки и ручки у такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны.

Есть куклы, которые можно только передвигать. Их используют в особых кукольных театрах, называемых на Украине «вертепами», а в Польше - «шопками». Это двух- или трехэтажные ящики с открытой передней стенкой. Между этажами сзади можно просунуть руку и этой рукой сквозь щели в полу каждого этажа водить куклу. А кукла, как уже говорилось, может только передвигаться с помощью кукольника и взмахнуть рукой, если дернуть за нитку.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде куклы. Тростевые куклы появились очень давно, на Востоке - в Индокитае. В европейских кукольных театрах их стали использовать только в XX в. В 20-е гг. советские художники-кукольники Ефимовы сыграли с помощью тростевых кукол отрывок из трагедии Шекспира «Макбет». А позднее Центральный театр кукол в Москве поставил пользующийся большим успехом спектакль «Волшебная лампа Аладина», который актеры играют куклами на тростях.

Перчаточные и тростевые куклы называют еще «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловод за ширмой, его не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актер-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нитки. Внизу нитки прикреплены к плечам куклы, ко лбу, чтобы она могла поднимать и опускать голову, к вискам, чтобы она вертела головой направо и налево, к спине, чтобы она могла кланяться, к локтям и ладошкам, чтобы она имела возможность делать всякие движения руками, к коленкам, чтобы она, поднимая то правую, то левую ногу, могла ходить или танцевать. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и даже тридцать. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками.

Кукол на нитках иногда называют марионетками. Но это не совсем правильно, поскольку всякая театральная кукла называется марионеткой.

Есть еще один вид кукол, которыми управляют сверху. Ниток у них немного, одна-две, чтобы взмахнуть кукольной рукой. В голове куклы палка. Ноги болтаются сами по себе, но можно палкой так раскачивать куклу, что ноги у нее начинают шагать. Куклы большие, тяжелые, одетые в блестящие доспехи, со щитами и мечами.

Это сицилианский героический театр, сохранившийся со времен средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды стоят за задником (сзади сцены) и размахивают куклами, держа их за палки. Куклы с шумом и треском ударяются друг о друга, и «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

Такой же театр есть в Брюсселе, в Бельгии. Это театр «Тон», он существует много лет. Его хозяева, играющие главную роль, «кричащего рассказчика», с течением времени сменяют друг друга, но каждый следующий получает имя Тон. Особым успехом этот театр пользуется у туристов.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях, как в сицилианском театре. Они плоские, вырезаны из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода большая масляная, керосиновая, а иногда электрическая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне на глазах у зрителей возникает цветная резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мифические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

В мире существует очень много самых различных театральных кукол. Во Вьетнаме, например, устраивают даже кукольные представления на воде - на речке или озере. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит по колено в воде, отгороженный плетеной ширмой от зрителей, находящихся на берегу. Внутри полой бамбуковой палки натянуты веревочки, идущие к рукам куклы, голове, туловищу. Кукла может вынырнуть из воды или нырнуть в воду, ходить, кланяться, размахивать руками.

Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и в нем изображали водяных духов и богов, черепаху, дракона. А во Вьетнаме сейчас в таком театре представляют сценки из народной жизни.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона, может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. Сделан дракон из бамбуковых каркасов, обтянутых раскрашенной материей. Получаются как бы цилиндры, между ними из материи такие же цилиндры, только уже мягкие, а не жесткие. У переднего каркаса огромная рогатая голова дракона держит во рту красный шар. Постепенно толщина цилиндров уменьшается, и кончается все последним жестким каркасом - хвостом. Каждый ведущий этого дракона может поднять свою палку выше или ниже, двинуть ее вправо или влево. В результате дракон извивается, скручивается, раскручивается. Сейчас это только уличное зрелище, а когда-то крестьяне устраивали шествие с драконом, прося небо, чтобы кончилась засуха, пошел дождь.

Во время праздника в Китае могут появиться и львы. В каждом льве два человека-акробата. Львы бегают, прыгают, кувыркаются, залезают на несколько поставленных друг на друга столов. Вместе со львами львята. Это переодетые мальчишки. У львов огромные морды с открывающимися ртами, а шкура сделана из длинной сухой травы - красной, зеленой, желтой.

А в Италии или в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 м в высоту, надувные резиновые куклы.

Итак, куклы, кукольные театры помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей. Все басни и сказки народов мира иносказательны, но в них много правды. В них мудрость, юмор, талант народа. Метафоричны не только народные сказки, но и многие произведения великих писателей и поэтов - Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Гоголя, Маяковского... Все это предоставляет большие возможности для развития и совершенствования кукольного театра.

В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. Сейчас их 135, они играют на 25 языках народов СССР. В спектаклях участвуют замечательные актеры, художники, мастера кукол. Самый большой кукольный театр в мире - Центральный театр кукол в Москве. В нем работают 300 человек. Этот театр дает представления каждый день - для детей и каждый вечер - для взрослых. Часто ездит на гастроли, объехал 400 городов нашей страны, выступал в 40 странах мира.

Государственные кукольные театры успешно работают и в других социалистических странах.

Существует всемирная организация кукольников УНИМА. В нее входят 5 тыс. членов. Съезды, конференции, фестивали этой организации проходят и в Европе (в том числе в СССР), и в Америке, и в Африке, и в Австралии.


Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.




Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Его развитие совпало с развитием оперы, пения «бельканто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах.
Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных , драматических артистов. К XVII веку марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои маленькие театрики, которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные пятиактные . И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа нитей и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.
Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в 1766
году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик, воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая всю знать Венеции.
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все фиоритуры танцовщиц знаменитого театра JIa Скала. Куклы-танцовщицы в театре Феано в Риме были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики — такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.
Традиционная итальянская марионеточная сцена обрамлялась порталом, имела кулисы и задник — в миниатюре там было все, что полагалось театральной европейской сцене. Но было и отличие — за задником пристраивался помост, с высоты которого кукловоды водили марионеток по сцене с помощью длинных нитей. Нитей у
традиционных марионеток было немного. Как правило, нити сочетались с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы, — на этом пруте висела сама кукла, а с помощью нитей, идущих к ее рукам и ногам, создавались жесты и походка. Еще одна дополнительная нить, идущая к спине, наклоняет куклу, позволяет ей принимать более свободные позы. Для твердости походки в башмачки подкладывали кусочки свинца. Количество нитей стало увеличиваться к концу XIX века и, вероятно, достигло апогея в театре Подрекки, где число их доходило до двадцати. Вместе с увеличением числа нитей перестал применяться металлический прут. И еще одна особенность марионеточного театра (не только итальянского, а вообще европейского) — в спектаклях существовало обязательно разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохраняется и сегодня: современные спектакли идут под запись и актерских голосов.
Великолепное описание марионеточных театров Италии оставил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневник и, вернувшись, опубликовал их под названием: «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом их этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение: 
«29 января (1817 г., Флоренция). Сегодня вечером Натан ввел меня в общество богатых купцов под тем предлогом, что хочет показать мне очень красивый театр марионеток. Эта прелестная игрушка не более пяти футов в ширину, но тем не менее она является точной копией театра Ла Скала. Перед началом представления в гостиной потушили свет. Декорации весьма эффектные, несмотря на свой небольшой размер. Там горят маленькие лампы, по величине подходящие ко всему остальному, и вся смена декораций производится очень быстро, точно таким же образом, как в Ла Скала. Это необыкновенно, очаровательно. Труппа из двадцати четырех марионеток, ростов в восемь дюймов, со свинцовыми ногами, разыграла прелестную, немного вольную комедию — сокращенную «Мандрагору» Макиавелли. Затем марионетки весьма грациозно исполнили небольшой балет».
К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула еще раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру «Пиколли-ди Подрекка», созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки не ушли из жизни итальянцев и выступают по сей день, они ведут скромное, тихое существование.
Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также были очень популярны и даже соперничали в XVII- XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских аристократических гостиницах.
Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской городской семьи, спектакли начинают показывать любители.
Театр марионеток получил большое распространение во многих европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря английским кукольникам — и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и кочующих.
В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к началу царствования Анны Иоанновны (1730- 1740), когда немецкие «показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русский язык окончательно входит слово «марионетка».
Однако до середины XIX века марионеточные спектакли дают только иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в XVIII веке, в основном из разговорных пьес. Они снимают для своих выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Но существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах. Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров — трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно легко обойтись без текста.
Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно, поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра и научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.
К концу XIX века представления марионеточного театра можно было увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах России. 
Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у них не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый бала-ган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках.
Кроме того, в России, как и за рубежом, большое распространение получили домаш-ние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали одна за другой появ-ляться любительские студии. Однако довести работу до конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не удавалось.
Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли Ю.Слонимская и супруги Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916 года. Однако жизнь театра оказалась недолгой: Ю.Слонимская и некоторые студийцы после Октябрьской революции эмигрировали из России, и театр распался.
После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских кукольников — они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.