Этапы психолого педагогического консультирования. Психолого-педагогическая консультация. Межличностный конфликт

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся:

    к взаимоотношениям между родителями и детьми в возрасте от двух до трех лет. (В молодой семье)

    к взаимоотношениям между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

    к взаимоотношениям между родителями и детьми подросткового возраста.

    к межличностным проблемам при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей.

Консультативная деятельность– это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Консультация психолога- процесс обоюдного создания особых отношений взаимного сотрудничества психолога- консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.

Психолого- педагогическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше.

Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно- образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико- биологической нормы, но встретившимся с какими- либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско- родительских отношений).

К методам психолого- педагогического консультирования можно относить:

а)дискуссионные методы;

б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия.

Арттерапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов. Такая работа осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе. Другими вариантами работы с родителями является разработки своеобразных «учебников» для родителей, в которых очень коротко предлагалась необходимая родителям психологическая информация. Работа с родителями осуществляется психологом и таким методом, как психологический тренинг. Тренинг взаимодействия родителей и детей строятся на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.). Такие тренинги позволяют расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия в семье.

Работа с педагогами ведется с помощью социально- психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Одной из основных задач психологического консультирования членов семьи ребенка, имеющего нарушения развития, является оптимизация внутрисемейных отношений путем принятия и практической реализации родителями адекватных «ролевых пози­ций» по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей навыкам установления позитивного контакта с ребенком и воспи­тание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Достаточно распространенными являются ошибки родителей в отношении воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований к нему, закрепления за ним статуса «больного». Наблюдения педагогов и психологов пока­зывают, что если снижение требований в плане умственного раз­вития ребенка, его обучаемости в определенной степени оправ­данно, то оно должно быть минимальным в отношении повсе­дневных требований к предметно-практической деятельности ребенка и действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценно раз­вивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Во многих случаях, анализируя ситуацию в семье ребенка с отклонением в развитии, педагоги наблюдают обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка счету, чтению, письму, организуют дополнительные за­нятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить и усвоить. Все стремления родителей направлены на решение проблемы обуче­ния и устройства детей в школу. Поэтому педагогам образова­тельных учреждений иногда приходиться сталкиваться с ребен­ком, не владеющим элементарными навыками самообслужива­ния, но знающего буквы алфавита. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже незначительные трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В се­мье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.



Нередко в семьях, где кроме ребенка с отклонением в разви­тии есть нормально развивающиеся дети, складываются непра­вильные отношения между членами семьи. Полноценный ребе­нок в таких семьях становится в той или иной степени заброшен­ным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные или неадекватные поступки последнего. Все это может негативно отражаться на характере нормально развивающегося ребенка, а иногда может привести и к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у психолога и врача психоневролога способствуют установлению оптимального психологического климата в семье и преодолению тяжелых эмо­циональных переживаний и конфликтов у родителей.

Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

48.Характеристика и описание видов психологического консультирования по характеру теоретического подхода и степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом .

также используют в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием - дистантное психологическоеконсультирование.

49.Характеристика видов психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или образований.

Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальнойпсихолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Сфера применения психокоррекции

коррекция эмоционального развития ребёнка;

коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

психокоррекция поведения детей и подростков;

коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

коррекция недостатков когнитивной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

коррекция поведения.

Психотерапия (от греч. ψυχή - «душа», «дух» + греч. θεραπεία - «лечение», «оздоровление», «лекарство») - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик.

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - cite_note-.D0.9D.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BE.D0.BD-.D0.94.D0.B6.D0.BE.D1.83.D0.BD.D1.81-0

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

Индивидуальное психологическое консультирование;

Семейное психологическое консультирование;

Групповое психологическое консультирование;

Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

Мультикультурное психологическое консультирование.

Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматическихболезней». Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Реабилитация- процесс, цель которого предупредить развитие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалиду в достижении максимальной физической полноценности, на которую он годен в рамках существующего заболевания.

Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования, полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе полученных сведений психолог делает выводы:

· общая оценка уровня развития;

· сущность трудностей ребенка;

· степень их сложности;

· факторы, провоцирующие трудности;

· сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

· условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.

Р.С. Немов выделяет психолого-педагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные, составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование.

11.Психолого-педагогическое консультирование и его особенности. Психолого-педагогическое консультирование - Связано с вопросами обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других. Все проблемы можно свести к 3 моментам : 1. выявление причин различного рода трудностей в учебно- воспитательной работе с учащимися; 2. преодоление и профилактика отклонений интеллектуального и личностного развития ученика; 3. помощь в решении сложных вопросов конфликтных ситуации. Выделяют следующие направления: 1) Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками: например, в молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех лет или супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты. 2) Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников: родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится или почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми, или с учителями; 3) Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста: по какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.; 4) Консультирование родителей юношей и девушек: например, родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей. Функции психолого-педагогического консультирования : 1.псих просвещение, псих профилактика – предупреждение возможного неблагоприятного в психическом и личностном развитии. 2. псих консультация – решение тех проблем с которыми к нему приходят учителя, учащиеся, родители. 3. психодиагностика, психокоррекция – устранение отклонении в психическом и личностном развитии школьника, развитие способностей ребенка, формирование его личности. Основные задачи : Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Высшие учебные заведения – помощь в решении педагогических и психологических вопросов профессиональной ориентации, обеспечение адаптации, повышение мотивации и уровня притязаний учащегося.

12.Организация, функции и направления деятельности психологической службы предприятия, организации. Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Психологическая служба – структура подразделения организации целью которого является решение задач организации или достижение цели организации психологическими средствами и технологиями. Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации. Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным. Задачи : информационные, обучение, диагностические, консультативная, корректирующая, развивающая, диспетчерская – направление специалиста другому специалисту. Функции: исследовательские, консультативные, педагогические Компоненты: 1.психологическая подготовка руководителей и персонала; 2. психологическое обеспечение процесса деятельности; 3. корррекционная и реабилитационная – восстановление психологических сил сотрудников. В настоящее время в состав службы управления персоналом во многих отечественных организациях входит несколько подразделений – отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития, отдел охраны труда, социологическая лаборатория. Из функций этих подразделений и складываются функции службы в целом. Переходим к описанию функций этих основных подразделений: Отдел кадров – обеспечить кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение), ведение кадрового делопроизводства, анализ текучести кадров и дисциплины труда, учет движения персонала, подготовка кадровых приказов. Отдел обучения – организовать обучение руководителей, специалистов и рабочих по отдельным программам, организовать обучение и аттестацию по технике безопасности, организовать повышение квалификации, переподготовку всех уровней работников, обобщать опыт лучших работников, организовывать производственную практику. Отдел труда и заработной платы – разработка штатного расписания и изменений к нему, контроль численности по структурным подразделениям, внедрение современных систем оплаты труда, формирование и внедрение системы премирования, формирование коллективного договора и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ в части оплаты труда, разработка графиков работы, составление статистической отчетности. Отдел социального развития – планирование и использование средств социального страхования, организация фондов материальной помощи, оформление пенсионных дел, осуществление медицинского и др. видов страхования, организация выплат ссуд, различных пособий, обеспечение санаторно-курортными путевками, организация общественных мероприятий. Отдел охраны труда – контроль за соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда, работа по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, консультирование по вопросам охраны труда, согласование проектной документации в части охраны труда. Социологическая лаборатория - формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в коллективе. Подобная структура службы управления персоналом и ее функции во многом зависят от характера и размеров организации.

13.Психологическое профессиональное консультирование, его сущность, содержание и основные подходы. ППК – это вид психологической помощи направленной на согласование индивидуальных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность, профессиональное поведение, взаимодействие и общение. Важно: - реализуется потенциал, - есть внешнее требование рынка труда. – вносим конструктивные изменения. Направления ППК: 1. Профориентированное консультирование оптанта (человек выбирающий профессию). 2. Профконсультирование безработных (цель человек должен получить работу). 3. Консультирование персонала организации (деловое проконсультирование). В современных условиях ППК выступает: 1. ПК как функции профессиональной деятельности, т.е. осуществляется менеджерами по работе с персоналом, организационными психологами, сотрудниками служб управления персоналом в организациях корпоративного типа. 2. ПК как вид деятельности - например, в центрах занятости, центрах профориентации молодежи, социальных службах существует должность профконсультанта. Типы задач ПК: 1. Информационное (сообщение сведений). 2. Психодиагностика (не одного решения без этого нет). 3. Психологическая поддержка (помощь в преодолении отрицательных эмоций). 4. Профессиональное самоопределение. 5. Психологическая помощь (конкретное решение проблемы). Способы обращений за консультацией: 1. Самостоятельное обращение.2. Приглашение на консультацию. 3. Направление на консультацию.

14.Сущность, задачи, виды и направления профессионального консультирования персонала организации. Профессионально-психологическое (деловое) консультирование – вид психологической помощи, направленный на поиск и генерирование клиентом осознанных, нешаблонных действий по отношению к себе и другим, преодоление трудностей в процессе профессиональной деятельности с целью эффективного решения профессиональных задач, гармоничного профессионального развития, а также сохранение о восстановление психического здоровья. ДК - психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.ДК направлено на решение проблем проф. становления: проф. самоопределения, профпригодности, проф. адаптации, реализации профессионально-психолог. потенциала, проф. роста, карьеры, проф. реабилитации, а также преодоления проф. стагнаций, кризисов и конфликтов. Задачи: - уточнение и прояснение проблемы, с кот. столкнулся человек в своей проф. деятельности; - информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности; - изучение психологом личности консультируемого с целью выяснения его способности самостоятельно справиться с возникшей проблемой, психодиагностика социально-психолог. ситуации в организации; - формулирование рекомендаций по поводу того, как наилучшим способом решить проблему; - оказание текущей помощи в виде доп. практических советов в процессе разрешения проф. проблемы; - решение задач психопрофилактики, передача психологом элементарных, жизненно необходимых психолог. знаний, применение кот. возможно самим клиентом без специальной психолог. подготовки.Виды : - адаптационное; - стимулирующее; - карьерное; - реабилитационное; - информационно-аналитическое; - корректирующее; - консультирование увольняемых.Цель : разрешение личностных проблем субъективно воспринимаемых клиентом, как препятствие на пути к личностному и проф. развитию. В общем виде систему делового профконсультирования можно представить след. образом: 1. Технологии: а) акмеологическое консультирование: организованный специальным образом процесс общения психолога-консультанта и клиента, направленный на выработку нестандартных, творческих способов осуществления профессиональной деятельности, повышения личностного и профессионального уровня развития клиента. цель формирование и развитие креативной и творческой личности. задачи: 1. формирование цели профессиональной деятельности и профессионального развития 2. определение технологий профессионального развития 3. формирование карьерограмм 4. формирование профессиограммы специалиста 5. технологическое обеспечение. методы 1) Моделирование образа желаемого будущего в профессиональной, служебной или управленческой деятельности клиента. Решается путем конкретизации. 2) Систематизация и конкретизация ключевых факторов успеха, способствующих продуктивному движению клиента к образу желаемого будущего и от которых зависит преодоление профессиональных затруднений. 3) Переструктурирование, переосмысление «проблемного пространства», формирование представлений клиента о профессиональной деятельности, которые не позволяют добиться большего эффекта в процессе ее осуществления, а также о тех затруднениях, на которые, по мнению клиента, невозможно повлиять. б) коуч- консультирование - вид психологической помощи, направленной на подготовку индивидов и групп, овладение ими профессиональными навыками в целях достижения результата, успеха, цели, в установленные сроки, т.е. подготовка к конкретному событию. в) экспертное консультирование - процесс оказания помощи консультантом-экспертом в определении и решении профессиональной проблемы, с которой столкнулся индивид или группа. Консультант-эксперт решает профессиональные проблемы клиента с использованием методов, средств и технологий психологической науки. Экспертное консультирование проходит на рабочем месте консультируемого. Консультанта-эксперта интересует в первую очередь не внутренний мир клиента, а методы, приемы, способы, средства и технологии разрешения проблемной ситуации, соответствующие возможностям консультируемого. Задачи экспертного консультирования можно объединить в три группы : 1. .Профессионально-информационные - направленные на устранение дефицита знаний и умений. 2. Развивающие - ориентированные на развитие индивидуально-психологических качеств профессионала. 3. Концептуальные - связанные с формированием и развитием принципов и ценностей профессиональной деятельности. г) традиционное психолог. консультирование. 2. Содержание: - адаптация персонала, - мотивация и стимулирование, - разрешение конфликтов, - планирование и развитие карьеры, - проф. развитие и обучение, - социально-психолог. и трудовая реабилитация, - работа с увольняемыми работниками, - организационная культура, СПК и др. Виды ДК которые связаны с содержательной сферой : 1. Информационно-аналитическое профконсультирование осуществля­ется в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности, на всех этапах профстановления. Информационное консультирование направлено на формирование представлений о закономерностях функционирования психики, формирование и совершенствование навыков профессиональной и управленческой деятельности, навыков психосаморегуляции, построение оптимальных способов взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, а также формирование у специалистов психологического типа мышления, потребности в психологических знаниях и желание использовать их в реальной практической деятельности. Получение информации консультантом базируется на серьезной психодиагностической работе, ибо на ее основе психолог предоставляет ее клиентам: руководителям различных уровней, сотрудникам, заинтересованным лицам. 2. Адаптационное консультирование направлено на оказание помощи лицам при освоении новой должности, специальности, профессии или новой сферы деятельности в целях облегчения процесса адаптации и его ускорения. 3.Стимулирующее профконсулътирование предусматривает оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование. 4. Корректирующее профконсулътирование направлено на оказание психологической помощи лицам, в целях преодоления кризисов профессионального становления и исправления недостатков поведения, общения и деятельности, в случае негативных отклонений от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. 5. психореабилитационное консультирование - это процесс оказания помощи психотравмированным лицам в восстановлении их профессионально важных качеств, психических функций, личного статуса, системы отношений, эффективного поведения и осуществления профессиональной деятельности. 6. Карьерное консультирование - это процесс совместной деятельности консультанта и клиента по определению ценностей и профессиональных интересов, выявлению профессиональной направленности, уровня подготовки, образования, навыков и трудового опыта; анализу ближайших и долгосрочных целей, ресурсов и возможностей клиента для самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности, в организации и на рынке труда. 7. Консультирование увольняемых - это процесс оказания помощи увольняющемуся сотруднику, направленный на «смягчение» психологических последствий увольнения за счет оказания профессионально-психологической поддержки, ориентации на рынке труда в целях быстрого трудоустройства или определения новой социальной роли в обществе. 3. Категория консультируемых: - управленческое консультирование, - консультирование персонала организации. Этапы проведения делового консультирования : 1. установление контакта, 2. выявление запроса. 3. формирование образа желаемого результата, 4. выявление проблем на пути достижения цели, 5. выявление условий способствующих к успеху, 6. осознание причинно-следственной связи, 7. выработка альтернатив, 8. формирования конкретного пути и способа достижения цели, 9. коррекция проведения клиента в процессе осуществления принятого решения, 10. подведение итогов. Основной задачей каждой конкретной консультации является формирование психолог. навыков и развитие тех черт клиента, кот. способствуют преодолению наиболее значимых затруднений на пути к эффективной проф. деятельности и отмеченных специалистом перед проведением консультации как наиболее часто проявляющиеся в его работе. В зависимости от объекта психолог. воздействия в деловом профконсультировании можно выделить следующие формы оказания психолог. помощи: - индивидуальное и групповое консультирование; - консультирование кадров управления и руководителей, консультирование персонала организации.

15.Цели, задачи и содержание профориентационного консультирования. ПОК подростков = это вид психологической помощи в выборе профессии и соответствующего учебного заведения на основе формирования личного профессионального плана, в котором согласованы склонности оптанта, его способности и спрос на рынке труда. Характеристика процесса профессионального самоопределения: 1. Информированность учащегося (оптанта: виды профессионального образования, состояние рынка труда, различие учебных заведений). 2. Сформированность значимых мотивов. 3. Выраженность профессиональных интересов. 4. Наличие специальных способностей. 5. Практический опыт в избранной сфере деятельности. 6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений. 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, оценка, волевые качества). 8. Состояние здоровья. Концепция самоопределения: 1.вверху надо (востребованость). 2. Справа могу (это то что обеспечивает реализацию хочу, наши знании, умения, навыки). 3. Слева хочу (наши склонности, интересы). 4. Снизу стремлюсь (та характеристика личности которая характеризует его на рынке труда, его волевые качества). Цель ПОК : помочь выбрать профессию, учебное заведение, получить диплом/запасной вариант; профконсультация направлена на актуализацию и осознание оптантом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы. В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи: 1.установить контакт с оптантом; 2. собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана; 3. принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения; 4. аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана; 5. окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения. Сложность задач, стоящих перед профконсультантом, обусловлена факторами - особенности личности оптанта, - степень его готовности к откровенному обсуждению с консультантом своих проблем, - степень выраженности склонностей и способностей оптанта, - наличие или отсутствие у него профессионального плана.

16.Психологические особенности и содержание профессионально-психологического консультирования безработных. Безработица – это соц. явление в системе рыночных отношений, понимаемое, как отсутствие работы для трудоспособных граждан. Виды безработицы: 1. Текущая – незанятость в связи с переходом с одной работы на другую. 2. Скрытая – является дисбалансом спроса и предложений на рынке труда. 3. Структурная – отправка работников в вынужденный отпуск. 4. Массовая – как состояние в обществе. 5. Застойная – характерна для бомжей, тунеядцев и т.д. ППКБ – это профессиональная психологическая помощь, которую оказывает консультант в целях содействия клиенту в решении проблемы индивидуальной занятости, с учетом его состояния здоровья, потребностей, желаний, способностей и конкретной ситуации на рынке труда. Цель ППКБ – выбор, перемена профессий, подбор профиля переобучения с учетом поля выбора профессии. Конечная цель – трудоустройство. Задачи профконсультанта : 1. Информированность, т.е. доведение профессиографической информации. 2.Проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей. 3. Снятие негативных психических переживаний. 4. Оценка индивидуальных качеств и их соответствие требованиям избранной специальности. 5. Определение степени проф. пригодности. 6.Предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного, снижение самооценки. 7. Формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройство. 8. Психологическая поддержка в ситуации преодоления состояния безработицы. 9. Включение безработного в социально-профессиональные отношения.Проблемы безработных: 1. Неприятие ситуации, статуса безработного. 2. Потребность в поддержке и соучастии. 3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, тревожность 4. Запрос на снятие напряженности и психосаморегуляцию. 5. Конфликтное поведение в целом. 6. Проф. самоопределение (выбор или перевыбор профессии). 7. Расхождение запрашиваемой профессии с профессией по диплому (образованию). 8. Выбор профиля переобучения. 9. Вопросы, связанные с проф. карьерой и становлением.Негативные психические состояния безработных и работа с ними. 1) Состояния депрессии, переживания. 2) Снижение чувства удовлетворенности жизнью. 3) Усиление чувства одиночества. 4) Соц. изоляция (чел. стремится ограничить свои соц. контакты). 5) Потеря ощущения времени (распорядок дня, цикличность и т.д.). 6) Апатия, пассивность, покорность судьбе. 7) Преобладание состояния пессимизма, фатализма. 8) Повышенная возбудимость, агрессивность. 9) Дистресс (сам не может восстановить свои силы) 10) неврозы 11) переживание чувства страха. Работа с безработными . 1. Профконсультант: Формирование уверенности человека в своей способности справиться с трудностями поиска работы, Формирование установки на поиск работы, Формирование или активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, Анализ и активизация профессиональных потребностей и мотивов. 2. Специалист по профобучению: Формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональном обучении, Активизация познавательных мотивов, Активизация психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность. 3. Специалист по трудоустройству: Создание атмосферы благожелательности и взаимодействия, Активное выслушивание и сочувствие. 4.Психолог консультант: Формирование адекватной самооценки, Формирование установки на поведение преодоления, Устранение или ослабление скрытого эмоционального неблагополучия, Формирование эффективных форм поведения.Характерна гибкая структура консультирования: 1. Установка контакта.2. Снятие негативных эмоциональных переживаний клиента и осуществление психолог. поддержки.3. Выяснение проблемы клиента (тип безработицы и т.д.).4. Формирование образа желаемого будущего.5. Выявление проф. квалификации клиента, личностного потенциала клиента (связи, волевые качества, организаторские способности).6. Изучение проф. мотивов, наклонностей.7. Мотивационные составляющие профессионализации.8. Диагностика проф. способностей проф. пригодностей.9. Оценка направленности личности и уровня проф. определенности клиента.10. Согласование уровня проф. уровня, интересов, способностей с требованиями рынка труда.11. Формирование и корректировка личного проф. Плана; + к консультированию по мере необходимости:- проф. информирование;- минитренинги и т.д.Результат работы психолога с клиентом: Цель – трудоустройство клиента.Задачи: 1. Расширение информированности клиента о содержании различн. профессий.2. Внесение корректив в проф. планы и намерения клиента.3. Согласование самооценки, уровня проф. притязаний и возможностей клиента.4. Принятие решения клиентом о трудоустройстве на конкретную должность.Категории безработных, с которыми в обязательном порядке проводится проф. консультирование: 1) Безработным является выпускник школы-интерната.2) Безработный не имеет четкого надежного плана поиска работы.3) Необходимость смены профессии.4) У безработных серьезные, негативные переживания, высокий уровень стресса, тревожности.5) У безработных неадекватная самооценка.6) У безработных наблюдается потребность в исповеди.7) Безработным является гражданин, уволенный из вооруженных сил.8) Отсутствие навыков и умений поиска работы.9) Безработные, вернувшиеся из мест лишения свободы.Классификация безработных в зависимости от уровня активности в решении проблем занятости. Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.Безработные второго типа , как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.Безработные четвертого типа - люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная государственная система социальной реабилитации.

17.Отбор содержания по учебному курсу «Психология»: источники и принципы отбора содержания. Подготовка преподавателя к занятиям по психологии. При подготовке учебного курса по психологии используют в качестве источников следующие материалы, которые подразделяются на следующие виды: 1) Учебная литература в виде учебников и учебных пособий обычно является основным источником, на который опирается преподаватель. 2) Научная литература в виде монографий, статей в научных журналах и сборниках научных трудов часто используется преподавателями психологии в высших учебных заведениях. Научные книги и статьи представляют развернутое содержание научных исследований и предназначаются для коллег - профессиональных психологов, поэтому они не всегда доступны пониманию студентов. В отличие от учебных пособий они являются предметно-ориентированными и не рассчитаны на учебные цели. В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография - книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования. Преподавателю необходимо при подготовке к учебным занятиям изложить соответствующий материал в дидактически более доступной форме. 3) Научно-популярные книги и статьи также могут использоваться при подготовке и проведении учебных занятий по психологии как вспомогательные пособия. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии, поскольку предназначены для широкого круга лиц. 4) Новым источником информации по психологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий - подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку. Планирующей документацией являются перспективно-тематический план и планы занятий. Подготовка преподавателя к занятиям по ПС : Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. 1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины , которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами. 2.Знания преподавателя, не должны ограничиваться рамками учебников . Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с др. преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции. 3. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы , используя теоретические положения, исследования, исторические факты. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. 4. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана . Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия. Перспективно-тематический план - это рабочий документ преподавателям, который никем не утверждается. Его форма зависит от принятой методической системы преподавания. А) Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года.Б) Структура тематического плана должна содержать: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, кол-во часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу. Объём знаний, который должен получить студент. В) Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучение сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. 5. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру , то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и объем самостоятельной работы. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов : объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их. В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определенными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной. работы.