Фолькло на музыкальных занятиях в доу методическая разработка на тему. Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкальный фольклор для детей дошкольного возраста

Кустова Любовь
Использование фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. И в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению .

Перед дошкольными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. Одним из важных направлений работы нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры. В учреждении функционирует мини-музей «Горница» , в котором разместились старинные предметы культуры, труда и быта крестьян пермской деревни. Руководитель музея Антропова А. П вводит детей в особый мир старины путем действенного познания. Основными формами работы с дошкольниками являются игровые занятия, экскурсии, народные развлечения и праздники Меня, как педагога, проработавшего с детьми много лет, всегда привлекала идея ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором .

Искусство фольклора уникально : оно рождается и существует в среде творцов и исполнителей . Он с рождения присутствует в жизни ребенка : это потешки, прибаутки, колыбельные, хороводные игры с пением и т. д.

Исследования и мысли ученых и писателей (Л. Н. Толстой, А. М. Горький, Г. С. Виноградова и др.) говорят о том, что фольклор обладает большими воспитательными возможностями :

Фольклор помогает раскрытию , раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной работы на основе народных традиций мы видим, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых , т. к. народная культура обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества.

В русском фольклоре , по моему мнению, каким – то особым образом сочетается слово, музыкальный ритм , напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей , и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками .

Считаю, что большая роль в приобщении детей к народной культуре принадлежит музыкальному руководителю . Поэтому на своих занятиях знакомлю детей с народной музыкой , хороводными играми, закличками, потешками, народными музыкальными инструментами . С учетом реализуемой в дошкольном учреждении комплексной программы и возраста детей , стараюсь включать в совместную деятельность с детьми фольклорный материал который отражает различные виды музыкальной деятельности и куда входит :

Слушание народной музыки ;

Пение народных песен;

Народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры ;

Игра на народных инструментах

Исходя из возрастных категорий распределила фольклорный материал в соответствии с возрастными категориями дошкольников :

Младший дошкольный возраст (2 – 3 года) – введение в мир фольклора ;

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) – знакомство с азами народной культуры;

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора

В 1,5 – 3 года ребенок реагирует на звучание музыки , которая воздействует на ребенка на самых ранних этапах, а потому основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с элементами фольклора , являются слушание - восприятие и игры (музыкальные и словесные ) .

Вводя в мир фольклора , знакомлю детей с песенными и стихотворными детскими жанрами : колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, закличками. Песенный материал подбираю несложный по мелодичному и ритмичному строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик.) Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки , например, с зайкой сначала знакомятся : «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют) .

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Всю деятельность с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания. Забавные игры («Петушок» , «Идет коза рогатая» , «Идет кисонька из кухни» ) побуждают детей к импровизации : у каждого получается свой «петушок» или своя «киска» . И что очень важно -каждый ребенок не зритель, а активный участник. На данном возрастном этапе знакомлю детей с народными инструментами. Интерес к ним возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть, и я предоставляю эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не свожу этот момент к шалости, а учу его играть что-нибудь конкретное : звуки свистульки похожи на птичьи голоса, ложки на бег лошадки и т. д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению

В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарем, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен : лирических, плясовых, шуточных, игровых, увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица» , «Как на тоненький ледок» , «Ой, вставала я ранёшенько» и др. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Также осваиваю малые фольклорные жанры : считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развернут , тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках.

В средней группе предлагаю ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно : «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее» . Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. Продолжается работа и с детскими музыкальными инструментами . Показываю детям, как можно исполнить ту или иную мелодию например на ложках

В старшем возрасте ввожу новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах . Побуждаю детей к подбору знакомых мелодий и самостоятельных импровизациях на музыкальных инструментах , включаю в праздники и досуги исполнение мелодии в оркестровом исполнении .

Особое внимание уделяю разнохарактерности музыкальных образов : от веселых, озорных до лирических и нежных. Это помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать движение в пляске. Например, в таких, как «Кадриль» , «Танец с балалайками» , предающие удаль, озорство, задор; «На горе-то калина» , создающая образ русских красавиц, плавно и величаво двигающихся в танце

Хотелось бы отметить, что данная работа осуществляется в тесном взаимодействии с руководителем музея. И традиционно в детском саду отмечаются народные праздники : в Рождество дети колядуют, весной празднуют Масленицу, Пасху, Троицу, Семик, где дети выступают в роли ряженых, поют частушки, водят хороводы, играют в народные игры, играют на народных инструментах. Все праздники проходят ярко, красочно, эмоционально. Все мероприятия в детском саду проходят совместно с родителями.

В заключении хотелось бы сказать, что целенаправленная систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что дети не только знакомы с фольклором , но и любят его, используют в своей жизни .

Нельзя прервать связь времен и поколений, чтобы не исчезла душа русского народа. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

Актуальность проекта.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка . Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности ; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру. В которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.


Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определенные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание» , «Живая старина», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкального искусства, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: сентябрь – май


Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

Ø Развивать интерес детей к народному быту;

Ø Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;

Ø Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;

Ø Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности .

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (сентябрь октябрь) сбор информации .

2-й этап : организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.

3-й этап: формирующий (март - май) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Формы реализации проекта.

Ø Тематические занятия по ознакомлению с окружающими ;

Ø Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями ;

Ø Экскурсия в краеведческий музей ;

Ø Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов ;

Ø Обучение игре на русско народных инструментах .

Направление проекта.

Выполнение проекта.

Разучивание русских народных Русские народные танцы, песен, попевок, хороводов. игры.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность детей :

Игры, хороводы, потешки

Музыкальный фольклор :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image040.png" alt="Блок-схема:" width="242" height="107 src=">


Организация

музыкально – фольклорной

деятельности :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image047.png" alt="Блок-схема: перфолента: создание этномузыкальной звуковой среды " width="278" height="135">

Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.

Цель:

- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;

- Дать детям представления о народной культуре;

- Познакомить их с периодами жизни русского народа.

Программное содержание:

Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.

Репертуар

Сентябрь

«У калинушки»,

«Ай, да берёзка»

«Русский танец»

Заучивание потешек.

«Ульи и пчёлы»

Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями.

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Песня «Как на тоненький ледок»

Частушки о валенках.

Танец «Валенки»

«Сударушка»

Инсценировать игровую песню.

Петь частушки, подыгрывать на музыкальных инструментах.

Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.

Отработать шаг, характерный для народного танца.

Русская народная песня «как зима с весною повстречалась»

Игра «Горелки»

Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.

Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

Свободная русская народная пляска.

Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Развивать ловкость, быстроту.

Петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии.

Петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.

Развивать творческие способности детей.


Презентация проекта:

Совместные развлечения для детей и родителей:

1) «При солнышке тепло, при матушке – добро» - фольклорный праздник

2) «Праздник русского валенка» - развлечение

3) Фольклорный праздник для детей подготовительной группы:

«Весенняя капель в Берендеевом царстве».

Результат промежуточного обследования.

Результаты диагностики показали, что на первоначальном этапе работы большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).

Диагностика, проводимая в конце года показала хорошие результаты. Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image057.png" width="461" height="278 src=">

Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, мастерили и приобретали их сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и не охотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты диагностики .

https://pandia.ru/text/78/628/images/image059.png" width="396" height="237 id=">

Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками ансамблевого музицирования.

За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.


Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.

Диагностика проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.

Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от музицирования.

Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.

Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,

музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.

Используемая литература.

1. «Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.

., . Москва 2008год.

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.

. Волгоград 2005год.

3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.

Русские народные игры – хороводы для детей.

М. Медведева. Москва 1982 год.

4. «Праздники для детей и взрослых»

. Москва 2001год.

5. «Русские народные подвижные игры»

Пособие для воспитателей детского сада.

. Москва 1986год.

6. «Ай, ду-ду!...» Русские народные песенки.

. Москва 1991год.

7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.

П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.

8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»

Народные праздники, игры и развлечения.

. Ярославль 2001год.

9. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».

. Москва 2007год.

10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

. Москва 1990год.

11. Журналы «Музыкальный руководитель»;

«Музыкальная палитра».

DIV_ADBLOCK294">

4. Другое.

II. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

1. Поет детские песни с удовольствием.

2. Предпочитает копировать песни взрослых.

3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

4. Поет только со взрослыми.

5. Другое.

III. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

1. Посещаю с ним концерты.

2. Беседую с ним о музыке.

3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.

5. Другое.

IV. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

1. Интереса не проявляет.

2. Постоянно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.

3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.

4. Другое.

V. Как ребенок реагирует на музыку?

1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.

2. Внимательно слушает музыку.

3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.

4. Равнодушен к музыке.

5. Другое.

VI. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

1. Не занимаюсь этим.

2. Есть музыкальный инструмент.

3. Есть фонотека с детским репертуаром.

4. Другое.

Музыкально – дидактические игры.

Ø « Музыкальный домик »

Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных русских народных музыкальных инструментов.

Ø « Кого встретил колобок »

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), использую звучание русских народных инструментов.

Ø « Петушок, курочка и цыпленок »

Цель: Упражнять детей в различных трёх ритмических рисунков. Знать русские народные песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Ø « Повтори, как я »

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным танцам, уметь выполнять соответствующие движения.

Ø « Учимся танцевать »

Цель: развивать у детей чувство ритма. Знакомить их с русским народным сувениром – матрешкой.

Ø « Подбери картинку »

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности, используя народный фольклор.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image062.png" alt="Описание: C:\Users\User\Desktop\мама\imagesCAMEUP3H.jpg" width="178" height="191">

Консультация для родителей .

Своеобразной кульминацией музыкальных занятий в детском саду всегда является проведение праздничного утренника. Во время выступления дети имеют возможность продемонстрировать все то, чему они успели научиться, закрепить свои успехи в разных видах художественно – музыкальной деятельности, увидеть результаты собственного труда.

Мамы и папы должны ответственно подойти к тому, что их дочкам и сыновьям вскоре предстоит выступать на празднике, где надо будет петь песни. То есть на голоса детей, их голосовые связки и дыхательные органы будет возложена достаточно серьезная нагрузка.

В связи с этим, недели за две до утренника юным артистам следует поберечь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста, песни, вокальных упражнений и т. д. являются дополнительным напряжением для голосовых связок. Чтобы установить определенный «щадящий график», надо как можно реже покупать своим малышам мороженое. Любителям мороженого следует сократить потребление своего обожаемого лакомства – оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и непосредственными показами самих праздников руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для поедания продуктов.

Нельзя!

Ø Громко кричать .

Ø Петь на улице в сырую и холодную погоду.

Ø Долго петь.

Перед выступлением не есть запрещенные продукты:

Ø Мороженое

Ø Шоколад и шоколадные конфеты

Ø Лимон

Ø Подсолнечные семечки

Ø Любые холодные продукты

Удачно проведенный праздник можно завершить чаепитием. Где дети смогут вдоволь полакомиться и шоколадом, и даже мороженым (в допустимых нормах!). Этот момент уже выступит как дополнительный фактор закрепления успеха от проведенного успешно мероприятия.

».

Консультация для родителей.

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

Приложения.

Выполнила:

музыкальный руководитель

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений.

Календарный фольклор

(календарные песни, заклички, приговорки)

Заклички (от слова закликать - звать, просить, приглашать, обращаться) свя­заны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы. Заклички относятся к наиболее распространенным, активно бытующим жанрам дет­ского календарного фольклора. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен. Пережитком давно за­бытых верований звучит обращение к солнышку «её деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне, осени как к живым существам является отголоском древней традиции. Заговорно - заклинательные функции закличек по всей вероятности утрачены еще в прошлых веках. В настоящее время они отражают непосредственное общение детей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами.

Присущее закличкам прямое обращение, обусловило преобладание в них интонаций зова, клича.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорки исполняют следующим образом: скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая.

К редко встречающимся относятся приговорки, которые дети напевают, собирая грибы, ягоды. Редкостны также записи приговорок птицам. Замечено, что эти приговорки, содержащие передразнивания и подражание голосам птиц, точное наблюдение детей над их повадками и оперением

В музыкальном отношении приговорки, пожалуй, разнообразны, как ни один другой жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких к разговорной речи. Есть приговорки, построенные на многократном повторении отдельных возгласов. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности мелодического склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать говорком.



Календарный фольклор представляет большой интерес для всех изучающих традиционное народное творчество.

Раздел детского календарного фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, окружающей природы во всякое время года.

В купальских песнях для них привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строфные миниатюрные образы сходные с детскими дразнилками.

В современных условиях дети перенимают календарный фольклор не только от взрослых, когда те отправляют тот или иной обряд, но друг от друга в игре. Нам не раз приходилось сталкиваться с фактами перенимания детьми тех или иных календарных образцов по воспоминаниям и рассказам пожилых людей, что позволяет им знакомиться даже с вышедшими из активного бытования песнями и обрядами и поминать их.

Исследователи детского фольклора начала XX века, и в частное Г. С. Виноградов, указывали на то, что календарный фольклор постепенно исчезает не только из взрослой, но и из детской музыкальной среды.

«В новом столетии календарный фольклор забывается и детской средой... Он на глазах историка народного быта выпал из состава фольклора взрослых, вошел в репертуар исполнителей из детской среды и теперь окончательно исчезает».

Безусловно, детский календарный фольклор претерпел значительные изменения даже по сравнению со второй половиной XIX века, что особенно заметно по обрядовым действам. Вот как описывала закликание весны детьми в Курской губернии в начале XX века этнограф Р. Данковская: «В Курской губернии дети 9 марта отправлялись с специальным печеньем в виде птиц на огороды, где стоят стога соломы, клали на верхушки стогов свои «кулики» и, глядя на них, плясали припевали печальным напевом, после чего, схватив каждый своего «кулика», убегали без оглядки, с тем, чтобы вернувшись, повторить все сначала. Дети бегали и пели так до позднего вечера. Съев головки «куликов», назавтра производили то же самое с их туловищами, которые к вечеру съедались».



Некоторые детские календарные песни хранятся в памяти детей независимо от определенных обрядов и праздников, связанных с конкретными датами. Например, описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их ни с какими праздниками. Некоторые жнивные песни, близкие традиционным детским закличкам и приговоркам, бытуют в современной детской среде тоже как заклички и пригворки. В настоящее время также не связаны с обрядом и егорьевские песни - дети могут пропевать их в любое время, увидев стадо или выгоняя скотину на пастбище. Вьюношные песни были записаны уже только от отдельных ребят по их воспоминаниям. Нам не удалось найти село или деревню, где бы обряд поздравления молодоженов еще бытовал, хотя можно предположить, что он существовал до недавнего времени. Несмотря на то, что молодоженов уже не поздравляют, но поздравительные песни еще помнят.

Потешный фольклор.

(прибаутки, небылицы, дразнилки)

Потешки - песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом (связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях). В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми – это поэтические произведения с простейшим сюжетом, в котором главным персонажем становятся пальчики, ручки, ножки малыша и руки взрослого- того, кто его забавляет (Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Ехал мальчик маленький).

Прибаутки, небылицы, дразнилки имеют самостоятельное значение, с играми не связаны. Назначение прибауток - развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников . По форме это короткие (в основном из 4-8 строф) песенки с забавным содержанием, своего рода, в ритмизованные сказочки. Как правило, в них отражено какое-либо яркое событие или стремительное действие - дети не способны на долгое внимание, и в детских прибаутках передан в основном какой-либо один эпизод.

К числу прибауток относятся и небылицы - особый вид песен с смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанные на неправдоподобности, вымысле (мужик пашет на свинье, свинья свила гнездо на дубе, медведь по небу летит, корабль бежит и полю, море горит и т. п.). С другой стороны, все эти несообразности несовпадения с реальным миром как раз помогают ребенку, утвердит в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности укрепить в себе чувство реальности.

Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки, также относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток, или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке - заряд эмоциональной силы. В репертуаре детей - неистощимый запас традиционных дразнилок, и создают они их обычно с присущей им меткостью, иронией и лукавой издевкой.

Если прозвище обычно закрепляется за каким-нибудь лицом в качестве устойчивого эпитета, то дразнилка исполняется только в отдельных случаях и за отдельным лицом не закрепляется.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки. Рифмы, замыкающие стих, в большинстве образцов потешного фольклора распространены так же, как и вообще во всех жанрах детского фольклора. Прибаутки, небылицы, дразнилки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Для текста детского потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах, например: гуленька, котенька, козлище, волчище, Часто употребляются парно созвучные слова: Федя-медя, синти-бринти, Алеша-белеша, муха-комуха, блошка-камошка.

В прибаутках часто встречаются и всевозможные междометия, звукоподражания самым различным явлениям - игре на дудочке и бубне (ду-ду, гу-ту-ту), щебету птиц (чики-чики-чикалочки); крикам животных, ударам колокола (дон-дон-дон, дили-бом).

Прибаутки- песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей (отсюда название «забавки», «забавушки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. По содержанию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей.

Они осуществляются, в частности, и посредством слов с преобладанием звуков, сходных

со звуковой стороной изображаемого явления.

Из элементов поэтической речи в потешном фольклоре встречаются различные разновидности определений: Петька-петух, Андрей-воробей, журавль длинноногий, Филя простота. Сложные сравнения в детских песнях отсутствуют, чаще всего они имеют вид образных слов, например: «нос сучком - голова пучком»,»сам с вершок, голова с горшок».

Нередко в потешном фольклоре встречаются и гиперболы:

«Фома песню спел,

На полати сел.

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,

Еще кадку щей,

Две печи калачей,

Овин киселя,

Петуха да гуся».

Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек (лунь плывет, сова летит), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально.

Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце.. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей, именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Игровой фольклор

(считалки, игры)

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. В теоретиче­ском исследовании «Дети и игра», в разработке которого принимали участие специалисты ряда стран, отмечается:

«Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры крестьянских детей имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву.

Воспроизведение в них различных бытовых явлений и дел в присущей им строгой последовательности имеет целью путем многократного повторения их в виде игровых действий с малых лет привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить их к труду научить правилам поведения, познакомить с традициями и обычаям. Сегодня все реже в детском быту встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом; некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные.

В настоящее время большой популярностью в среде сельских и городских детей пользуются игры с веревочкой (скакалкой) и мячом.

Условно игры можно разбить на три основные типологические группы:

ü драматические;

ü спортивные;

ü хороводные .

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.

Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них также нередко исполняются игровые припевы, в таких, например играх, как «Прятки», «Колдуны», «Перечина».

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:

ü круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других - песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»);

ü в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хо­тят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;

ü хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

Сгруппировать детские игры можно на одиночные, групповые или совместные .

Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки.

В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники.

Игры включают в себя различные виды народного творчества : музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии». Считалки имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки.

Считалки относятся к широкому бытующему и непрерывно развивающемуся жанру – наряду с традиционными образами в них нередко возникают и новые, современные, отражая постоянное обновление повседневной жизни детей и их восприятия.

Задача считалки - помочь подготовить, организовать игру. Важная организующая функция считалки как пролога игры, она объединяет коллектив детей в единое целое, помогает выбрать вожаков игры и распределить в ней их роли, игры при этом могут быть самые разнообразные и по цели, и по исполнению. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок, воздействуя на детей эмоционально, настраивают их на игру, заражают игровым задором.

По признаку композиционного строения считалки можно разделить на две группы:

1) «заумные»;

2) сюжетные.

Основу построения сюжетных считалок составляет повествовательное или драматическое развитие сюжета, нередко в этом качестве детьми используются и прибаутки. Следует отметить во многих считалках наличие счета, в некоторых встречающихся в них числовых обозначениях сказывается тенденция к заумным словообразованиям: перводан-другодан, анзи-дванзи и т. п.

Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов - напевно интонированное скандирование.

Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом

Игровые припевы иногда поют соло, но чаще всего группой в унисон. осознанного многоголосия в пении детей не наблюдается. В мелодическом отношении игровые припевы весьма разнообразны, каждой игре присущи особые характерные черты, свои интонации.

Детские игры видоизменяются под влиянием многих факторов: ускорения темпа жизни, увеличения объема информации. Приспосабливаясь к новым условиям, традиционные сюжеты, игровые песенки различных игр существенно трансформируются, и процесс этот нескончаем.

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, шуточные песни. Народ даже в тяжелых условиях жизни, оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п.

Однако дети нередко пользуются дразнилками и поддевками . Это своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Они способствуют психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом.

Дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает также прозвища, клички, присловья. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжерство, воровство (Ябеда - корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет и подходящий ответ обидчику, отговорку: «Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все - равно я - человек».

Поддевки - тоже вид сатирического детского фольклора. Они представляют собой диалог, в котором человек ловится на слове (Скажи Медь! - Медь. - Твой отец медведь).

Современная детская устная культура все более обособляется от культуры взрослых, изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, песни-переделки, а также на произведения, созданные профессиональными авторами.

Дети растут быстро. Взрослея, забывают детский фольклор так, как будто его никогда и не было в их жизни. На место повзрослевших приходят новые поколения детей. А детский фольклор живет долго, иногда - очень долго. Прочность традиции удивительна, ведь дети единственные в современном обществе передают свою культуру старинным способом - «из уст в уста», «делай, как я»:

Лекция «Вокальные жанры»

Детский фольклор для дошкольников

Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель
Место работы: СОШ №1231, дошкольное отделение ул. Погодинская д.20/3 стр.1
Цели музыкального воспитания: сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.
Задачи:
- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми
- воспитание художественного вкуса
- развитие творческих способностей детей
- развитие координации движений
- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству
Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки. Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся Прыгают на месте
Маленькими не останемся
Мы уже растем, растем. Хлопают в ладоши
Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.
С добрым утром! Опускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4.Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

5.Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - Опускают руки
Самокаточки.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2.Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке.


3. Еду-еду к бабе, к деду Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке Притопывают одной ножкой
На одной ножке,
В старом лапоточке Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо, Идут «топотушкой»
А потом... в яму!
Бух! Приседают

4.Поехали, поехали Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами.
В ямку бух! Приседают

5.Пошёл котик по дорожке, Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок, Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку, «Пружинка»
Купил котик булочку.
Самому ли есть «Фонарики»
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу, «Пружинка»
Да и Машеньке снесу.

6.Ай, тата, тата, тата, Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки Хлопают в ладоши
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

7.Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка, Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко, Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки, Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки! затем левой ножкой
Разок шагнешь, Шагают на месте
Другой шагнешь,
А потом, а потом
Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.

1.Из-за леса,из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру… Останавливаются, «натягивают поводья»

2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

4. Скок, да поскок, Двигаются подскоками
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька - Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Пособие посвящено актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, школ, центров досуга, а также всем, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.2. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.

На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие-основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. С 1996 года накапливался опыт, систематизировался репертуар по фольклору, с 1999 года работа ведется постоянно.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила создать кружок по музыкальному фольклору, расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей и хоров. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии, поэтому включала их в авторскую программу по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки».

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Русский чай», « Приданниковская кадриль», «Сенечка», шуточный танец «Антошка» и другие.

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах». Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы), которые используются постоянно. Но в скором времени мне пришла мысль разнообразить и увеличить их количество. Я решила сделать необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала и через некоторое время эти инструменты появились у нас в саду, которые мы с детьми начали осваивать, причем очень быстро и с большой охотой. Хочется отметить, работая именно в нашем детском саду, мне большую помощь оказывает наша заведующая. Любое мероприятие, организованное мной находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Далеко не в каждом детском саду есть такое разнообразие костюмов, декораций, атрибутов, которые позволяют работать творчески и с большим интересом. Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.

Малыши расписывали матрешек, жостовские подносы, лепили, расписывали дымковские игрушки, гжель. Лучшие работы были использованы при оформлении праздника «Дымковская игрушка», «Русский сувенир». Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Дымковская игрушка», зал был оформлен в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки: матрешки, свистульки, дымковские игрушки, пряники, сушки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. Ведущие были одеты в русские сарафаны, на голове - кокошник, оберег. Дети (матрешки, Ваньки-встаньки, дымковские игрушки) в красочных костюмах. Коробейники расхваливали свой товар, а дети-покупатели свободно могли его рассмотреть. Все шествие сопровождалось русской народной песней в исполнении детей и взрослых и в исполнении русского народного оркестра (фонограмма). На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев использовала народные мелодии, русские народные движения.

Праздник «В гости к нам пришли матрешки» был приурочен к празднику 8 Марта, который ввел детей в мир народных промыслов: дымки, гжели, хохломы. Исконно русский праздник «Пасха», где дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа. Чего только не было на праздниках: водили хороводы, состязались, кто кого переговорит, пели русские песни, приуроченные к тому или иному празднику, выступали ложкари, дети играли в русские народные игры, пели потешки. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.

В подготовке такого праздника большое значение имеет контакт с родителями, которые участвуют вместе с детьми в играх, народных обрядах (дети колядуют, а родители одаривают и т.п.). В зале собрались дети, родители, воспитатели. Ведущий рассказал о смысле, значении праздника. (Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путьк вечной жизни.) Дети сели за столы рядом с родителями. На каждом столе выпечка, букет из вербочек, свеча, салфетки, сладости в вазах. На зелени (проращенный в блюде овес) лежали крашеные яйца.

Также стараюсь знакомить детей с русскими народными сказками, где добро всегда побеждает зло. Так была сделана постановка по русской народной сказке «Морозко», которую дети разыграли на новогоднем утреннике, надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят, они с удовольствием разыгрывают сказочных героев. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, птиц, козу и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку в исполнении образцовых русских народных оркестров. Следующий большой праздник- масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядом издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.

За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице. Предварительно украшаем площадку, делаем ледяные постройки. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др. На наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые головастые».

Было и угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.

Праздник - Троица (другие названия - духов день, Семик, Березка). Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде девичьих посиделок. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры. Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия, я убедилась, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала, так стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён, песнями современных авторов, танцам, при этом большую помощь оказывает постоянно приобретающиеся диски, кассеты, литература, которые в дальнейшем использую на праздниках и развлечениях. Этот репертуар включаю также на праздниках: «Осенний праздник - Кузьминки», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «До свиданья, детский сад» и др. Также мы являемся постоянными участниками мероприятий, которые проводятся в нашем городе. Так мы каждый год выступаем на конкурсе «Эх, Семеновна!», «Мисс Малышка», фестивале «Красноуфимские звездочки» и др. Разрабатывая сценарии праздников, стараюсь их делать каждый раз неповторимым с прошлым праздником. Это даёт мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в детском саду. Увлеченность детей и воспитателей кружковой деятельностью делает коллектив более сплочённым, организованным, способствует развитию у коллектива чувства коммуникабельности, коллективизма, что помогает в работе.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие направления:

1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых
к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.

2. . Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранеевыученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы « про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

5. Музыкально-образовательная работа.

В музыкально-образовательной деятельности детей одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.

6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования.У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

7. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

8. Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

9. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Музыка играет особую роль в нравственном и эстетическом воспитании ребёнка. Благодаря своей одухотворённой энергии музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других искусство, насыщая ребёнка бесценным эмоциональным опытом.

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

При отборе содержания и методов работы кружка мы поставили перед собой следующие воспитательно-образовательные задачи:

1. Вариативность моделей познавательной деятельности.

2. Интегративность, определяющая взаимодействие различных видов искусств.

3. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям:

1. Занятия познавательного цикла.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками, пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить «Капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности. Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Программа составлена по типу программы по музыкальному воспитанию в детском саду Н.А.Ветлугиной, учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике.

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

Полную версию публикации можно скачать .